Необычная школа и нетиповой детский сад в Минске. Рассказываем, как там всё устроено
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Необычная школа и нетиповой детский сад в Минске. Рассказываем, как там всё устроено

За последние пять лет в Минске появились как минимум одна необычная школа и нетиповой детский сад. Корреспондент агентства «Минск-Новости» изучила опыт этих заведений.

1111 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как одна семья 

В декабре 2015 года в Веснинке открылся детский сад в скандинавском стиле. Так его назвали за фасад из натурального дерева и другие особенности. Объект построила и передала городу словенская компания «Рико». Мне довелось видеть здание еще во время строительных работ. Поразили окна до пола в группах, лестница-амфитеатр для проведения мероприятий, скалодром в спортивной зоне, необычная организация прогулочной территории. Садик возводили по зарубежному проекту, поэтому он отличается от белорусских заведений. Как его оценил коллектив? Слово — заведующей детским садом № 32 Татьяне Колесниковой:

— Нестандартность планировки заставляет мыслить и работать по-новому. Например, раздевалка отделена от игровой зоны лишь шторой, есть раздвижные двери, которые могут объединить две группы. Ежедневно на время дневного сна расставляем кроватки, перемещаем столики. Это, может, и хлопотно, зато одно и то же пространство используется для разных функций. Даже коридоры задействованы в образовательном процессе. Там сделаны выставочные ниши, установлены рисовальные доски, стоят пуфики, и дети тоже могут заниматься. Часть лестницы на второй этаж выполнена как амфитеатр. Нет отдельных помещений для спортивного и музыкального залов. Они совмещены с холлами и отгораживаются при необходимости шторами. Такая открытость держит педагогов в тонусе, они постоянно, как на сцене. Коллектив принял такие условия работы. Подобная организация пространства и внутри, и снаружи очень сплачивает детей и педагогов. Малыши в разных группах знают друг друга, родители тоже. Про наш сад говорю: мы, как одна семья. Конечно, учреждение небольшое: 6 групп, 132 ребенка, но думаю, в другом здании таких ощущений могло бы не быть.


Отдельно стоит сказать об интерьерах: большие окна, обилие света и белого цвета дают заряд позитива. Когда жарко, опускаются жалюзи, это очень удобно. В группах есть регулируемая система подогрева пола, то есть работники сами могут создавать микроклимат в каждом помещении, добавлять или уменьшать тепло. Оценили и конвекторы в шкафчиках, и специальные решетки для обуви. Это позволяет в мокрую погоду просушить детские одежду и обувь.

К сожалению, мало кабинетов, а они нужны, например, для занятий педагога-психолога и учителя-дефектолога. Но здесь нашли возможность сделать такое помещение, немного реорганизовав пространство. Дополнительно обустроили зимний сад в холле, там же поставили аквариум с рыбками.

— Если один проект воплощается много лет, возникает ощущение шаблонности. А с детьми нельзя работать по штампу, надо постоянно меняться, искать новое. Когда обстановка позволяет отойти от стереотипа, это здорово, — считает Татьяна Колесникова.

Простор для творчества


Не просто школа, а социокультурный образовательный ресурсный центр. Так официально называют учреждение образования № 61, открывшееся в 2014 году на улице К. Туровского. Оно впечатляет как масштабами, так и наполнением. Практически маленький город, в котором дети не только учатся, но и с пользой проводят досуг.

Около 1 700 учеников, в предстоящем году наберут 56 классов.

Концепцию заведения разработала частная архитектурная мастерская по заказу инвестора, возводившего по соседству жилой массив. Дальнейшим проектированием занимался «Минскпроект». Изначально школу задумали использовать и как центр для дополнительных занятий детей района. А потому предусмотрели расширенную спортивную базу, блоки для художественной самодеятельности, кружковых занятий и другое.

Сегодня здесь работают биатлонный клуб с тиром, бассейн, тренажерный зал, другие спортивные секции. Есть свои театральная студия, танцевальные коллективы, интернет-клуб для дополнительных занятий. Выбирать есть из чего. Плюс и в том, что все залы и другие помещения задействованы и днем, и вечером.

По задумке архитекторов на школьной территории появилось особое место — форум. Как в Древнем Риме, он расположен под открытым небом. Здесь можно собрать учеников на особые мероприятия. Например, именно на форуме коллектив ежегодно отмечает День Победы с солдатской кашей, песнями военных лет, конкурсами. Запоминаются ребятам и уроки биологии на свежем воздухе, и концерты, которые тут организовывают. А летом форум становится базой для школьного лагеря.

— Нетипичная планировка школы подвигла на необычное оформление кабинетов, — делится заместитель директора Ольга Лапко. — Например, у нас есть классы с зенитными фонарями, дающими дополнительный дневной свет. Эту особенность попытались обыграть, сделав оригинальные витражи. Недавно обустроили интересное пространство для первоклассников: купили мягкие пуфы, раскрасили стены, изобразив персонажей мультиков. Нам очень нравится такая школа, она интересна и детям, и учителям. Здесь приятно работать. Думаю, если в городе будет не один типовой проект учебного заведения, а с десяток — это будет замечательно.

Больше свободы

Еще одну необычную школу возводят на улице Авиационной в «Новой Боровой». Концепцию создала также частная компания по заказу застройщика. Здесь просторные холлы, где найдется место как для активного, так и для спокойного отдыха, вестибюль-атриум в виде амфитеатра, плюс особый дизайн помещений. Изюминкой должны стать открытые террасы на кровле. Фасад здания будет задавать особый тон, он обыграет название улицы и места.

Впрочем, об этом мы еще расскажем.

В перечисленных случаях инициатива появления необычных объектов образования была за частными компаниями. А что же другие школы и садики Минска — типовые? Нисколько! Здания, построенные по современным проектам, тоже впечатляют и по-хорошему отличаются от того, что возводили 10–20 лет назад. Думаю, горожанам только на пользу, если необычных школ и садов у нас станет больше.

Фото Сергея Пожоги
Автор Ольга Жарина
Источник: Агентство "Минск-новости"

1111 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Внедряем рекомендуемые меры защиты персональных данных (ч. 2)

Статья поможет разобраться, какие рекомендуемые меры может применить заведующий УДО для обеспечения дополнительной защиты персональных данных (далее — ПД) от неправомерны...
№ 4 (160) 2025 Кралько Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 137
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок