Разработан проект Концепции развития системы образования до 2030 года
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Разработан проект Концепции развития системы образования до 2030 года

В Министерстве образования Республики Беларусь разработан проект Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее — Концепция).

Рассмотрим, что предлагается внедрить в системе общего среднего образования в ближайшие годы.

Вы также имеете уникальную возможность поделиться своим мнением о Концепции. Присылайте свои предложения по изменениям и дополнениям Концепции на адрес электронной почты zdanovich@minedu.unibel.by до 20 июня.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Мировые тенденции развития системы дошкольного образования

Приоритет за рубежом — обеспечение равного доступа детей из разных социальных групп населения к качественному дошкольному образованию, которое должно обеспечить раннюю социализацию ребенка, формирование начальных ключевых компетенций, необходимых для последующего развития личности.

Особый акцент делается на создании без­опасных условий обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, подготовке их к обучению в начальной школе и эффективного взаимодействия с родителями.

В большинстве стран Европы, Северной Америке, Азии на государственном уровне приняты образовательные стандарты дошкольного образования, определяющие показатели развития ребенка к моменту перехода его на следующий уровень образования (начальная школа). Также приняты требования к программам на уровне дошкольного образования, к условиям их реализации, педагогическим работникам.

Текущее состояние системы дошкольного образования

В Республике Беларусь дошкольное образование — это первый уровень основного образования. Его приоритетами являются:

  • повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;
  • обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия;
  • совершенствование качества образовательного процесса.


За счет строительства УДО и иных мер увеличился до 85,3 % охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 %.

Снижается количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни в течение года (в 2020 г. — 3,6 дня).

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, не снят вопрос определения в детские сады по месту жительства.

С учетом вышеизложенного в 2021 г. и последующих годах в сфере дошкольного образования акцент будет сделан на обеспечении наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги, обновление материально-­технической базы УДО.

Цели, задачи, основные направления развития

Цель развития — обеспечение доступного и качественного дошкольного образования для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, создание равных стартовых возможностей в продолжении образования.

Основные задачи:

  • создать условия для равного доступа к качественному дошкольному образованию;
  • обеспечить условия для разностороннего развития и социализации детей дошкольного возраста, формирования у них функциональной грамотности.

Направления развития:

  • многофункциональная сеть УДО;
  • нормативное правовое и научно-­методическое обеспечение дошкольного образования;
  • развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в УДО, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
  • кадровый потенциал УДО.

Способы достижения цели и решения задач:

  • строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с государственными программами развития системы образования;
  • развитие дополнительных форм и услуг дошкольного образования;
  • обновление образовательного стандарта и учебно-­программной документации образовательной программы дошкольного образования;
  • разработка и внедрение научно-­методи­ческого обеспечения дошкольного образования, включающего педагогические технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирования ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
  • апробирование и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
  • создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
  • корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам УДО (музыкального руководителя, учитель-­дефектолог и др.);
  • разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
  • обеспечение возможности осуществления административных процедур в сфере дошкольного образования через единый портал электронных услуг.

Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа в соответствии с пятилетними планами и программами развития нацио­нальной системы образования.

Дошкольное образование

I этап (2021–2025 гг.):

  • строительство и открытие учреждений дошкольного образования (далее — УДО) разных видов и форм собственности в соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг.;
  • обновление образовательного стандарта и учебно-­программной документации образовательной программы дошкольного образования;
  • разработка и внедрение научно-­методи­ческого обеспечения дошкольного образования, включающего образовательные технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирования ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
  • разработка инструментария оценки качества дошкольного образования;
  • обеспечение УДО современным оборудованием;
  • создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
  • корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам УДО (музыкальный руководитель, учитель-­дефектолог и др.);
  • разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
  • перевод административных процедур в сфере дошкольного образования в электронную форму.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для представителей всех социальных групп белорусского общества;
  • строительство не менее 90 учреждений дошкольного образования, в т. ч. в Минске, в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах, в городах Солигорск, Брест, Барановичи, Жабинка, Орша, Речица, Шклов и др.;
  • снижение очередности при определении детей в УДО;
  • расширение перечня образовательных услуг, оказываемых УДО;
  • повышение качества дошкольного образования;
  • увеличение доли детей от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, — не менее 85 %;
  • сохранение 100 %-го охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования;
  • снижение уровня травматизма в УДО;
  • повышение обеспеченности УДО педагогическими кадрами.

II этап (2026–2030 гг.):

  • строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2026–2030 гг.;
  • внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
  • апробация и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
  • обновление материальной базы УДО;
  • разработка стратегических направлений и механизмов совершенствования дошкольного образования в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-­экономического развития Рес­публики Беларусь после 2030 г.;

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение доступности УДО;
  • 100 %-й охват детей дошкольного возраста различными формами качественного дошкольного образования, отвечающего принципам устойчивого развития;
  • создание электронной базы данных об УДО и системе дошкольного образования;
  • совершенствование нормативного правового обеспечения системы дошкольного образования после 2030 г.

Кадровое обеспечение системы образования

I этап (2021–2025 гг.):

  • увеличение количества педагогических работников, получивших высшее образование II ступени, научно-­ориентированное образование, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук;
  • корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам;
  • подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
  • расширение практики обучения педагогов на рабочем месте, в т. ч. определение видов практики с 1‑го по 4‑й курс с последовательно выстроенным усложняющимся содержанием;
  • привлечение к обучению будущих педагогов ведущих специалистов образовательной отрасли, в т. ч. учителей-­методистов;
  • развитие института наставничества;
  • разработка секторальной рамки и ряда профессиональных стандартов педагогического образования;
  • разработка и утверждение Концепции непрерывного инженерно-­педагогического образования;
  • разработка новой модели инженерно-­педагогических кадров и новых образовательных стандартов их подготовки;
  • создание агентства по обеспечению качества образования;
  • разработка и апробация механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
  • установление партнерских отношений между учреждениями системы педагогического образования и другими социальными институтами;
  • развитие практики повышения профессиональных компетенций педагогами в рамках деятельности профессиональных сообществ, усиление роли института «корпоративного обучения»;
  • создание условий для развития просо­циальной активности, культуры и личностного развития молодых педагогов;
  • развитие научно-­педагогических школ и увеличение их численности;
  • создание экспериментально-­иннова­ционной среды непрерывного педагогического образования за счет расширения деятельности школ-лабораторий;
  • обеспечение сотрудничества, обмена опытом и научно-­практическими разработками будущих и практикующих специалистов;
  • разработка и реализация мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии (в т. ч. профессии «мастер производственного обучения» и «преподаватель учреждения профессионального образования»), стимулирующих поступление молодежи на инженерно-­педагогические специальности и привлечение в систему профессионального образования работников предприятий и организаций;
  • организация системной многоканальной работы по формированию и поддержанию имиджа педагогического работника, включая СМИ, систему социального партнерства с рекламодателями, взаимодействие с партнерами и выпускниками, рекламу (печатную, наружную, телевизионную и т. д.), PR-мероприятия, событийный маркетинг, личные контакты, корпоративную культуру, устные рекомендации и др.

Ожидаемые результаты:

  • внедрение профессиональных стандартов педагогической деятельности и механизмов независимой оценки и сертификации педагогических квалификаций;
  • создание условий для выстраивания педагогами индивидуальной образовательной траектории;
  • рост престижности педагогических профессий в обществе;
  • повышение качества подготовки педагогических кадров.

II этап (2026–2030 гг.):

  • подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
  • разработка и реализация программы привлечения квалифицированных педагогических кадров в сельские регионы и регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
  • внедрение механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
  • расширение перечня мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии.

Ожидаемые результаты:

  • формирование высококвалифицированного научно-­педагогического кадрового состава системы образования, ориентированного на подготовку специалистов для инновационных отраслей экономики.

Экономика образования

I этап (2021–2025 гг.):

  • внедрение нормативного планирования расходов в расчете на одного обучающегося в учреждениях дошкольного, профессионально-­технического и среднего специального образования, финансируемых из средств местных бюджетов;
  • разработка нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять софинансирование подготовки кадров организациями — заказчиками кадров;
  • разработка механизма бюджетного финансирования реализации учреждениями образования образовательных программ дополнительного образования взрослых по рабочим профессиям (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  • приоритетное повышение заработной платы педагогических работников в целях обеспечения к 2025 г. соотношения заработной платы со среднереспубликанским уровнем: педагогических работников — до 100 %, учителей — до 106 %, профессорско-­препо­давательского состава — до 150 %;
  • внедрение системы материального поощрения научных и педагогических работников, обучающихся с высоким индексом Хирша (h-индексом);
  • создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы учреждений образования и педагогов;
  • наращивание внебюджетной деятельности в учреждениях образования и экспорта услуг;
  • расширение мер по социальной защите работников системы образования и обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение эффективного и рационального использования ресурсов в системе образования;
  • увеличение заработной платы отдельным категориям работников образования.

II этап (2026–2030 гг.):

  • совершенствование нормативного планирования расходов в учреждениях дошкольного, общего среднего, профес­сионально-­технического и среднего специального образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
  • повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
  • совершенствование оплаты труда педагогических работников путем усиления ее дифференциации с учетом объема, сложности и результативности работы.

Ожидаемые результаты:

  • справедливое, прозрачное, рациональное распределение средств на функционирование учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-­технического и среднего специального образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
  • повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
  • повышение привлекательности педагогической профессии.

Цифровизация системы образования

В данном разделе в рамках I этапа (2021–2022 гг.) наиболее существенны такие планы цифровизации, указанные в Концепции, как:

  • последовательный переход к использованию в системе образования программного обеспечения «по подписке»;
  • разработка электронных документов об образовании и электронных сертификатов компетенций выпускников;
  • разработка единого информационно-­образовательного ресурса (ЕИОР), обеспечивающего доступ к цифровому образовательному контенту для прохождения дистанционного обучения;
  • разработка и ввод в эксплуатацию Респуб­ликанской информационно-­образова­тельной среды (РИОС) и др.

В рамках II этапа (2023–2030 гг.):

  • цифровизация процессов взаимодействия с работодателями, в т. ч. процедуры предоставления выпускнику первого рабочего места;
  • массовое распространение в учреждениях образования результатов пилотных проектов;
  • разработка и внедрение автоматизированных систем управления учреждениями образования, интегрированных с респуб­ликанскими информационными системами (РИОС, ЕИОР) и сайтами учреждений образования;
  • разработка научно-­методического обес­печения образования на всех его уровнях с использованием цифровых платформ, сервисов и инструментов, облачных технологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта;
  • внедрение персонального цифрового профиля обучающегося;
  • переход к использованию электронных документов об образовании и электронных сертификатов компетенций выпускников;
  • разработка информационно-­аналитичес­кого портала качества образования и др.

Полная версия проекта Концепции.

От редакции
Ваши предложения по изменениям и дополнениям Концепции вы можете присылать Владимиру Здановичу на адрес электронной почты zdanovich@minedu.unibel.by до 20 июня.

2617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Личные дела работников: что изменилось со 2 июня

Со 2 июня 2024 г. вступило в силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2024 № 29, которым утверждена новая Инструкция о порядке формирования, в...
№ 6 (150) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 856
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок