Аттестация, сокращение, выходные: отвечаем на вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Аттестация, сокращение, выходные: отвечаем на вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1861 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто имеет более высокую квалификацию для определения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности воспитателей дошкольного образования? Можно ли нанимателю определить преимущественное право на оставление на работе воспитателя не с более высокой квалификацией, а с более высокой производительностью труда, аргументировав это решение конкретными показателями работы данного по сравнению с иными?


В соответствии с ч. 1 ст. 45 ТК при сокращении численности или штата работников (далее — сокращение) преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 1 ТК квалификация — признание освоенных знаний, умений и полученного опыта, необходимых для осуществления трудовой деятельности, подтвержденное установленными законодательством видами документов.

В законодательстве об образовании под квалификацией понимается подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности (подп. 3.2 п. 3 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 с последующими изменениями и дополнениями).

В квалификационных характеристиках должностей специалистов, определенных выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — выпуск 28 ЕКСД), предусматривается уровень образования, необходимый для выполнения возложенных на работника должностных обязанностей.

В частности, в соответствии с выпуском 28 ЕКСД к должности «воспитатель дошкольного образования» предъявляются следующие квалификационные требования.

В группах для детей в возрасте от двух месяцев до четырех лет, в разновозрастных группах, в группах интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет, в специальных группах для детей в возрасте до трех лет в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением дошкольных центров развития ребенка), — высшее (среднее специальное образование) по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Профессиональное образование», группа специаль­ностей «Научная и педагогическая деятельность») без предъявления требований к стажу работы.

В разновозрастных группах дошкольных центров развития ребенка, группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет, в группах интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от 3 до 8 лет, в специальных группах для детей от 3 до 8 лет в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, — высшее образование по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или по профилям «Педагогика» (направления «Педагогика подросткового и юношеского возраста», «Педагогика общевозрастная», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Профессиональное образование», группа специальностей «Научная и педагогическая деятельность») и переподготовка по направлению «Педагогика детства» без предъявления требований к стажу работы.

При работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития, нуждающимися в персональном сопровождении, дополнительно к вышеуказанным квалификационным требованиям — повышение квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями.

Профессиональный уровень специалистов оценивается при проведении аттестации педагогических работников (п. 17 Общих положений ЕКСД, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями, п. 3 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава), утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по аттестации).

В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемой ситуации преимущественным правом на оставление на работе при сокращении будут пользоваться работники, имеющие высшую категорию.

Исходя из норм ст. 45 ТК при определении лиц, подлежащих увольнению в связи с сокращением, нанимателем одновременно с уровнем квалификации должна оцениваться производительность их труда.


После окончания университета молодой специалист был направлен по распределению в учреждение дошкольного образования. За время работы он неоднократно награждался по результатам работы. После окончания распределения работник перешел на работу в другое учреждение образования. Имеет ли он право на получение категории досрочно в новом учреждении?


Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией по аттестации.

Согласно п. 17 Инструкции по аттестации решение о допуске к аттестации принимает аттестационная комиссия.

Согласно п. 18 Инструкции по аттестации условиями допуска к аттестации являются:

  • наличие стажа работы в должности (два года — для присвоения второй квалификационной категории);
  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством (не реже одного раза в три года).

Таким образом, при наличии двухлетнего стажа работы, а также при соблюдении иных условий п. 18 Инструкции по аттестации у соискателя есть право претендовать на присвоение второй квалификационной категории в общеустановленном порядке.

Для решения вопроса о присвоении квалификационной категории необходимо обратиться в аттестационную комиссию по месту работы.


Специалист работает воспитателем дошкольного образования в разных учреждениях дошкольного образования последние два года. До этого был трехгодичный перерыв в связи с отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Имеет ли педагог право на получение второй квалификационной категории?


Имеет.

Согласно п. 17 Инструкции по аттестации решение о допуске к аттестации принимает аттестационная комиссия.

