Взаимодействие педагогического коллектива в процессе коррекционной работы

Взаимодействие педагогического коллектива в процессе коррекционной работы

Кто должен исправлять речевые нарушения воспитанников?
Ведущая роль принадлежит учителю-дефектологу.
Как воспитатель дошкольного образования может помочь учителю-дефектологу в коррекционной работе?
Воспитатель может использовать возможности режимных моментов, чтобы закрепить задачи, поставленные учителем-дефектологом.


Попкова Наталия

Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 138 г. Минска»

580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время коррекция речевых нарушений целиком лежит на плечах учителей-­дефектологов. Но ни для кого не секрет, что эффективной данная работа будет лишь при взаимодействии всех участников коррекционного процесса (воспитатели, родители, дети). И если тема взаимодействия с родителями рассмотрена достаточно широко, а включение в данный процесс воспитанников и является основной целью коррекционной работы, то какова роль воспитателя и чем он может помочь учителю-­дефектологу?

Чему должны научить в детском саду

В соответствии с учебной программой дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования воспитанники 6‒7 лет должны характеризовать значения многозначных слов, употреблять синонимы, антонимы, омонимы в собственной речи, понимать смысл некоторых фразеологизмов и других образных средств языка, использовать в собственной речи различные типы предложений, правильно употреблять грамматические формы, произносить все звуки родного языка, подбирать и называть слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова.

Такой уровень развития речи очень важен, т. к. 80 % информации в школе дети получают вербально. Нарушения речевого развития неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и, как следствие, нарушениям в гармоничном развитии личности.

Кто должен исправлять речевые нарушения

Ведущая роль в исправлении речевых нарушений принадлежит учителю-­дефектологу, который осуществляет развитие и коррекцию всех компонентов речи на индивидуальных и групповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось исключительно к коррекционным занятиям. Нужно помнить и о том, что хороших результатов можно добиться лишь при взаимодействии всех специалистов, законных представителей воспитанников и самого ребенка.

Как воспитатель может помочь учителю-­дефектологу

Целесообразное использование воспитателем режимных моментов позволяет реализовывать задачи развития речи, не увеличивая при этом образовательной нагрузки.

С этой целью могут применяться различные способы и приемы вовлечения детей в разговор, конечно, с учетом этапа их обучения и индивидуальных особенностей.

Предлагаем несколько конкретных рекомендаций по развитию речи на протяжении дня.

При проведении утренней гимнастики уместно использовать речевой материал, особенно в стихотворной форме.

В качестве физкультминуток, в завершение подвижных игр, после дневного сна выполняются дыхательные упражнения.

Во время умывания закрепить понятие о личной гигиене помогают поговорки, чистоговорки. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, руки), чем моют (водой, мылом), какое мыло (белое, овальное, душистое), каким полотенцем вытирают руки (белым, чистым, мягким).

При подготовке к завтраку или обеду можно стимулировать детей к оречевлению действий дежурных, а также следить за правильным использованием лексики, связанной с понятием посуды и ее видов. Кроме того, можно обсудить меню, закрепив при этом умение образовывать относительные прилагательные («Сегодня на обед котлета из рыбы. Это какая котлета? — Рыбная»; «Сегодня на полдник сок из апельсинов. Это какой сок? — Апельсиновый» и т. д.).

Во время одевания, раздевания осваиваются названия верхней одежды и навык образования прилагательных (резиновые, шерстяной, меховая), закрепляется навык употребления глаголов с приставками (завязал, развязал, расстегнул, застегнул, зашнуровал) и глаголов в разном времени.

Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением. На прогулке проводятся наблюдение за сезонными явлениями и коррекционная речевая работа: отгадывание загадок, прослушивание и проговаривание пословиц, поговорок о погоде, временах года, животных и птицах. В это же время проводится работа над пониманием фразеологизмов, значением устаревших слов.

В подвижных играх дети учатся согласовывать речь и движения при выполнении отдельных игровых действий. При проведении игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, и подбирать соответствующие считалки, заклички.

В уголке природы также можно уделить внимание развитию речи. Например, после выполнения задания каждый ребенок по просьбе педагога сообщает о том, что он сделал: «Я набрал воду в лейку, полил цветы и поставил лейку на полку» и т. п. Воспитатель во время дежурства в уголке природы рассказывает детям о некоторых комнатных растениях, их особенностях и правильном уходе за ними.

Практика показала, что при максимальном использовании всех предложенных вариантов развития речи положительный результат гарантирован.

***

Режимные моменты составляют значительную часть дня ребенка и являются актуальными и значимыми в коррекционной работе, т. к. проводятся регулярно, а некоторые многократно повторяются.

580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Коррупционные правонарушения в УО: по результатам одной проверки

На основании плана выборочных проверок за первое полугодие 2023 г. отделом по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры г. Минска проведена проверка...
№ 9 (141) 2023 Волынец Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 838
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок