Одной из наиболее коррупционно опасных функций в деятельности учреждений образования (далее — УО) является осуществление закупок товаров (работ, услуг), в т. ч. при строительстве.
Следует отметить, что согласно абз. 4 п. 4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732) оценка коррупционных рисков и выработка мер по их минимизации возложены на комиссии по противодействию коррупции, которые для этого наделены необходимыми полномочиями.
Цель такой оценки — определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений.
Что представляет собой коррупционный риск
Коррупционный риск — возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения.
При разработке комплекса мероприятий по минимизации коррупционных рисков следует иметь в виду, что идентификация коррупционного риска — процесс определения для каждого бизнес-процесса:
- критических точек;
- возможных коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками организации в каждой критической точке.
В табл. приведен пример ранжирования коррупционных рисков, т. е. определения уровня значимости каждого коррупционного риска.
Таблица
Ранжирование коррупционных рисков
Оценка коррупционных рисков
Порядок проведения оценки коррупционных рисков может включать следующие этапы:
- представление деятельности УО в виде отдельных процессов;
- выделение критических точек для каждого процесса, при реализации которого наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
- составление описания возможных коррупционных правонарушений, включающего характеристику выгоды, приобретаемой незаконным путем, а также характер и размер ущерба, который может быть причинен в результате коррупционного правонарушения;
- формирование перечней должностей и функций, связанных с высоким коррупционным риском;
- разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
Это важно
С целью управления коррупционными рисками в УО целесообразно разработать карту коррупционных рисков и определить лиц, ответственных за проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных рисков в соответствующей сфере.
Законодательство унифицированной формы карты коррупционных рисков не устанавливает, т. е. ее содержание каждое УО определяет самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности.
В данной карте содержатся наиболее общие типовые ситуации, которые, как правило, имеются в каждом УО.
Минимизация коррупционных рисков
По результатам оценки коррупционных рисков следует подготовить информацию и рассмотреть ее на заседании комиссии.
Указанная информация может содержать:
- сведения о выявленных коррупционных рисках;
- рекомендации по их устранению;
- сроки реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков и др.
Это важно
С целью управления коррупционными рисками в УО целесообразно разработать карту коррупционных рисков и определить лиц, ответственных за проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных рисков в соответствующей сфере.
Основными НПА, устанавливающими меры по противодействию коррупции в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг), являются Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) и акты законодательства, принятые в его развитие.
Справочно: предотвращение коррупции в области государственных закупок указано в качестве одного из основных принципов осуществления таких закупок (абз. 10 ст. 4 Закона о госзакупках).
Достижению целей минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности служат такие принципы, как (абз. 3‒5 ст. 4 Закона о госзакупках):
- гласность и прозрачность при осуществлении государственных закупок;
- обеспечение развития конкуренции;
- обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
Аналогичным образом данные вопросы урегулированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229), установившим порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи).
Местным Советам депутатов рекомендовано с учетом постановления № 229 определить порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (п. 51 постановления № 229).
Это важно
Нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок прямо отнесено к правонарушениям, создающим условия для коррупции.
Что важно предпринять на локальном уровне
С целью минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности необходимо создавать условия, при которых будет исключена или по крайней мере сильно затруднена сама возможность совершения правонарушений в данной сфере.
В связи с этим особое значение имеет локальное регулирование закупок товаров (работ, услуг), включая распределение обязанностей между лицами, принимающими участие в данном процессе.
В УО необходимо разработать ряд документов, которые могут быть использованы при осуществлении закупочной деятельности. К таким документам относятся:
- приказ о распределении уровней ответственности между лицами, участвующими в закупочной деятельности УО;
- приказ о создании комиссии по закупкам товаров (работ, услуг) и утверждении положения о ней;
- регламент работы по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг);
- правила проведения экспертной оценки предложений участников на соответствие требованиям, предъявляемым к предмету закупки, а также иной документации, образующейся в деятельности УО при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) и закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.
Когда возможно наступление ответственности
Коррупционные правонарушения в сфере закупочной деятельности в соответствии со ст. 37 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» могут выражаться:
- в совершении государственным должностным или приравненным к нему лицом УО действий, нарушающих требования, установленные законодательством о закупках товаров (работ, услуг);
- в виде бездействия таких лиц, выражающегося в неисполнении ими возложенных на них обязанностей.
К руководителям организации, не выполнившим или не в полной мере выполнившим требования, предусмотренные законодательством о борьбе с коррупцией, а также не предоставившим информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами.
Заключение
Эффективность и результативность работы по минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности напрямую зависит от проводимой в УО работы по определению, оценке и реализации комплекса мер по управлению коррупционными рисками в данной сфере и обусловлена наличием локального регулирования по данному вопросу.
Также вы можете ознакомиться с примерной картой коррупционных рисков при осуществлении закупок.