В настоящее время коррекция речевых нарушений целиком лежит на плечах учителей-дефектологов. Но ни для кого не секрет, что эффективной данная работа будет лишь при взаимодействии всех участников коррекционного процесса (воспитатели, родители, дети). И если тема взаимодействия с родителями рассмотрена достаточно широко, а включение в данный процесс воспитанников и является основной целью коррекционной работы, то какова роль воспитателя и чем он может помочь учителю-дефектологу?
Чему должны научить в детском саду
В соответствии с учебной программой дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования воспитанники 6‒7 лет должны характеризовать значения многозначных слов, употреблять синонимы, антонимы, омонимы в собственной речи, понимать смысл некоторых фразеологизмов и других образных средств языка, использовать в собственной речи различные типы предложений, правильно употреблять грамматические формы, произносить все звуки родного языка, подбирать и называть слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова.
Такой уровень развития речи очень важен, т. к. 80 % информации в школе дети получают вербально. Нарушения речевого развития неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и, как следствие, нарушениям в гармоничном развитии личности.
Кто должен исправлять речевые нарушения
Ведущая роль в исправлении речевых нарушений принадлежит учителю-дефектологу, который осуществляет развитие и коррекцию всех компонентов речи на индивидуальных и групповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось исключительно к коррекционным занятиям. Нужно помнить и о том, что хороших результатов можно добиться лишь при взаимодействии всех специалистов, законных представителей воспитанников и самого ребенка.
Как воспитатель может помочь учителю-дефектологу
Целесообразное использование воспитателем режимных моментов позволяет реализовывать задачи развития речи, не увеличивая при этом образовательной нагрузки.
С этой целью могут применяться различные способы и приемы вовлечения детей в разговор, конечно, с учетом этапа их обучения и индивидуальных особенностей.
Предлагаем несколько конкретных рекомендаций по развитию речи на протяжении дня.
При проведении утренней гимнастики уместно использовать речевой материал, особенно в стихотворной форме.
В качестве физкультминуток, в завершение подвижных игр, после дневного сна выполняются дыхательные упражнения.
Во время умывания закрепить понятие о личной гигиене помогают поговорки, чистоговорки. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, руки), чем моют (водой, мылом), какое мыло (белое, овальное, душистое), каким полотенцем вытирают руки (белым, чистым, мягким).
При подготовке к завтраку или обеду можно стимулировать детей к оречевлению действий дежурных, а также следить за правильным использованием лексики, связанной с понятием посуды и ее видов. Кроме того, можно обсудить меню, закрепив при этом умение образовывать относительные прилагательные («Сегодня на обед котлета из рыбы. Это какая котлета? — Рыбная»; «Сегодня на полдник сок из апельсинов. Это какой сок? — Апельсиновый» и т. д.).
Во время одевания, раздевания осваиваются названия верхней одежды и навык образования прилагательных (резиновые, шерстяной, меховая), закрепляется навык употребления глаголов с приставками (завязал, развязал, расстегнул, застегнул, зашнуровал) и глаголов в разном времени.
Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением. На прогулке проводятся наблюдение за сезонными явлениями и коррекционная речевая работа: отгадывание загадок, прослушивание и проговаривание пословиц, поговорок о погоде, временах года, животных и птицах. В это же время проводится работа над пониманием фразеологизмов, значением устаревших слов.
В подвижных играх дети учатся согласовывать речь и движения при выполнении отдельных игровых действий. При проведении игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, и подбирать соответствующие считалки, заклички.
В уголке природы также можно уделить внимание развитию речи. Например, после выполнения задания каждый ребенок по просьбе педагога сообщает о том, что он сделал: «Я набрал воду в лейку, полил цветы и поставил лейку на полку» и т. п. Воспитатель во время дежурства в уголке природы рассказывает детям о некоторых комнатных растениях, их особенностях и правильном уходе за ними.
Практика показала, что при максимальном использовании всех предложенных вариантов развития речи положительный результат гарантирован.
***
Режимные моменты составляют значительную часть дня ребенка и являются актуальными и значимыми в коррекционной работе, т. к. проводятся регулярно, а некоторые многократно повторяются.