Согласно п. 18 Инструкции по аттестации одним из условий допуска к аттестации является наличие стажа работы в должности (два года — для присвоения второй квалификационной категории).

Стаж работы по занимаемой должности определяется по трудовой книжке (выпискам из приказов).

Таким образом, при наличии стажа работы в совокупности (в разных учреждениях) два года, а также при соблюдении иных условий п. 18 Инструкции по аттестации можно обращаться с заявлением в аттестационную комиссию учреждения образования по месту работы.


Последние пять лет специалист работает воспитателем в детском саду. У него имеется диплом о высшем образовании, диплом о переподготовке на уровне высшего образования с присвоением квалификации «Педагог», присвоена квалификация «Историк, преподаватель истории и социально-­гуманитарных дисциплин». Имеет ли он право получить вторую, а затем и первую квалификационную категорию воспитателя?


Нет, указанный специалист не имеет такого права.

Одним из обязательных условий допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории является соответствие полученного образования квалификационным требованиям.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены выпуском 28 ЕКСД.

Имеющееся образование не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым выпуском 28 ЕКСД к должности «Воспитатель дошкольного образования», поэтому не дает права претендовать на присвоение квалификационной категории по указанной должности.


Воспитателю — инвалиду третьей группы, работающему на одну ставку, предоставлен по его заявлению один свободный день в неделю (неоплачиваемый). Правильно ли норму часов в неделю на одну ставку (36 ч) распределить в оставшиеся четыре рабочие дня (у воспитателя суммированный учет рабочего времени с периодом один год)?


Нет, это неправильный подход.

Согласно ч. 3 ст. 34Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (с последующими изменениями и дополнениями) заключение медико-­реабилитационной экспертной комиссии (далее — МРЭК) об условиях и характере труда, показанных инвалидам, является обязательным для нанимателей.

Наниматели, не выполнившие заключения МРЭК, несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Если в индивидуальной программе реабилитации инвалида, в т. ч. инвалида третьей группы, указано требование установить работнику неполный рабочий день (неполную рабочую неделю), то наниматель обязан установить инвалиду такую продолжительность рабочего времени.

Для воспитателя, работающего на ставку, установлена норма 36 ч в неделю на пять рабочих дней.

Таким образом, если у воспитателя четыре рабочих дня, то он должен работать 28,8 ч в неделю (36 ч ÷ 5 дней × 4 дня = 28,8 ч).

Установление воспитателю — инвалиду третьей группы суммированного учета рабочего времени не предусмотрено.


Аттестационная комиссия детского сада состоит из музыкальных руководителей, руководителя по физическому воспитанию, учителя дефектолога, педагогов с высшей квалификационной категорией, но без профильного высшего образования. Могут ли сотрудники, у которых нет такого образования, оценивать работу тех, у кого оно есть?


Могут.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее — Инструкция).

Согласно п. 14 Инструкции аттестационная комиссия организации системы образования создается для аттестации педагогических работников этих организаций, за исключением аттестации педагогических работников на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-­методист», в составе не менее пяти человек и избирается на собрании коллектива педагогических работников путем тайного голосования (далее — голосование). На собрании должно присутствовать более половины педагогических работников организации. В комиссию могут быть выбраны педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию или квалификационную категорию «учитель-­методист». Избранными в аттестационную комиссию считаются педагогические работники, за которых проголосовало более 50 % участников собрания.

В работе аттестационной комиссии могут принимать участие по одному уполномоченному представителю отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа и вышестоящего профсоюзного органа.

Таким образом, состав комиссии определяется исключительно волеизъявлением членов коллектива педагогических работников, а основным критерием участия в составе аттестационной комиссии является квалификационный уровень работника.

Обращаем ваше внимание на то, что в аттестационной комиссии организации системы образования квалификационные категории присваиваются также музыкальным руководителям, руководителям физического воспитания, педагогам-­психологам и другим специалистам. В этой связи наличие в составе комиссии разных специалистов видится обоснованным и целесообразным.

1861 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1159
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок