Типичные нарушения законодательства о труде, выявляемые Департаментом госинспекции труда: памятка для заведующего
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Типичные нарушения законодательства о труде, выявляемые Департаментом госинспекции труда: памятка для заведующего

Нарушения законодательства о труде влекут за собой административную ответственность для руководителей и иных должностных лиц нанимателя (до 20 базовых величин), а также непосредственно для учреждения дошкольного образования как юридического лица (до 100 базовых величин). В данной памятке мы рассмотрим типичные нарушения законодательства о труде, которые выявляют государственные инспекторы труда Департамента госинспекции труда при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде.

1234 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нарушения в области оплаты труда

К наиболее серьезным случаям несоблюдения законодательства о труде, выявляемым Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, относятся следующие нарушения, связанные с вопросами оплаты труда:

  • нарушения нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.19 КоАП;

Справочно: правоприменительная практика к нарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 9.19 КоАП, относит не только несоблюдение периодичности и сроков выплаты заработной платы, установленных коллективными договорами и трудовыми договорами (контрактами). В их число входят также несвоевременная выплата работнику всех сумм, причитающихся от нанимателя при увольнении, и несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска.

  • несоблюдение гарантий, предусмотренных ст. 95 ТК, которой закреплена обязанность нанимателя выдавать работнику аванс при направлении в служебную командировку, оплачивать суточные и иные командировочные расходы;
  • в нарушение требований ст. 59 ТК работникам выплачивается заработная плата в размере ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы;
  • при несвоевременной выплате заработной платы, а также в связи с инфляцией нанимателями не всегда производится индексация выплат в соответствии с требованиями ст. 58 ТК;
  • нанимателями не соблюдаются гарантии по оплате труда за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, предусмотренные ст. 69 ТК;

Справочно: частью 1 ст. 69 ТК предусмотрено, что за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (ч. 1 ст. 147) и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата. Работникам со сдельной оплатой труда — не ниже сдельных расценок, работникам с повременной оплатой труда — не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

  • наниматели не ведут учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником, чем допускают нарушение ст. 122 ТК. При этом наниматель не соблюдает требования ст. 133 ТК и избегает обязанности по учету явки работников на работу и ухода с нее, а время выполнения работниками сверхурочных работ в подобном случае не заносится в табель и не учитывается отдельно;
  • допускаются нарушения требований ст. 80 ТК, устанавливающих обязанность нанимателя по выдаче работнику ежемесячно расчетного листка с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате.

Нарушения при оформлении, продлении и прекращении трудовых отношений с работниками

К наиболее серьезным нарушениям законодательства о труде, выявляемым Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, относятся следующие нарушения, связанные с вопросами оформления, про­дления и прекращения трудовых отношений:

  • несмотря на законодательное закрепление письменной формы трудового договора (контракта), до настоящего времени наниматели не всегда соблюдают требования ст. 18 ТК, полагая, что достаточным является написание работником письменного заявления или издание приказа (распоряжения) о приеме на работу;
  • в нарушение требований ст. 54 ТК при приеме на работу наниматель не знакомит работника под роспись с порученной работой (должностной инструкцией, характеристикой работ), условиями и оплатой труда, коллективным договором и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (ПВТР), не разъясняет его права и обязанности;
  • несоблюдение требований ст. 25 ТК в части издания нанимателем приказа (распоряжения) о приеме на работу до заключения с работником в установленном порядке трудового договора (контракта) и необъявления работнику такого приказа под роспись;
  • в трудовых договорах (контрактах), заключенных с работниками организаций, в нарушение требований ст. 19 ТК отсутствуют обязательные сведения и условия, предусмотренные законодательством;
  • частым нарушением при заключении контракта с работником является отсутствие в нем дополнительных мер стимулирования труда, в т. ч. предоставления дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней и повышения тарифной ставки (оклада) (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством), определенных подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Также в эту категорию нарушений входит заключение с работником контракта на срок менее одного года;
  • допускаются нарушения требований ч. 6 ст. 30 ТК — с работником не заключается трудовой договор (контракт) с соблюдением требований ст. 18 и 19 ТК при переводе его на другую работу;
  • наниматели допускают нарушения требований Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» при продлении срока действия (заключении нового) контракта с работником;
  • при изменении работникам системы и размеров оплаты труда, гарантий, режима работы, разряда, наименования профессии, должности, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий и других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК, нанимателями не соблюдается порядок изменения существенных условий труда, установленный ст. 32 ТК и подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5), предусматривающий обязанность нанимателя предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 7 календарных дней, при этом обосновав такое изменение производственными, организационными или экономическими причинами;
  • несмотря на исчерпывающий перечень оснований отстранения работников от работы, установленный ст. 49 ТК и подп. 3.4 п. 3 Декрета № 5, наниматель порой находит свои мотивы для отстранения. Например, в случае отказа работника выполнять письменные или устные приказы (распоряжения) нанимателя, противоречащие законодательству и локальным НПА, или работу, не обусловленную трудовым договором (контрактом), что является недопустимым.

Иные нарушения при оформлении, продлении и прекращении трудовых отношений с работниками

К иным наиболее серьезным нарушениям законодательства о труде, выявляемым Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, относятся следующие:

  • при принятии нанимателем решения о расторжении трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя не соблюдаются порядок и условия увольнения по инициативе нанимателя, определенные ст. 43 ТК. В соответствии с требованиями данной статьи не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 6 ст. 42 ТК) и в период пребывания работника в отпуске (за исключением случаев ликвидации организации);
  • не учитывается требование ст. 46 ТК, которое предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (кроме увольнения на основании пп. 2 и 7 ст. 42 ТК) производится после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления соответствующего профсоюза;
  • в нарушение требований ст. 37 ТК при принятии нанимателем решения о прекращении трудовых отношений с работником по соглашению сторон на основании его заявления, вследствие чего увольнение работника производится не в срок, определенный сторонами;
  • выступая одной из сторон коллективного договора, наниматели не всегда обращают внимание на то, что в нем могут содержаться дополнительные гарантии для работников на случай расторжения с ними трудовых отношений.

Справочно: поскольку коллективный договор является локальным НПА, он обязателен для исполнения нанимателем и несоблюдение его требований влечет применение штрафных санкций, как за допущение иных нарушений законодательства о труде (ч. 4 ст. 9.19 КоАП).

Нарушения, связанные с несвоевременной выдачей трудовой книжки при увольнении, непредоставлением трудового отпуска в течение рабочего года, нарушением порядка привлечения к дисциплинарной (материальной) ответственности:

  • нарушения, связанные с ведением, учетом, хранением и выдачей трудовых книжек работников;
  • несоблюдение требований п. 79 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 с последующими изменениями и дополнениями) — при приеме от работников трудовых книжек уполномоченным должностным лицом не выдаются расписки о получении трудовой книжки, которые составляются в произвольной форме, содержат реквизиты организации;
  • в нарушение требований ст. 168 ТК предоставление работникам трудовых отпусков производится не в соответствии с утвержденными нанимателями графиками трудовых отпусков. Также не учитываются требования ст. 153, 170 ТК, вследствие чего некоторые наниматели предоставляют работникам трудовые отпуска не в течение каждого рабочего года (ежегодно);
  • несоблюдение порядка и сроков привлечения работников к дисциплинарной ответственности, установленных ст. 199, 200 ТК. Кроме этого, в некоторых случаях к работникам применяются меры дисциплинарной ответственности, которые не предусмотрены законодательством (например, строгий выговор, указание). 

Подготовлено с использованием информации с сайта
 Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1234 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Докладная и служебная записки: от формы до содержания

В статье в формате вопрос-ответ рассмотрены: правила использования, оформления, регистрации докладных записок; различия между докладной и служебной записками; составле...
№ 10 (154) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 380
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок