Субъекты и основные направления
К субъектам реализации антикоррупционной политики учреждения относятся:
- руководители учреждений и лица, занимающие руководящие должности;
- комиссии по противодействию коррупции;
- работники учреждения, связанные с предупреждением коррупции.
Основные направления антикоррупционной политики учреждения включают:
- обеспечение деятельности учреждения по предупреждению коррупции;
- усиление антикоррупционной составляющей кадровой работы;
- деятельность комиссии по противодействию коррупции;
- деятельность по урегулированию конфликта интересов;
- выявление коррупционно уязвимых направлений деятельности и оценка коррупционных рисков в организации;
- антикоррупционное обучение и воспитание.
Обеспечение деятельности по предупреждению коррупции
В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
- принимать установленные Законом о борьбе с коррупцией и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией;
- привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных указанным Законом, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
- информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
При этом руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие предусмотренные требования, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
В этой связи в каждом учреждении необходимо в первую очередь:
- обеспечить планирование и координацию антикоррупционной деятельности;
- распределить обязанности (выявление и устранение коррупционных рисков, принятие решений в сфере управления конфликтом интересов, антикоррупционное образование и воспитание и т. д.) и контролировать их выполнение.
Работа с кадрами
В каждом учреждении целесообразно утвердить перечни должностей государственных должностных и (или) приравненных к ним лиц, а также должностей с повышенным риском коррупционных проявлений. Кроме того, следует также утвердить перечень дополнительных антикоррупционных мер, которые будут приниматься в отношении лиц, занимающих указанные должности, и претендующих на них.
В учреждении дошкольного образования это, как правило, заведующий учреждением дошкольного образования и его заместители (при наличии). Кроме того, необходимо внимательно изучить штатное расписание, чтобы выявить лиц, которые постоянно или временно либо по специальному полномочию занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Что касается организационно-распорядительных функций, то в государственных организациях их выполняют руководители любого уровня и их заместители, уполномоченные на руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных работников, в т. ч. дача им обязательных для исполнения указаний, поддержание трудовой дисциплины и т. п.).
К лицам, осуществляющим административно-хозяйственные функции, относятся работники, которые выполняют функции управления и распоряжения имуществом и денежными средствами, а также учет и контроль за отпуском и реализацией товарно-материальных ценностей (главные бухгалтеры и их заместители, другие лица, имеющие право самостоятельного распоряжения материальными ценностями или осуществляющие контроль за их движением). В некоторых случаях одни и те же лица выполняют как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные обязанности (руководитель организации, главный бухгалтер и др.).
Справочно: ошибки при определении того, к какой группе субъектов коррупции относятся конкретные лица, могут привести к незаконному ограничению прав этих лиц (например, в результате необоснованного истребования письменного обязательства у лиц, приравненных к государственным должностным лицам, либо у иных лиц).
Создание комиссии
Порядок создания комиссий по противодействию коррупции регулируется ч. 2 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией, Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 (далее — Типовое положение).
Комиссии по противодействию коррупции создаются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, а также в управляющих компаниях холдингов.
Иные организации, в т. ч. и учреждения дошкольного образования, вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности создания комиссий и определять порядок их деятельности.
Комиссия создается руководителем в количестве не менее пяти членов под председательством руководителя. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов. На заседание могут быть приглашены иные граждане и представители юридических лиц.
Функции комиссии
Функции комиссии по противодействию коррупции достаточно подробно обозначены в п. 5 Типового положения. Вместе с тем, прописывая функции комиссии в соответствующем локальном положении о комиссии по противодействию коррупции, следует конкретизировать их применительно к сфере деятельности.
Таким образом, в положении для учреждения дошкольного образования следует обозначить следующие задачи комиссии по противодействию коррупции:
- предупреждение (профилактика) коррупции;
- аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками учреждений дошкольного образования, а также в целом в сфере образования;
- обобщение и анализ поступающей, в т. ч. из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками учреждений образования;
- своевременное определение коррупционных рисков в сфере образования и мер по их нейтрализации;
- анализ работы администрации учреждения дошкольного образования по соблюдению требований антикоррупционного законодательства, внесение руководителю учреждения образования предложения по привлечению их к дисциплинарной ответственности;
- разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в учреждении образования, анализ эффективности принимаемых мер;
- формирование у работников антикоррупционного сознания, нетерпимого отношения к коррупции, а также навыков поведения в коррупционно опасных ситуациях;
- взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, гражданами и общественными объединениями, иными организациями по вопросам противодействия коррупции и др.
План работы комиссии
Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
В план работы целесообразно включать следующие мероприятия:
- обобщение и анализ поступающей информации (содержащейся в т. ч. в обращениях граждан и юридических лиц, средствах массовой информации, включая сеть Интернет, сообщениях контролирующих, правоохранительных и других государственных органов) о правонарушениях, связанных с коррупцией, и иных нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией (антикоррупционного законодательства) в сфере образования, а также доведение данной информации до сведения коллектива на совещаниях, педагогических советах и др.;
- инициирование и проведение образовательных, воспитательных и информационно-пропагандистских мероприятий антикоррупционной направленности не только для сотрудников учреждения дошкольного образования, но и для родителей (законных представителей);
- размещение на сайте и на информационных стендах учреждения информации об антикоррупционном законодательстве;
- рассмотрение обращений граждан, содержащих факты коррупции. При подтверждении соответствующих фактов следует вносить предложения о привлечении виновных к ответственности, а также обеспечивать реальную работу с обращениями граждан, проводить системный анализ и контроль за устранением обоснованных жалоб и замечаний;
- контроль за выпиской различных правоустанавливающих документов, договорной и закупочной деятельностью;
- анонимное анкетирование сотрудников и родителей с целью оценки качества организации учебной, воспитательной деятельности, учреждения дошкольного образования, а также выявления возможных коррупционных проявлений;
- усиление контроля за обоснованностью предоставления и расходования безвозмездной (спонсорской) помощи;
- контроль за использованием имущества учреждения дошкольного образования, а также за эффективностью и рациональностью использования бюджетных и внебюджетных средств;
- контроль за организацией питания воспитанников учреждения дошкольного образования;
- контроль за организацией приема на работу педагогических работников и вспомогательного персонала в строгом соответствии со штатным расписанием учреждения дошкольного образования;
- проведение проверок отработки рабочего времени работниками организаций;
- другие мероприятия.
Последние пункты особенно актуальны в связи с достаточно часто выявляемыми во время проверок фактами фиктивного трудоустройства сотрудников, которые не выполняют работу вообще, либо их обязанности выполняет другое лицо.
Проведение заседания комиссии
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в т. ч. для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие.
В заседаниях комиссии могут принимать участие представители юридических лиц и граждане, в отношении которых принято решение о приглашении их на заседание. Это могут быть представители родительского комитета, попечительского совета учреждения образования.
В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:
- с установленными нарушениями работниками учреждения антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности и вопросы, связанные с устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствующих совершению названных нарушений;
- с соблюдением в учреждении дошкольного образования порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);
- с обоснованностью расходования бюджетных средств в учреждении дошкольного образования;
- с правомерностью использования имущества учреждения дошкольного образования;
- с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов в учреждении дошкольного образования;
- с рассмотрением предложений граждан и юридических лиц и др.
Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии, принятое по вопросам повестки дня ее заседания, является обязательным для выполнения. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Урегулирование конфликта интересов
Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на исполнение служебных (трудовых) обязанностей.
О возникновении конфликта интересов или вероятности возникновения такого конфликта должностное лицо обязано письменно уведомить непосредственного руководителя. В учреждении дошкольного образования ситуациями, где имеет место конфликт интересов, могут быть следующие: зачисление в учреждение дошкольного образования своего ребенка, внука, племянника и т. п., прием на работу близкого родственника и др.
Примерный перечень мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов:
- выдача письменных рекомендаций о принятии мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов;
- отстранение государственного должностного лица от действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать конфликт интересов;
- перевод государственного должностного лица с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать конфликт интересов, на другую равнозначную должность;
- изменение рабочего места при прежних должностных обязанностях либо изменение (в т. ч. временное) должностных обязанностей государственного должностного лица с целью предотвратить конфликт интересов или возможность его возникновения;
- принять иные меры, предусмотренные актами законодательства.
Иные профилактические мероприятия
Ключевыми направлениями профилактики коррупции являются выявление коррупционно уязвимых направлений деятельности и оценка коррупционных рисков в учреждении, а также антикоррупционное воспитание работников.
Традиционно к уязвимым направлениям относят осуществление закупок товаров (работ, услуг), распоряжение государственным имуществом, бюджетными средствами, заключение договоров и т. п.
В сфере дошкольного образования к числу коррупционных рисков могут быть отнесены зачисление в учреждение дошкольного образования, сбор денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников и руководителя учреждения дошкольного образования, сбор денежных средств на нужды учреждения дошкольного образования и др.
Антикоррупционное воспитание работников заключается в следующем:
- проведение обучающих мероприятий;
- регулярное прохождение антикоррупционного обучения и повышения квалификации субъектами предупреждения коррупции;
- проведение информирования, консультирования;
- усиление контроля и др.
Примеры мероприятий антикоррупционного воспитания работников:
- разработка памятки об основных требованиях антикоррупционного законодательства и требованиях к порядку управления конфликтом интересов с примерным перечнем ситуаций подобного конфликта;
- направление государственных должностных и приравненных к ним лиц (кандидатов на соответствующие должности) на обучающие курсы дополнительного образования или курсы повышения квалификации, в программы которых входят вопросы антикоррупционного законодательства;
- приглашение непосредственно в учреждение образования специалистов правоохранительных и контролирующих органов, научных организаций, других специалистов в области противодействия коррупции для выступления перед трудовым коллективом и родителями;
- проведение среди подчиненных антикоррупционной воспитательной работы с целью формирования у работников учреждения дошкольного образования устойчивого антикоррупционного сознания.