Мировые тенденции развития системы дошкольного образования
Приоритет за рубежом — обеспечение равного доступа детей из разных социальных групп населения к качественному дошкольному образованию, которое должно обеспечить раннюю социализацию ребенка, формирование начальных ключевых компетенций, необходимых для последующего развития личности.
Особый акцент делается на создании безопасных условий обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, подготовке их к обучению в начальной школе и эффективного взаимодействия с родителями.
В большинстве стран Европы, Северной Америке, Азии на государственном уровне приняты образовательные стандарты дошкольного образования, определяющие показатели развития ребенка к моменту перехода его на следующий уровень образования (начальная школа). Также приняты требования к программам на уровне дошкольного образования, к условиям их реализации, педагогическим работникам.
Текущее состояние системы дошкольного образования
В Республике Беларусь дошкольное образование — это первый уровень основного образования. Его приоритетами являются:
- повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;
 - обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования на основе межведомственного взаимодействия;
 - совершенствование качества образовательного процесса.
 
За счет строительства УДО и иных мер увеличился до 85,3 % охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет.
Норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 %.
Снижается количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни в течение года (в 2020 г. — 3,6 дня).
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, не снят вопрос определения в детские сады по месту жительства.
С учетом вышеизложенного в 2021 г. и последующих годах в сфере дошкольного образования акцент будет сделан на обеспечении наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги, обновление материально-технической базы УДО.
Цели, задачи, основные направления развития
Цель развития — обеспечение доступного и качественного дошкольного образования для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, создание равных стартовых возможностей в продолжении образования.
Основные задачи:
- создать условия для равного доступа к качественному дошкольному образованию;
 - обеспечить условия для разностороннего развития и социализации детей дошкольного возраста, формирования у них функциональной грамотности.
 
Направления развития:
- многофункциональная сеть УДО;
 - нормативное правовое и научно-методическое обеспечение дошкольного образования;
 - развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в УДО, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
 - кадровый потенциал УДО.
 
Способы достижения цели и решения задач:
- строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с государственными программами развития системы образования;
 - развитие дополнительных форм и услуг дошкольного образования;
 - обновление образовательного стандарта и учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;
 - разработка и внедрение научно-методического обеспечения дошкольного образования, включающего педагогические технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирования ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
 - апробирование и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
 - создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
 - корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам УДО (музыкального руководителя, учитель-дефектолог и др.);
 - разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
 - обеспечение возможности осуществления административных процедур в сфере дошкольного образования через единый портал электронных услуг.
 
Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа в соответствии с пятилетними планами и программами развития национальной системы образования.
Дошкольное образование
I этап (2021–2025 гг.):
- строительство и открытие учреждений дошкольного образования (далее — УДО) разных видов и форм собственности в соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг.;
 - обновление образовательного стандарта и учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;
 - разработка и внедрение научно-методического обеспечения дошкольного образования, включающего образовательные технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирования ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
 - разработка инструментария оценки качества дошкольного образования;
 - обеспечение УДО современным оборудованием;
 - создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
 - корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам УДО (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог и др.);
 - разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
 - перевод административных процедур в сфере дошкольного образования в электронную форму.
 
Ожидаемые результаты:
- обеспечение равных стартовых возможностей для представителей всех социальных групп белорусского общества;
 - строительство не менее 90 учреждений дошкольного образования, в т. ч. в Минске, в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах, в городах Солигорск, Брест, Барановичи, Жабинка, Орша, Речица, Шклов и др.;
 - снижение очередности при определении детей в УДО;
 - расширение перечня образовательных услуг, оказываемых УДО;
 - повышение качества дошкольного образования;
 - увеличение доли детей от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, — не менее 85 %;
 - сохранение 100 %-го охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования;
 - снижение уровня травматизма в УДО;
 - повышение обеспеченности УДО педагогическими кадрами.
 
II этап (2026–2030 гг.):
- строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2026–2030 гг.;
 - внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
 - апробация и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
 - обновление материальной базы УДО;
 - разработка стратегических направлений и механизмов совершенствования дошкольного образования в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь после 2030 г.;
 
Ожидаемые результаты:
- обеспечение доступности УДО;
 - 100 %-й охват детей дошкольного возраста различными формами качественного дошкольного образования, отвечающего принципам устойчивого развития;
 - создание электронной базы данных об УДО и системе дошкольного образования;
 - совершенствование нормативного правового обеспечения системы дошкольного образования после 2030 г.
 
Кадровое обеспечение системы образования
I этап (2021–2025 гг.):
- увеличение количества педагогических работников, получивших высшее образование II ступени, научно-ориентированное образование, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук;
 - корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам;
 - подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
 - расширение практики обучения педагогов на рабочем месте, в т. ч. определение видов практики с 1‑го по 4‑й курс с последовательно выстроенным усложняющимся содержанием;
 - привлечение к обучению будущих педагогов ведущих специалистов образовательной отрасли, в т. ч. учителей-методистов;
 - развитие института наставничества;
 - разработка секторальной рамки и ряда профессиональных стандартов педагогического образования;
 - разработка и утверждение Концепции непрерывного инженерно-педагогического образования;
 - разработка новой модели инженерно-педагогических кадров и новых образовательных стандартов их подготовки;
 - создание агентства по обеспечению качества образования;
 - разработка и апробация механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
 - установление партнерских отношений между учреждениями системы педагогического образования и другими социальными институтами;
 - развитие практики повышения профессиональных компетенций педагогами в рамках деятельности профессиональных сообществ, усиление роли института «корпоративного обучения»;
 - создание условий для развития просоциальной активности, культуры и личностного развития молодых педагогов;
 - развитие научно-педагогических школ и увеличение их численности;
 - создание экспериментально-инновационной среды непрерывного педагогического образования за счет расширения деятельности школ-лабораторий;
 - обеспечение сотрудничества, обмена опытом и научно-практическими разработками будущих и практикующих специалистов;
 - разработка и реализация мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии (в т. ч. профессии «мастер производственного обучения» и «преподаватель учреждения профессионального образования»), стимулирующих поступление молодежи на инженерно-педагогические специальности и привлечение в систему профессионального образования работников предприятий и организаций;
 - организация системной многоканальной работы по формированию и поддержанию имиджа педагогического работника, включая СМИ, систему социального партнерства с рекламодателями, взаимодействие с партнерами и выпускниками, рекламу (печатную, наружную, телевизионную и т. д.), PR-мероприятия, событийный маркетинг, личные контакты, корпоративную культуру, устные рекомендации и др.
 
Ожидаемые результаты:
- внедрение профессиональных стандартов педагогической деятельности и механизмов независимой оценки и сертификации педагогических квалификаций;
 - создание условий для выстраивания педагогами индивидуальной образовательной траектории;
 - рост престижности педагогических профессий в обществе;
 - повышение качества подготовки педагогических кадров.
 
II этап (2026–2030 гг.):
- подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
 - разработка и реализация программы привлечения квалифицированных педагогических кадров в сельские регионы и регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
 - внедрение механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
 - расширение перечня мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии.
 
Ожидаемые результаты:
- формирование высококвалифицированного научно-педагогического кадрового состава системы образования, ориентированного на подготовку специалистов для инновационных отраслей экономики.
 
Экономика образования
I этап (2021–2025 гг.):
- внедрение нормативного планирования расходов в расчете на одного обучающегося в учреждениях дошкольного, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из средств местных бюджетов;
 - разработка нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять софинансирование подготовки кадров организациями — заказчиками кадров;
 - разработка механизма бюджетного финансирования реализации учреждениями образования образовательных программ дополнительного образования взрослых по рабочим профессиям (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
 - приоритетное повышение заработной платы педагогических работников в целях обеспечения к 2025 г. соотношения заработной платы со среднереспубликанским уровнем: педагогических работников — до 100 %, учителей — до 106 %, профессорско-преподавательского состава — до 150 %;
 - внедрение системы материального поощрения научных и педагогических работников, обучающихся с высоким индексом Хирша (h-индексом);
 - создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы учреждений образования и педагогов;
 - наращивание внебюджетной деятельности в учреждениях образования и экспорта услуг;
 - расширение мер по социальной защите работников системы образования и обучающихся.
 
Ожидаемые результаты:
- обеспечение эффективного и рационального использования ресурсов в системе образования;
 - увеличение заработной платы отдельным категориям работников образования.
 
II этап (2026–2030 гг.):
- совершенствование нормативного планирования расходов в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
 - повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
 - совершенствование оплаты труда педагогических работников путем усиления ее дифференциации с учетом объема, сложности и результативности работы.
 
Ожидаемые результаты:
- справедливое, прозрачное, рациональное распределение средств на функционирование учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
 - повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
 - повышение привлекательности педагогической профессии.
 
Цифровизация системы образования
В данном разделе в рамках I этапа (2021–2022 гг.) наиболее существенны такие планы цифровизации, указанные в Концепции, как:
- последовательный переход к использованию в системе образования программного обеспечения «по подписке»;
 - разработка электронных документов об образовании и электронных сертификатов компетенций выпускников;
 - разработка единого информационно-образовательного ресурса (ЕИОР), обеспечивающего доступ к цифровому образовательному контенту для прохождения дистанционного обучения;
 - разработка и ввод в эксплуатацию Республиканской информационно-образовательной среды (РИОС) и др.
 
В рамках II этапа (2023–2030 гг.):
- цифровизация процессов взаимодействия с работодателями, в т. ч. процедуры предоставления выпускнику первого рабочего места;
 - массовое распространение в учреждениях образования результатов пилотных проектов;
 - разработка и внедрение автоматизированных систем управления учреждениями образования, интегрированных с республиканскими информационными системами (РИОС, ЕИОР) и сайтами учреждений образования;
 - разработка научно-методического обеспечения образования на всех его уровнях с использованием цифровых платформ, сервисов и инструментов, облачных технологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта;
 - внедрение персонального цифрового профиля обучающегося;
 - переход к использованию электронных документов об образовании и электронных сертификатов компетенций выпускников;
 - разработка информационно-аналитического портала качества образования и др.
 
Полная версия проекта Концепции.
От редакции
Ваши предложения по изменениям и дополнениям Концепции вы можете присылать Владимиру Здановичу на адрес электронной почты zdanovich@minedu.unibel.by до 20 июня.