Источник фото: Reuters
За разъяснениями мы обратились к заместителю председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Лилии Кирьяк. Депутат подчеркнула, что нормативный акт еще не принят, все нововведения пока находятся в стадии обсуждения. Некоторые изменения отражают то, что уже работает на практике. Например, профильное обучение в 10−11 классах организовано, но теперь это будет прописано в Кодексе — и таких моментов немало.
По словам парламентария, формулировки о том, что «родители не смогут вмешиваться в учебный процесс», в обновленном Кодексе нет. Таким образом могла быть интерпретирована норма о том, что законные представители несовершеннолетнего имеют право знакомиться с ходом образовательного процесса, но в порядке, установленном учреждением образования. То есть школа будет прорабатывать правила, как именно родители смогут влиять на обучение ребенка. Право участвовать в жизни школьника у законных представителей никто не отнимает.
— Уже сейчас родители могут участвовать в управлении образовательным процессом через органы самоуправления (попечительский совет, совет школы, родительский комитет, совет по профилактике). Но на практике участились случаи, когда законные представители излишне и необоснованно вмешиваются в образовательный процесс, а именно навязывают учителю свое видение, как провести урок, какую оценку поставить. То есть у нас, грубо говоря, «все знают, как учить», но иногда эти же родители не выполняют должным образом свои функции по воспитанию детей. И в такой ситуации диктовать учителю свои условия — неприемлемо, — поясняет Лилия Кирьяк.
Парламентарий подчеркивает, что Кодекс напрямую ничего родителям не запрещает, он лишь устанавливает общие требования и нормы. Каков будет сам порядок взаимодействия родителей и учреждения образования, пропишут в локальных документах — Уставе школы или Правилах внутреннего распорядка.
Вот как статья об основных правах законных представителей сформулирована в новом Кодексе.
Статья 33. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся:
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
1.2. участие в управлении учреждением образования;
1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае его возникновения;
1.4. получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом учреждением образования.
2. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
При подготовке кадров по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, таможенных органов в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности реализации прав законных представителей обучающихся.
Чего еще ждать? Лилия Кирьяк прокомментировала несколько изменений, которые касаются школ и детских садов.
Общее среднее образование станет обязательным
Сейчас школьники обязаны получать только базовое образование — 9 классов средней школы или гимназии.
— Практика показывает, что практически все выпускники базовой школы продолжают обучение, сегодня это естественная потребность, чтобы крепко стоять на ногах, чтобы стать специалистом в какой-то области. То есть фактически эта модель, когда все получают общее среднее образование, сегодня реализуется — не только через 10−11-е классы общеобразовательной школы, но и через профтехобразование, специальное образование, систему вечерних классов. Сегодня ребят, которые не хотят учиться дальше, мизерный процент.
Мы уточнили, значит ли это, что работать сразу после 9 классов будет нельзя?
— Можно, но в исключительных случаях, когда у выпускника 9-го класса есть какие-то особенности. И даже такому подростку будет предлагаться индивидуальный образовательный маршрут, который ему по силам.
Законом будет закреплена дистанционная форма обучения
Когда весной прошлого года обсуждался вариант перехода на удаленное обучение в связи с эпидемиологической ситуацией, в Министерстве образования подчеркивали, что дистанционной формы в Беларуси нет, учиться можно только в школе либо по индивидуальному плану. В новом Кодексе об образовании подход к этому вопросу изменится.
— Практика показала, что нам необходимы альтернативные методы обучения, чтобы и на «удаленке» дети, которые болеют или по каким-то причинам не могут посещать занятия, могли продолжать учиться. И теперь дистанционная форма обучения выделяется как абсолютно самостоятельная, не как заочная.
Лилия Кирьяк отмечает, что Кодекс не прописывает, в каких случаях дети смогут перейти на дистанционную форму. Будут разработаны подзаконные акты и методические рекомендации по каждой ступени образования. Но уже сейчас можно сказать, что в вузах уровень дистанционного обучения планируется гораздо более серьезным — как отдельная и независимая форма обучения. В школах традиционная классно-урочная система остается в приоритете, несмотря на то, что уже создана и дополняется онлайн-платформа для обучения школьников.
— Дистанционная форма станет альтернативой в тех ситуациях, когда ребенок не сможет какое-то время посещать уроки, — отметила парламентарий.
Ребенок, который учится на дому, сможет время от времени ходить в школу
Это изменение важно для тех семей, в которых дети учатся дома по медицинским показаниям. Действующий Кодекс не предусматривает вариантов, когда школьник время от времени все же появляется на уроках. Если выбран формат обучения на дому, учитель должен приходить к ребенку — без исключений. Новая редакция позволит детям больше общаться с одноклассниками.
— Это делается для социализации детей. Есть предметы, например, когда используются компьютеры, и ребенку может быть интересно прийти на занятия и пообщаться с другими детьми. А если ребенка закрыть только в домашних стенах, о какой социализации мы говорим?
Учебный год будет длиться с 1 сентября по 31 августа
Конечно, это не значит, что дети останутся без школьных каникул — их продолжительность и периодичность не меняется. Нововведением парламентарии хотят подчеркнуть: летом образовательный процесс продолжается, учителя не проводят все три месяца в отпусках, они продолжают работать с детьми.
— У нас летом бывает трудовая практика, работают летние лагеря, научные отряды, некоторые учителя занимаются с олимпиадниками. И общественности нужно понимать, что в летние месяцы учитель не отдыхает, а работает. Да, у него есть законный отпуск, как и у всех, в летний период, но образовательный процесс продолжается.
Основной формой самоуправления учителей станет педагогический совет
По действующему Кодексу важнее Совет школы, который, по словам депутата, достался школе с советских времен и уже «изжил себя».
— Для педагогов, я думаю, это очень важно будет услышать. Советы школы как таковые не в каждом учреждении целесообразны, а вот педагогический совет — это коллегиальный орган, который помогает решать вопросы по образовательному процессу.
Чтобы отдать ребенка в школу 5 лет, не понадобится санкция Министерства образования
Сегодня в первый класс берут тех ребят, которым исполняется 6 лет до 30 сентября учебного года. Для некоторых детей делают исключение, но для этого нужно запрашивать разрешение в Министерстве образования. Сейчас этот вопрос будет отдан на откуп руководству школы и местным органам власти.
— То есть сегодня эта норма упрощается, взять или не взять ребенка в школу — этот вопрос можно решить на местном уровне. Но все равно у родителей попросят обоснование, почему ребенка нужно в пять лет вести в школу. Конечно, если это вундеркинд, одаренный ребенок, и он психологически готов к школе, что он будет в садике делать? Но если ребенок не созрел для первого класса, ему по-прежнему могут отказать.
Решение о наполняемости классов в школах и групп в детских садах будут принимать на местном уровне
Местные органы получат больше полномочий для того, чтобы определять наполняемость классов и групп в детских садах, оптимально распределять нагрузку по разным учреждениям образования.
У родителей этот пункт может вызвать опасения: не станут ли теперь набирать в классы по 35−40 детей? Парламентарий убеждена, что волноваться не стоит: все решения будут приниматься с учетом требований СанПиН, а нюансов в этом документе много, вплоть до того, какое расстояние должно быть между партами.
— Эта норма даст возможность оптимально отрегулировать количество детей в разных учреждениях образования. Допустим, одна школа перегружена: там проектная мощность 450, а реально обучается 900 условно. А у другой школы проектная мощность на 800 детей, а реально занимаются 450. Местные органы смогут самостоятельно отрегулировать эти моменты.
Если в госсадах будет не хватать мест, государство частично профинансирует частные сады
Сразу несколько нововведений касаются дошкольных учреждений. В новом Кодексе планируется закрепить возможность финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет бюджета.
— Если в государственном учреждении кому-то из детей не хватит мест, а рядом находится частный сад, то государство будет выделять из бюджета определенные средства на этих детей. То есть государство частично профинансирует частные сады.
В детских садах законом закрепят организацию платных услуг
Заявление о том, что в новом Кодексе будет предусмотрена организация кружков и иных форм работы, парламентарий пояснила так:
— Конечно, кружки есть и сейчас, но законодательно этот вопрос не урегулирован в должной мере, возникало много сложностей в том, чтобы законным путем организовывать платные услуги. Закрепление этой нормы даст больше возможностей садам для того, чтобы развивать дополнительные услуги.
Ликвидируют понятия «ясли», «ясли-сад», «санаторный ясли-сад»
Важное уточнение: речь идет всего лишь о названии садов. Сами дошкольные учреждения продолжат работу, никто не собирается их закрывать.
— Это делается прежде всего под родительскую общественность, чтобы у родителей не возникали вопросы, чем ясли-сады отличаются от детских садов (было много вопросов к министерству по этому поводу). В зарплате воспитатели не потеряют, а уставные документы и шильды будут заменены плавно — в течение двух лет. Каких-то больших финансовых затрат это не потребует, все просчитано, — отмечает Лилия Кирьяк.
Лицеи переименуют в колледжи (но не все)
По новому Кодексу планируется убрать и некоторые другие названия типов учреждения образования, например, «гимназия-интернат», «вечерняя школа», а также «лицеи» в отношении учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Все они будут называться колледжами.
А вот лицеи на уровне общего среднего образования, где учатся талантливые дети, никто трогать не будет, успокаивает родителей парламентарий. Ранее на эту тему высказался также министр образования, опровергнув слухи о том, что лицеи будут закрывать или реорганизовывать.
Когда именно будет принят новый Кодекс об образовании, Лилия Кирьяк затруднилась ответить. Вероятнее всего, второе чтение пройдет во время осенней сессии, и к 2022 году документ вступит в силу.
Источник: Ребёнок BY