Раннее выявление семейного неблагополучия: памятка руководителя*
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Раннее выявление семейного неблагополучия: памятка руководителя*

Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего2. В частности, педагогическими работниками — в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц.

1293 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

* Подготовлено на основании Методических рекомендаций по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденных Министром образования Республики Беларусь И.В. Карпенко от 14 декабря 2017 г. (далее — Методические рекомендации).

** Утверждены приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 с последующими изменениями и дополнениями.

Раннее выявление семейного неблагополучия

Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования (в учреждениях дошкольного образования), классному руководителю (в учреждениях общего среднего образования), куратору (мастеру производственного обучения) (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования) (далее — педагогические работники).

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся педагогическими работниками должно осуществляться регулярно.

Рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому — один раз в год; чаще — при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и т.д.

Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, педагогическим работникам рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление педагогическими работниками актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.

Отражение результатов посещения обучающихся на дому в документах

Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:

воспитателем учреждения дошкольного образования в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках*;

классным руководителем в классном журнале**;

куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы***.

_____________________

* См. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году» от 17 июля 2017 г. (приложение «Основная документация педагогических работников в учреждениях дошкольного образования»).

** В разделе «Улiк арганiзацыйна-выхаваўчай работы» делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому.

*** В разделе «Карта персонифицированного учета».

На что следует обращать внимание при изучении особенностей семейного воспитания

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего педагогическим работникам необходимо обратить внимание на следующее:

санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения;

обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности);

наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха;

взаимоотношения между членами семьи.

Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием педагогических работников.

Выявление несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации

При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.

Руководитель субъекта профилактики семейного неблагополучия*, иной организации после получения информации о семейном неблагополучии обязан в течение одного рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения детей.

* К субъектам профилактики семейного неблагополучия согласно Методическим рекомендациям относятся: государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию.

Справочно: информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления.

Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении.

Управление (отдел) образования, спорта и туризма, осуществляющее функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее — управление (отдел) образования), ведет Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан*. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом начальника управления (отдела) образования.

Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, в течение одного рабочего дня с момента ее поступления направляется управлением (отделом) образования в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается), или в социально-педагогический центр (далее — СПЦ) по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего. СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования.

Справочно: в случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования информация направляется в каждое из них.

Выявление признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания

О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания педагогические работники немедленно информируют администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан**. В указанный Журнал вносится вся поступившая информация и от педагогических работников, и извне (от граждан, государственных органов, учреждений и др.). Нумерация в журнале сквозная (записи делаются последовательно в соответствии с датой поступления).

Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.

К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относится состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода и т.д.), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребенка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого, неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребенка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении, и т.п.  

Памятка подготовлена редакцией журнала

* Скачать ЖУРНАЛ учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан.

** Скачать ЖУРНАЛ учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан.

1293 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Сборник готовых решений: должностные и рабочие инструкции»

Сборник содержит порядок разработки, хранения, изменения должностной (рабочей) инструкции, правила ознакомления работника с инструкцией, типичные ошибки при составлении и...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 278
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок