Заседание педагогического совета: цели, задачи, структура
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Заседание педагогического совета: цели, задачи, структура

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими заведующими встает проблема выбора тем заседаний педагогического совета на следующий учебный год. 

Статья поможет:
• выбрать темы заседаний с учетом потребностей УДО;
• поставить цель и задачи заседаний с использование SMART-технологии;
• на примере конкретной цели выстроить структуру заседания.

Степанец Ольга

методист отдела по работе с руководителями учреждений образования ГУО «Академия последипломного образования»

571 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Не бойтесь будущего. Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счет, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял — причина в том, что у корабля есть курс, а у них — нет. Если у нас есть курс, мы всегда придем туда, куда хотим.

Уинстон Черчилль


Проблема повышения качества подготовки и проведения заседаний педагогического совета волнует большинство заведующих УДО и их заместителей. Она актуальна как для новичков, так и для опытных руководителей. Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями науки и передовой практики.


Исторический факт

Как-то раз Генри Форд созвал руководителей, которые возглавляли отделы в его компании, и внезапно отправил их в морской круиз по Карибскому морю на две недели. Когда отпуск закончился и руководящие лица прибыли на рабочие места, их ждал сюрприз. Некоторые из них были повышены, а некоторые — уволены. По какой причине?
Генри Форд не зря прослыл умелым бизнесменом и гением. Внезапный отпуск своим сотрудникам он устроил по разработанному плану, чтобы посмотреть, как будут трудиться их команды самостоятельно. Тех руководителей, чьи отделы в их отсутствие показывали эффективные результаты, он повысил: это значит, что они смогли грамотно организовать работу. Если команда без управленца работала неудовлетворительно, это говорило о том, что он не смог справиться со своими обязанностями. Эти менеджеры были уволены. Именно таким способом предприниматель оценил профессионализм руководителей своей компании.


Как же овладеть навыками организации коллективной работы? Как провести заседание педагогического совета, которое поразит коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие?

Виды заседаний

Цикл заседаний педагогического совета определяется учебным годом. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех составляющих: установочного заседания педагогического совета, двух тематических и еще одного — итогового.

Это важно
Заседания педагогического совета созываются не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы или по мере необходимости.

Виды заседаний педагогического совета:

  • установочное (аналитическо-­плани­рующее):
    • до начала учебного года, в конце августа;
    • анализ итогов предыдущего года;
    • принятие плана по решению предстоящих проблем;
  • тематическое:
    • промежуточные итоги;
    • одна из годовых задач коллектива;
  • итоговое (итогово-­организационное):
    • в конце учебного года;
    • итоги года.

При такой структуре заседаний педагогический совет за один учебный год не может охватить все проблемы учреждения. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание заседаний должно стать системообразующим фактором для реализации разработанной в УДО программы развития.

Как выбрать тему

Если при подготовке установочного и итогового заседаний педагогического совета вопросов не возникает, то тематические заседания зачастую вызывают ряд затруднений: как выбрать тему, актуальность темы, как правильно сформулировать цель и задачи.

Это важно
Тематику заседаний педагогического совета разрабатывает заведующий совместно со своими заместителями.

Тематика может охватывать практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде кратких тезисов, выражающих некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретного учреждения проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.

Заполнение анкет запросов и пожеланий на новый учебный год может быть эффективным средством определения тематики заседаний педагогического совета, позволяющим учесть мнение педагогического коллектива.

Таким образом, основополагающую роль в выборе темы заседания педагогического совета играют:

  • социальный заказ, обуславливающий основные направления деятельности учреждения образования, предусмотренные нормативными правовыми документами (декреты, законы, инструкции, положения, методические рекомендации к началу учебного года);
  • проблемно-­ориентированный анализ работы учреждения образования за истекший год;
  • диагностика запросов и потребностей педагогов.

Тематика заседаний педагогического совета должна отвечать следующим требованиям:

  • актуальность — современность и своевременность рассматриваемых вопросов, учет результатов психолого-­педагогической диагностики и мониторинга качества образовательного процесса;
  • значимость проблемы — темы должны быть значимыми и интересными для всего коллектива и требовать коллективного обсуждения;
  • научность — при выборе тем следует опираться на достижения и научно-­методи­ческие рекомендации психолого-­педагоги­ческой науки, социологии, физиологии, менеджмента и др.;
  • перспективность — направленность на развитие при соблюдении преемственности с ранее обсуждавшимися проблемами и принятыми решениями;
  • системность и логичность выбора.

Значимым является определение содержания рассматриваемой темы. Сначала формулируются основные вопросы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать, конкретизировать тему, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения нужно разумно соединить с практикой деятельности учреждения образования.

Тематика заседаний педагогического совета формулируется в виде краткого тезиса:

  • выражающего принципиальное затруднение;
  • включающего предложения по его разрешению.

Примеры тем заседаний педагогического совета

С позиции процесса обучения:
1) содержание образования: состояние сформированности ключевых (или социальных) компетенций в соответствии с требованиями образовательных стандартов, программными требованиями;
2) формы организации обучения: занятия по интересам, потенциал учебных занятий;
3) специфика преподавания: анализ практик преподавания учебных предметов.

С позиции процесса воспитания:
1) воспитание в процессе обучения: развитие творческого потенциала воспитанников и т. д.;
2) формирование поведения и культуры общения: использование игровых технологий и т. д.

С позиций субъектов образовательного процесса: имидж педагога, профессиональные компетенции.


SMART-целеполагание

Для конкретно выбранной темы заседания педагогического совета определяются цель и задачи, что способствует отбору и построению структуры содержания.


Словарь

Целеполагание — это процесс формирования цели, ее развертывания.


Что такое цель

Цель — это:

  • реальный предмет сознательного стремления субъекта;
  • конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс;
  • осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности;
  • идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности;
  • осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека;
  • то, чего мы стремимся достичь.

Цель заседания педагогического совета может формулироваться на основе технологии SMART.

Что такое SMART

Под SMART понимается алгоритм точного определения целей в процессе целеполагания.


Историческая справка

Автором технологии SMART стал американский экономист, публицист и педагог Питер Друкер в далеком 1954 г. Данная технология первоначально предназначалась для контроля над качеством уже сформированных целей, но она может быть использована и как способ целеполагания.


Использование SMART-целей в образовании позволяет не только сформулировать ожидаемые результаты, но и детально обозначить средства их контроля и оценки путем поиска ответов на вопросы по каж­дой цели.

Технология постановки целей SMART является управленческой технологией, которая логично включается в формат совещаний.

Алгоритм постановки организационных целей с помощью технологии SMART

S, Specific — конкретная.

Цель должна быть четкой, конкретной.


Пример

Регулярно посещать спортзал — цель неконкретная.
Посещать тренажерный зал два раза в неделю по полтора часа — цель конкретная.



M, Measurable — измеримая.

Поставленная вами цель должна иметь измеримые результаты.


Пример

Выучить иностранный язык — неизмеримая цель.
Выучить десять слов, сдать сертификационный тест — цели конкретные и измеримые.



A, Accepted — достижимая.

У вас должны быть ресурсы (внешние и внутренние) для достижения цели либо вы должны быть способны эти ресурсы обрести.


Пример

Чтобы стать победителем олимпиады, нужно как минимум иметь знания и зарегистрироваться на попытку.



R, Realistic — реалистичная.

Необходимо оценить собственные возможности для достижения поставленной цели. Напишите, что у вас есть для достижения цели и чего на данный момент вам не хватает. Кроме того, цель должна согласовываться с другими вашими жизненными целями, не противоречить им.

T, Timely — определенная по времени.

Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Для кого-то этот пункт окажется самым сложным — поставить своей цели конкретный срок исполнения.

Любая цель должна соответствовать каждому критерию SMART. Для этого необходимо ответить себе на вопросы:

Постараемся, используя алгоритм SMART, поставить цель заседания педагогического совета.


Пример

Цель педагогического совета может быть сформулирована следующим образом: «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников посредством внедрения в образовательный процесс эффективных технологий и методик обучения и воспитания в 20     /20     учебном году».


S (Specific) — конкретная. Цель должна быть точно определена, описана. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, т. е. дает возможность обоснованно ответить на вопрос, достигнута цель или нет. Так, в предложенной нами цели критерием определенности являются профессиональные компетенции педагогических работников в использовании эффективных технологий и методик обучения и воспитания.

M (Measurable) — измеримая. Цель должна поддаваться оценке, быть контролируемой и диагностируемой в части определения ожидаемого результата. Так, в предложенной нами цели критерием измеримости является уровень профессиональных компетенций педагогических работников по использованию эффективных технологий и методик обучения и воспитания.

A (Accepted) — достижимая. Цель должна быть принята педагогическими работниками. В нашем случае цель понятна и привлекательна для педагогов.

R (Realistic) — реалистичная. Наша цель достижима и реалистична.

T (Timely) — определенная по времени. Достижение предложенной нами цели ограничено текущим учебным годом.

В соответствии с данной целью структура заседания педагогического совета может выглядеть следующим образом:

  • тематическое сообщение «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников»;
  • тематическое сообщение «Потенциал эффективных технологий и методик обучения и воспитания»;
  • дискуссия «Возможности использования нетрадиционных (конкретных) технологий и методик  обучения и воспитания как      на учебных занятиях по     »;
  • дискуссия «Эффективность использования (конкретных) технологий и методик обучения и воспитания при обучении учебным предметам     ,     »;
  • тематический контроль «Использование (конкретных) технологий и методик обу­чения и воспитания с целью формирования      в процессе учебной деятельности»;
  • проектирование плана действий.

Выводы

1. Тематика заседаний педагогического совета может охватывать широкий спектр позиций, требующих улучшения или обобщения.

2. Структура заседания тематического педагогического совета включает важную составляющую — представление результатов тематического контроля.

571 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок