School vector created by upklyak - www.freepik.com
Посещение школы в Германии — обязательно. Каждый ребенок должен пойти в школу. А еще каждый ребенок проходит обследование в дошкольном возрасте, который проводит городская администрация. На практике это выглядит так: родители получают приглашение прийти с ребенком на дошкольное обследование в отдел здравоохранения.
Образование в Германии регулируется на земельном уровне, поэтому в каждой федеральной земле своя образовательная программа, свои нормативы, свои экзамены. Но вот дошкольный тест в 8 из 16 земель — единый.
Так что же должен уметь ребенок, идущий в немецкую школу?
«Читать? Нет, этому его научат в школе», — улыбается Имке Майвальд, руководитель службы врачей, наблюдающих за состоянием здоровья детей и подростков в боннском отделе здравоохранения. Может быть, считать? И этого от ребенка не потребуют.
«Многие родители боятся, что если ребенок не сможет выполнить какие-то задания, то его не допустят к школе, — делится своим опытом Майвальд в интервью изданию Deutsche Welle. — Это не так. Мы проводим скрининг, чтобы посмотреть, как ребенок развит для своего возраста».
Как проходит дошкольное обследование
Медицинское обследование позволяет также выявить заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на учебу и работу. Например, проверка зрения. Ребенок даже при наличии определенных проблем со зрением быстро учится их компенсировать. Родителям сложно вовремя это заметить. А ведь при определенных проблемах со зрительным восприятием в будущем может оказаться недоступен целый ряд профессий.
Но вернемся в настоящее: накануне учебного года, в период с января по июль, малыш должен пройти обследование. В назначенный день ребенок приходит в сопровождении одного из родителей в городской отдел здравоохранения.
Само обследование состоит из двух частей. Первую ребенок проходит самостоятельно, в отсутствии родителей.
— Наши сотрудники хотят увидеть, как ребенок поведет себя в ситуации, приближенной к школьной. Он остается наедине со специалистом и выполняет определенные задания, — говорит Имке Майвальд. Ребенок хорошо взаимодействует? Дерзит? Отказывается что-либо делать? Допустим, малыш был несговорчив и не стал отвечать на вопросы специалиста. Эта информация будет потом передана в школу. Или, например, специалист заметит, что ребенку сложно держать равновесие или у него есть какие-то другие проблемы. Врач здравотдела может рекомендовать эрготерапию и другие эффективные методы. Рецепт надо будет уже получать у своего педиатра. Во время медосмотра врач проверит и паспорт прививок. Если потребуется, будет проведена консультация с родителями.
Вторую часть обследования ребенок проходит в присутствии родителей. Врач обязательно проверит рост, вес, посмотрит зубы, предложит ребенку выполнить пару физических упражнений, нарисовать точно такую же картинку, которая будет изображена на листке, попросит описать рисунок. В общем, как подчеркивает немецкий специалист, речь идет о простых навыках и умениях, которые прививаются ребенку дома и в детском саду.
«Ничего сложного! Это не экзамен. Все проходит в игровой форме, — уверяет Имке Майвальд. — Учиться чему-то или специально готовиться, чтобы пройти тестирование, не надо. Ребенок все это умеет делать, если, конечно, его не лишили возможностей приобрести эти навыки — игрушек, книг, карандашей».
Как отмечает руководитель отдела, случаев, когда ребенка рекомендуют отдать в школу на следующий год, очень мало. «Не более одного-двух процентов от общего числа. Как правило, родители уже готовы к этому».
Кроме того, в ходе обследования специалисты могут понять, сможет ли ребенок учиться в обычной школе или ему нужна коррекционная школа. На этапе начальной школы в основном все дети попадают в обычную школу, в коррекционные — мало, так как в начальной школе есть интегративные классы. Понятие «интегративные», привычное для немецких детских садов и школ, означает, что в них вместе с обычными детьми учатся, играют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Кто решает, пойдет ли ребенок в школу
Любопытно, что в Германии гораздо чаще сами родители хотят оставить ребенка «на второй год» в детском саду, полагая, что он еще не готов к школе. «Для этого должны быть основательные медицинские показания. Если родители просто хотят, чтобы ребенок поиграл еще год в саду, где ему очень комфортно, этого недостаточно», — говорит специалист из Бонна.
Источник фото: Unsplash.com
На практике встречаются и примеры, когда ребенок интеллектуально готов к школе, а психологической и социальной готовности у него нет. «Тогда мы рекомендуем не отдавать в школу», — поясняет Имке Майвальд.
Еще один важный аспект: заключение комиссии носит рекомендательный характер, школа и родители не обязаны следовать этим рекомендациям. Решение о допуске ребенка принимает школа. При этом директор руководствуется заключением комиссии и собственными наблюдениями. Как отмечает руководитель боннского отдела здравоохранения, скорее всего только в единичных случаях его решение будет идти вразрез с выводами врачей. Однако важно понимать, что в Германии ребенок, достигший школьного возраста, обязан идти в школу (Schulpflicht). И только в редких случаях этого не происходит: когда, например, невозможно компенсировать имеющийся дефицит навыков и умений у ребенка за счет коррекционных мер.
Решающим фактором заключение медкомиссии является и для детей, которые идут в школу раньше «обязательного» возраста (в Германии таких дошколят называют «Kann-Kind», что означает, что ребенок может, но не должен идти в школу). Руководство школы принимает во внимание не только тот факт, готов ли ребенок интеллектуально, но созрел ли в социальном плане и на эмоциональном уровне.
Руководитель отдела боннского ведомства отмечает отрицательное явление: современные дети вместо того, чтобы перелистывать страницы (при выполнении определенных заданий тестирования), автоматически делают движения, характерные для пользователей смартфонов и планшетов.
«Все-таки важно, чтобы детям были доступны традиционные вещи — книги, карандаши, краски, конструкторы. Понятно, что мы живем в век цифровых технологий, но ими они овладеют рано или поздно. Для нас важно, чтобы дети проводили время на свежем воздухе, играли, лазили, умели держать карандаш в руке. Если вы просто водите пальцем по экрану, мелкую моторику вы не разовьете», — предупреждает Имке Майвальд. Ее сотрудникам все чаще приходится констатировать отсутствие определенных навыков, которые дети сегодня просто не тренируют.
Источник: Deutsche Welle
Рассказал: Ребёнок BY