Оказание образовательных услуг сверх базового компонента в вопросах — ответах
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Оказание образовательных услуг сверх базового компонента в вопросах — ответах

Одной из функций учреждения дошкольного образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь является создание условий для обес­печения качества предоставляемых образовательных услуг, в т.ч. на платной основе. В данной статье рассмотрим ряд вопросов, связанных с порядком оказания таких услуг.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2918 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ранее содержание образовательных услуг сверх базового компонента включало в себя компоненты «Хореография», «Детское ручное ткачество», «Иностранный язык» и др. и данные услуги оказывались на платной основе. В обновленной программе вышеуказанные компоненты включены в учебную программу дошкольного образования. Занятия при реализации указанных компонентов должны проводиться платно или бесплатно?


Реализация содержания образовательных услуг сверх базового компонента («Хореография», «Детское ручное ткачество», «Иностранный язык» и пр.) по ранее действовавшей учебной программе дошкольного образования могла осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. Законодательно не было определено, что данные услуги должны оказываться только на платной основе.

С целью индивидуализации и дифференциации дошкольного образования обновленная учебная программа дошкольного образования включает компоненты, которые определяются закономерностями развития детей, способствуют расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития.

Таким образом, реализация указанных компонентов может проводиться как на платной основе, так и бесплатно.


Можем ли мы планировать платные образовательные услуги по запросам законных представителей воспитанников по следующим направлениям: театральная или художественно-­речевая деятельность, хореография, ручной труд, подготовка к школе, поздравление именинника, услуги ксерокопирования и пр.?


Содержание компонентов представлено в учебной программе дошкольного образования: «Детский фитнес», «Простейший туризм», «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский), «Детское ручное ткачество», «Техническое конструирование», «Декоративно-­прикладное искусство», «Хореография». Выбор компонентов осуществляется в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и ресурсными возможностями учреждения дошкольного образования.


Какая продолжительность занятий предусмотрена при реализации образовательных услуг и какие требования предъявляются при оказании данных услуг?


Занятия при реализации указанных компонентов проводятся не ранее, чем со средней группы воспитанников (от 4 до 5 лет) учреждения образования. Продолжительность занятий не должна превышать в средней группе воспитанников (от 4 до 5 лет) 20 мин, в старшей (от 5 до 6 лет) — 25 мин, в старшей (от 6 до 7 лет) — 30 мин.

В соответствии с п. 164 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8) занятия воспитанников дошкольного образования в рамках платных услуг в сфере образования и услуг, сопутствующих получению образования, организуются по группам с учетом следующих требований:

  • занятия должны проводиться в свободных групповых помещениях, в залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре или в специально оборудованных помещениях;
  • распорядок дня необходимо составлять согласно приложениям 12 и 13 к указанным Санитарным нормам и правилам;
  • занятия следует проводить с учетом состояния здоровья воспитанников;
  • занятия должны быть организованы для воспитанников не ранее чем с 4–5-летнего возраста;
  • продолжительность занятия не может превышать 30 мин;
  • наполняемость групп должна быть не более 12 воспитанников;
  • в группах с длительностью пребывания воспитанников от 10,5 до 12 ч занятия необходимо проводить после дневного сна и физических упражнений (по физическому воспитанию — после дневного сна) не более двух раз в неделю для воспитанников 4–5-летнего возраста, не более трех раз неделю — для воспитанников 5–6-летнего возраста;
  • в группах с кратковременным пребыванием воспитанников занятия следует организовывать в первую или во вторую половину рабочего дня учреждения дошкольного образования, в выходные дни — не более 4–5 раз в неделю для воспитанников 4–5-летнего возраста, не более 5–6 раз в неделю для воспитанников 5–6-летнего возраста;
  • занятия, в деятельности которых преобладает статический компонент, необходимо проводить не более двух раз в неделю;
  • при посещении воспитанником нескольких занятий с преобладанием статического компонента они должны чередоваться с занятиями динамического характера;
  • длительность работы воспитанников с природными материалами (глина, лоза, шишки, соломка), тканью, бумагой, картоном не может превышать 15 мин.

Организация занятий в приемных учреждений дошкольного образования, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, запрещается.


Не будет ли проведение платных образовательных услуг по направлениям «театральная или художественно-­речевая деятельность», «хореография», «ручной труд», «подготовка к школе», «поздравление именинника», «услуги ксерокопирования» и др. противоречить Общегосударственному классификатору Республики Беларусь 005–2011 «Виды экономической деятельности»?


При осуществлении учреждением образования внебюджетной деятельности виды оказываемых им услуг должны быть отражены в Уставе учреждения образования в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.

Пунктом 9 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 (далее — Положение о порядке формирования внебюджетных средств), определено, что внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов). В части сумм превышения доходов над расходами по внебюджетной деятельности, остающихся в распоряжении учреждения образования, средства могут быть использованы по направлениям, указанным в п. 25 Положения о порядке формирования внебюджетных средств.

Пунктом 2 ст. 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь установлено, что бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными до­кументами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

Министерство образования обращает внимание на то, что п. 30 Положения об учреждении дошкольного образования определены основные цели деятельности учреждения дошкольного образования: обеспечение разностороннего развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, содействие приобретению им социального опыта.

Организация иных видов услуг (поздравление именинника, услуги ксерокопирования и т. п.) не является приоритетной целью деятельности государственных учреждений образования.

Дополнительно необходимо указать, что данные вопросы детально обсуждались на вебинаре-­совещании со специалистами главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома, региональных институтов развития образования «Актуальные вопросы организации образовательного процесса при реализации обновленного содержания образовательной программы дошкольного образования». Министерством образования дано поручение вышеназванным структурам провести разъяснительную работу и методические мероприятия со специалистами учреждений дошкольного образования.  

2918 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Беларуси появится профессиональный стандарт «Педагогическая деятельность в учреждениях дошкольного образования»

Он скорректирует в том числе требования к образованию воспитателя. Об этом журналистам сообщил Министр образования Андрей Иванец перед началом заседания коллегии Министер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 86

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОПФР

Одним из критериев качества дошкольного образования является обеспеченность материально-технической базы учреждения образования, создание развивающей предметно-пространст...
№ 9 (153) 2024 Петроневич Наталья,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 510
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок