Система контроля в учреждении дошкольного образования: в помощь руководителю

Система контроля в учреждении дошкольного образования: в помощь руководителю

В деятельности руководителя учреждения дошкольного образования все управленческие функции являются важными и значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приводит к сбою во всем управлении. Особое значение придается контролю. Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь.

Шевченко Виолетта

заведующий государственным учреждением образования «Санаторный детский сад №366 г. Минска»

2115 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Контроль является базой для принятия решений: позволяет установить, все ли в учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями коллегиальных органов или распоряжениями руководителя, помогает выявить ошибки и их причины, определить пути и методы устранения недочетов. 

Отстраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход образовательного процесса, управлять им. Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в функционировании учреждения дошкольного образования.

Справочно: контроль — функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в учреждении дошкольного образования, деятельности его подразделений, сотрудников требованиям нормативных правовых актов, стандартов, локальных актов, управленческих решений.

Актуальной проблемой является создание целостной системы реализации контрольной функции в управленческой деятельности руководителя учреждения дошкольного образования.

С чего же начать работу по построению системы контроля в учреждении образования?

Изучение нормативных правовых актов

Безусловно, как и любую работу, начинать необходимо с изучения нормативных документов. В данном случае нормативных актов, регламентирующих осуществление контроля в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (глава 13 «Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования»);

Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 183.

Принципы контроля

Следующий шаг — изучение принципов контроля:

стратегическая направленность контроля.

Все основные усилия контролируемых и контролирующих должны быть сосредоточены на главных направлениях образовательного процесса;

целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля.

Деятельность субъектов контроля будет осуществляться успешно, если четко определены:

– цель и задачи контроля; 

– предмет контроля; 

– состав контролирующей и контролируемой групп;

– сроки контроля;

системность контроля. 

Во-первых, этот принцип настраивает субъектов контроля рассматривать образовательный процесс как целостную систему, а объект контролирующей деятельности — как неотъемлемую часть данной системы. Во-вторых, необходимо осознание того, что контроль является лишь одним из компонентов системы управления, и, следовательно, необходимо устанавливать взаимосвязи контроля с другими управленческими функциями. В-третьих, сам контроль — это системное образование, строящееся на основе системного анализа и оценки получаемых при изучении сведений;

демократичность и толерантность. 

Этот принцип предполагает смещение центра тяжести с административного контроля, осуществляемого преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию. Контроль является делом не только администрации, но и педагогов, и, в определенной степени, родителей воспитанников. Он должен быть открытым, гласным, ориентированным на конструктивное решение имеющихся проблем. Делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в осуществлении контроля — это, среди прочего, рациональное использование сил и времени руководителя;

оптимальность и объективность. 

При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые должны быть адекватными целям проверки, а также позволят получить объективную информацию о состоянии контролируемого объекта;

созидательность осуществляемой проверки. 

Основное предназначение контроля заключается в том, чтобы способствовать созиданию положительных результатов в образовательном процессе, повышению качества, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.

Выбор и описание компонентов системы контроля

Компонентами системы контроля являются цели, задачи, объекты, субъекты, содержание, формы, виды, методы, результаты контроля. Отсутствие хотя бы одного из компонентов приведет к сбою, а точнее — к невозможности создания целостной системы контроля.

Цель контроля

Цель контроля — это установление соответствия реального положения дел в учреждении дошкольного образования, деятельности его подразделений, сотрудников требованиям нормативных правовых актов, стандартов, локальных актов, управленческих решений.

Задачи контроля

К основным задачам контроля относится:

сбор информации о состоянии объекта;

оценка состояния процесса на основе анализа полученной информации;

выявление причин трудностей и недостатков, имеющих место в каком-либо звене деятельности;

предупреждение отклонений фактического состояния от запланированного;

изучение и пропаганда лучшего опыта.

Объекты контроля

Объектами контроля в учреждении дошкольного образования являются:

образовательный процесс. 

Поскольку образовательный процесс очень широк и включает различные виды деятельности воспитанников, то в зависимости от целей конкретизируется и объект контроля. При определении объекта контроля руководитель обычно выбирает какой-либо раздел программы, который будет изучаться (контролироваться): физическую культуру, развитие речи и общение, познавательно-практическую деятельность, игровую деятельность и т.п. При изучении образовательного процесса оценивается качество работы педагогов, их профессиональное мастерство;

выполнение инструкций, локальных актов;

соблюдение санитарно-гигиенических норм (производственный контроль);

соблюдение требований охраны труда;

методическая работа и научно-методическое обеспечение;

аттестация педагогов;

взаимодействие с семьями воспитанников;

психолого-педагогическое сопровождение;

организация работы по защите прав ребенка;

организация питания воспитанников;

медицинское обслуживание;

предметно-развивающая среда;

материально-техническое обеспечение;

финансовая деятельность и др.

Субъекты контроля

Субъектами контроля в учреждении дошкольного образования выступают заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, заместитель заведующего по хозяйственной работе, шеф-повар, педагоги, работающие на самоконтроле, а также медицинский персонал системы здравоохранения, работающий в учреждении образования. 

Содержание контроля

Содержание контроля — это совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм. Иными словами, это те действия, операции, благодаря которым объект контроля преобразуется, и достигается определенный результат.

Рассматривая функцию контроля с позиции содержания, прежде всего, заведующий учреждением дошкольного образования должен четко распределить функциональные обязанности, связанные с реализацией контроля, между всеми субъектами контроля. Необходимо, чтобы каждый из них четко представлял и реализовывал возложенные на него функции.

Виды контроля

Специфика, глубина и направленность контроля определяется его видами, которые каждый руководитель определяет исходя из конкретного анализа деятельности учреждения дошкольного образования.

Методы контроля

Метод (от греч. methodos — путь исследования) — способ достижения цели; совокупность определенных приемов.

В процессе контроля применяются следующие методы:

наблюдение;

беседа;

анкетирование;

анализ документации;

анализ продуктов детской деятельности;

диагностика;

самооценка;

опрос;

тестирование.

Результаты контроля

Определив цели и задачи, объекты и субъекты, содержание, формы, виды и методы, мы логично подошли к последнему компоненту контроля — результатам, которые могут быть текущими, промежуточными и конечными. Они выступают предметом рассмотрения на разных уровнях управления: совете учреждения, педагогическом совете, оперативном совещании, собрании трудового коллектива, попечительском совете и пр.

Результаты контроля, как правило, оформляются в виде справки или информации. Непосредственными продуктами контроля являются различного рода управленческие решения, рекомендации, распоряжения, приказы.

Оценивая результаты, заведующий и заместитель заведующего по основной деятельности знакомятся с показателями состояния здоровья детей, их физического развития как главного результата в работе коллектива учреждения дошкольного образования. Кроме того, в качестве результатов выступают условия, созданные для жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении; достижения педагогов и их профессиональный рост; наличие положительного психологического микроклимата; удовлетворенность родителями работой дошкольного учреждения и др.

Алгоритм осуществления контроля

Заключительной стадией работы по построению системы контроля учреждения дошкольного образования является составление алгоритма осуществления контроля (см. таблицу 2).

Внедрение системы контроля учреждения дошкольного образования, как и любой управленческой технологии, предполагает наличие коэффициента полезного действия.

Конечно, каждый руководитель имеет свои внутренние критерии «полезности». Однако, если в результате внедрения системы контроля учреждение погрязло в различных таблицах и отчетах, есть подозрение, что внедряется «контроль ради контроля», и к повышению эффективности управления это едва ли имеет отношение. А если в результате внедрения новой программы производственного контроля все время уходит на составление, корректировку и анализ учетной документации, значит, это очередная управленческая игрушка, а не работающий инструмент.

По нашему мнению, есть два ключевых критерия, своего рода фильтры, через которые можно пропустить любую технологию или систему, прежде чем принять решение о ее использовании в учреждении.

Критерий № 1: простота. На наш взгляд, чем проще устроена какая-либо система, тем больше шансов, что она будет работать эффективно и без сбоев.

Критерий № 2: экономия времени руководителя. Внедряемая система должна сокращать время руководителя, затрачиваемое на решение того вопроса, из-за которого она внедрялась. Но не наоборот!  

1   Образец содержания программы производственного контроля учреждения дошкольного образования

2   Образец акта проверки санитарного состояния

3   Образец отчета специалиста к анализу работы учреждения образования за учебный год

4   Требования к оформлению справки по результатам контроля

2115 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

О предоставлении трудовых и иных видов отпусков – в новой инфографике Pravo.by

В этом году в Трудовой кодекс и иные акты законодательства были внесены изменения, которые направлены на совершенствование правового регулирования трудовых и связанных с...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 63
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок