Административная ответственность за нарушение масочного режима
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Административная ответственность за нарушение масочного режима

Предусмотрена ли административная ответственность за нарушение масочного режима?
Да, предусмотрена.
Какие дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.5 КоАП, могут рассматривать органы государственного санитарного надзора?
Те, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.
Должно ли быть ознакомлено лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, с его правами и обязанностями?
Да, в протоколе делается отметка о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

893 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 22 октября 2021 г. вступили в силу очередные изменения в Санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217).

Основным нововведением является необходимость обеспечения руководителями объектов, организаций контроля за использованием средств защиты органов дыхания работниками, физическими лицами при посещении объектов, организаций при отсутствии возможности организации условий для соблюдения социальной дистанции (1‒1,5 м). Ранее согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.10.2021 № 105 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217» обязательно было соблюдение и социальной дистанции, и использования средств социальной защиты (масок).

На момент публикации материала вопросы и ответы, изложенные после заголовка статьи, соответствовали действующим НПА. С 22 октября формулировку об одновременной необходимости наличия масок и соблюдения социальной дистанции упразднили, закрепив необходимость ношения масок лишь при невозможности соблюдения в учреждении социальной дистанции в 1-1,5 метра.

Статьей 17.5 КоАП предусмотрено, что нарушение санитарно-­эпидемиологических требований, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов или требований ограничительных мероприятий, введенных в соответствии с законодательством в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения, влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

Справочно: уголовная ответственность за нарушение санитарно-­эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов установлена ст. 336 УК.

Право на составление протоколов об административных правонарушениях

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.02.2021 № 12 «О наделении полномочиями» полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.5 КоАП, наделены следующие должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор:

  • в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь:
    – заместитель Министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь;
    –    начальник, заместитель начальника и главные специалисты отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики;
  • в ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областных центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минском городском, городских, районных, зональных, районных в городах центрах гигиены и эпидемиологии:
    – главный врач, его заместители (из числа врачей);
    – заведующие отделами, отделениями, врачи-­гигиенисты, врачи-­паразитологи, врачи-­эпидемиологи, врачи-­валеологи, фельдшеры-­валеологи, помощники врачей-­гигиенистов, помощники врачей-­паразитологов, помощники врачей-­эпидемиологов, помощники энтомолога.

Начало административного процесса

Должностное лицо начинает административный процесс с составления одного из следующих процессуальных документов (ст. 8.3, 9.5 Процессуально-­исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)):

  • протокола об административном правонарушении (ст. 11.24 ПИКоАП);
  • протокола о процессуальном действии (например протокола опроса, протокола осмотра) (ст. 6.10, 11.9, ч. 8 ст. 11.10 ПИКоАП);
  • постановления о мерах обеспечения административного процесса (к примеру, постановления о приводе) (п. 8 ч. 1 ст. 8.1, ст. 8.13 ПИКоАП);
  • постановления по делу об административном правонарушении в случаях, когда применяется ускоренный порядок ведения административного процесса.

Справочно: должностным лицом применяется ускоренный порядок ведения административного процесса, когда физическое лицо признает свою вину и согласно на наложение административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 10.1, ст. 10.3 ПИКоАП).

Подготовка дела к рассмотрению

На этапе подготовки дела к рассмотрению должностное лицо собирает доказательства для того, чтобы установить следующие обстоятельства, имеющие значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении:

  • наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
  • виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
  • наличие оснований и условий административной ответственности юридического лица;
  • другие обстоятельства, которые имеют значение для принятия решения по делу.

Справочно: должностное лицо обязано завершить подготовку дела по ст. 17.5 КоАП к рассмотрению не позднее 10 суток со дня начала административного процесса.

Особенности составления протокола об административном правонарушении

После того как все необходимые доказательства собраны, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении (далее — протокол).

В протоколе, в частности, необходимо указать следующие сведения (ч. 2 ст. 11.24 ПИКоАП):

1) дату и место его составления;

2) должность, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица, составившего протокол;

3) сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

4) время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

5) фамилии, собственные имена и отчества (если таковые имеются), адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются, наименование юридического лица, если юридическое лицо является потерпевшим;

6) отметка о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;

7) перечень материалов, которые прилагаются к протоколу;

8) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Передача дела на рассмотрение

В случае, когда подготовка дела к рассмотрению закончилась составлением протокола, должностное лицо, которое составило этот протокол, передает дело об административном правонарушении на рассмотрение Главному государственному санитарному врачу или в суд.

Справочно: органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.5 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.

От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач, главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.

Справочно: срок для передачи дела на рассмотрение по ст. 17.5 КоАП составляет 5 дней с момента составления протокола (п. 1 ч. 1 ст. 11.23, п. 2 ч. 1 ст. 11.28 ПИКоАП).  
893 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный сборник готовых решений «Питание»

Питание в учреждении образования всегда находится на особом контроле. Руководителю приходится вникать во множество параметров и технологических процессов, чтобы обеспечив...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 161
3

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОПФР

Одним из критериев качества дошкольного образования является обеспеченность материально-технической базы учреждения образования, создание развивающей предметно-пространст...
№ 9 (153) 2024 Петроневич Наталья,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 483
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок