Управление коррупционными рисками при осуществлении закупок товаров (работ, услуг)
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Управление коррупционными рисками при осуществлении закупок товаров (работ, услуг)

Как оценить коррупционные риски при осуществлении закупок? Как их минимизировать? И какие документы обязательно должны быть разработаны на локальном уровне? Расскажем об этом в статье.

Соколовская Татьяна

ведущий юрисконсульт государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1009 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одной из наиболее коррупционно опасных функций в деятельности учреждений образования (далее — УО) является осуществление закупок товаров (работ, услуг), в т. ч. при строительстве.

Следует отметить, что согласно абз. 4 п. 4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732) оценка коррупционных рисков и выработка мер по их минимизации возложены на комиссии по противодействию коррупции, которые для этого наделены необходимыми полномочиями.

Цель такой оценки — определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений.

Что представляет собой коррупционный риск

Коррупционный риск — возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения.

При разработке комплекса мероприятий по минимизации коррупционных рисков следует иметь в виду, что идентификация коррупционного риска — процесс определения для каждого бизнес-­процесса:

  1. критических точек;
  2. возможных коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками организации в каждой критической точке.

В табл. приведен пример ранжирования коррупционных рисков, т. е. определения уровня значимости каждого коррупционного риска.

Таблица

Ранжирование коррупционных рисков

Оценка коррупционных рисков

Порядок проведения оценки коррупционных рисков может включать следующие этапы:

  1. представление деятельности УО в виде отдельных процессов;
  2. выделение критических точек для каждого процесса, при реализации которого наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
  3. составление описания возможных коррупционных правонарушений, включающего характеристику выгоды, приобретаемой незаконным путем, а также характер и размер ущерба, который может быть причинен в результате коррупционного правонарушения;
  4. формирование перечней должностей и функций, связанных с высоким коррупционным риском;
  5. разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

Это важно
С целью управления коррупционными рисками в УО целесообразно разработать карту коррупционных рисков и определить лиц, ответственных за проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных рисков в соответствующей сфере.

Законодательство унифицированной формы карты коррупционных рисков не устанавливает, т. е. ее содержание каждое УО определяет самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности.

В данной карте содержатся наиболее общие типовые ситуации, которые, как правило, имеются в каждом УО.

Минимизация коррупционных рисков

По результатам оценки коррупционных рис­ков следует подготовить информацию и рассмотреть ее на заседании комиссии.

Указанная информация может содержать:

  • сведения о выявленных коррупционных рисках;
  • рекомендации по их устранению;
  • сроки реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рис­ков и др.

Это важно
С целью управления коррупционными рисками в УО целесообразно разработать карту коррупционных рисков и определить лиц, ответственных за проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных рисков в соответствующей сфере.

Основными НПА, устанавливающими меры по противодействию коррупции в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг), являются Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) и акты законодательства, принятые в его развитие.

Справочно: предотвращение коррупции в области государственных закупок указано в качестве одного из основных принципов осуществления таких закупок (абз. 10 ст. 4 Закона о госзакупках).

Достижению целей минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности служат такие принципы, как (абз. 3‒5 ст. 4 Закона о госзакупках):

  • гласность и прозрачность при осуществлении государственных закупок;
  • обеспечение развития конкуренции;
  • обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Аналогичным образом данные вопросы урегулированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229), установившим порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи).

Местным Советам депутатов рекомендовано с учетом постановления № 229 определить порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (п. 51 постановления № 229).

Это важно
Нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок прямо отнесено к правонарушениям, создающим условия для коррупции.

Что важно предпринять на локальном уровне

С целью минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности необходимо создавать условия, при которых будет исключена или по крайней мере сильно затруднена сама возможность совершения правонарушений в данной сфере.

В связи с этим особое значение имеет локальное регулирование закупок товаров (работ, услуг), включая распределение обязанностей между лицами, принимающими участие в данном процессе.

В УО необходимо разработать ряд документов, которые могут быть использованы при осуществлении закупочной деятельности. К таким документам относятся:

  • приказ о распределении уровней ответственности между лицами, участвующими в закупочной деятельности УО;
  • приказ о создании комиссии по закупкам товаров (работ, услуг) и утверждении положения о ней;
  • регламент работы по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг);
  • правила проведения экспертной оценки предложений участников на соответствие требованиям, предъявляемым к предмету закупки, а также иной документации, образующейся в деятельности УО при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) и закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.

Когда возможно наступление ответственности

Коррупционные правонарушения в сфере закупочной деятельности в соответствии со ст. 37 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» могут выражаться:

  • в совершении государственным должностным или приравненным к нему лицом УО действий, нарушающих требования, установленные законодательством о закупках товаров (работ, услуг);
  • в виде бездействия таких лиц, выражающегося в неисполнении ими возложенных на них обязанностей.

К руководителям организации, не выполнившим или не в полной мере выполнившим требования, предусмотренные законодательством о борьбе с коррупцией, а также не предоставившим информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами.

Заключение

Эффективность и результативность работы по минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочной деятельности напрямую зависит от проводимой в УО работы по определению, оценке и реализации комплекса мер по управлению коррупционными рисками в данной сфере и обусловлена наличием локального регулирования по данному вопросу.

Также вы можете ознакомиться с примерной картой коррупционных рисков при осуществлении закупок.

1009 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Прокуратура Брестской области предложила дополнительные меры по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Прокуратура Брестской области проанализировала состояние работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних – установлено, что в целом эта работа в р...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 40
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок