Чтобы не «сгореть» на работе…: профилактика эмоционального выгорания педагогов

Чтобы не «сгореть» на работе…: профилактика эмоционального выгорания педагогов

Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней опустошенности из-за слишком частых социальных взаимодействий.

Синдром профессионального выгорания — болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Елена Александровна СТРОМСКАЯ, педагог-­психолог лицея № 1 г. Лиды, поделится опытом участия в реализации инновационного проекта, в котором одной из важнейших задач психологической работы было предупреждение эмоционального выгорания педагогов.

Стромская Елена

Педагог-психолог государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Лиды»

1059 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Педагоги, как представители одной из помогающих профессий, в большой степени подвержены риску профессио­нального (эмоционального) выгорания. Поэтому в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели организационно-­управленческих условий профессионального развития педагогов в учреждении образования», в котором лицей принимал участие на протяжении 2016–2019 гг., особое внимание было уделено психологическому сопровождению педагогических работников.

Целью деятельности педагога-­психолога в рамках этого проекта стало создание оптимальных психолого-­педагогических условий для профессионального развития педагогов лицея, а одной из важнейших задач — профилактика эмоционального выгорания.

Специалист, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, часто мало осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не в конфронтации и обвинении.

Среди направлений ранней профилактики эмоционального выгорания особое место отводится укреплению «психологического фундамента» педагогов, их позитивного отношения к себе и развитию самопринятия, обучению техникам снятия психоэмоционального напряжения.

Как предупредить выгорание педагогов?

Опыт нашей работы показал, что на этапе ранней профилактики выгорания педагогов эффективными являются тренинговые занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. Так был создан и внедрен в практику работы цикл тренинговых занятий «Чтобы не “сгореть” на работе…».

Цель цикла — профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагогов лицея.

Задачи цикла:

  • укрепить «психологический фундамент» педагогов;
  • развить у них позитивное самоотношение;
  • переключить педагогов с одного вида дея­тельности на другой;
  • ознакомить педагогов с техниками снятия психоэмоционального напряжения.

Цикл тренинговых занятий включает в себя три блока:

  • «Арт-территория» (занятия с элементами арт-терапии);
  • «Сказка — ложь, да в ней намек» (занятия с элементами сказкотерапии);
  • «Взрослые детские игры» (занятия с элемен­тами игровой терапии).

Таблица

Цикл занятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов

В результате проведения данных занятий мы выяснили, что использование приемов и техник арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии позволяет повысить уровень индивидуальной психологической компетентности педагогов и способствует сохранению их психологического здоровья.

Каким образом тренинговые занятия помогают в профилактике эмоционального выгорания?

Сегодня слово «сказкотерапия» знакомо даже людям, далеким от психологии и психотерапии. Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных психологами) дает удивительный эффект и помогает преодолевать различные жизненные трудности. Мы используем метафорические средства сказки для актуализации личностных и эмоциональных ресурсов, укрепления «психологического фундамента» педагогов, тем самым решая задачу сохранения их психологического здоровья. Например, при работе со сказкой «О застенчивом булочнике» педагоги говорили о своих положительных качествах, хороших событиях, которые произошли с ними совсем недавно, и тех, что они ожидают в будущем, о событиях, которые позволяют педагогам гордиться собой. Это дало возможность актуализировать позитивные образы своего прошлого и будущего и гармонизировать представления о своей жизни.

Использование психологической игры как средства игровой терапии дает возможность создавать условия для переключения педагогов с одного вида деятельности на другой. Психологические игры позволяют отреагировать эмоции, снять напряжение, отвлечься от рутинной деятельности, получить новый опыт. Игра рушит барьеры между членами педагогического коллектива, удивительным образом разряжает обстановку, формирует веру в свои силы, позволяет протестировать себя в различных социально-­психологических ситуациях.

Характерной, как сейчас принято говорить, «фишкой» игры является ее двуплановость. С одной стороны, участник игры занимается деятельностью, в ходе которой он выполняет вполне реальные действия. С другой стороны, отдельные моменты этой деятельности условны, что позволяет абстрагироваться от реальной ситуации, отягощенной различными социальными обязательствами, ответственностью и множеством других обстоятельств, порождающих эмоциональное напряжение. Благодаря этому у участников игры есть возможность выйти из привычной социальной роли. Так, в занятии «Кто угнал самолет?» педагоги были внимательными следователями, готовыми взаимодействовать друг с другом. Благодаря этому, соединив кусочки разрозненной информации, они легко нашли преступника. В игре «Соображарий» педагоги проявляли эрудицию, смекалку и реакцию, а в игре «Воображариум» — воображение и навыки эмпатии.

Арт-терапия — это простой, доступный и эффективный способ справиться со стрессом, повысить настроение и зарядиться оптимизмом. Для снятия эмоционального напряжения педагогов применяются различные рисуночные техники. Например, «Картина радости», когда педагогам предлагается взять краски или цветные карандаши и изобразить свое понимание радости.

Обратите внимание
Хорошо себя зарекомендовал в работе с педагогами, как, впрочем, и с детьми, такой способ расслабления, как рисование (или разукрашивание готовых шаблонов) мандал. В переводе с санскрита это слово означает «круг». У разных народов мандала имеет сакральный смысл: часто ее считают символическим отражением духовной, психической гармонии. Рисование и разукрашивание этих геометрических конструкций помогает снять внутреннее напряжение, сосредоточиться, успокоиться.

Уже больше года в лицее применяют кинетический песок. Песок активно используется родителями и педагогами не только для решения различных развивающих задач при взаимодействии с детьми. Как показала практика, эта игрушка полезна и для взрослых. Игра с песком способствует расслаблению, снятию раздражительности и стресса, активизации мышления и воображения. Даже непродолжительная разминка рук помогает педагогам отдохнуть, повышает работоспособность и возвращает чувство энтузиазма по отношению к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.

Гореть, но не сгорать…

Мы считаем, что в условиях лицея, как и любого учреждения образования, очень важно обеспечить именно раннюю профилактику профессионального (эмоционального) выгорания педагогов. По нашему мнению, целенаправленная совместная работа психолога, педагогов и администрации лицея, в частности, проведение предложенного цикла тренинговых занятий «Чтобы не “сгореть” на работе…», позволяет решить эту задачу. Актуализация личностных и эмоциональных ресурсов, эмоциональная поддержка коллег помогают научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение в нестандартных ситуациях (например, в рамках психологических игр) позволяет выйти из роли педагога и понять, как действовать в различных социально-­психологических обстоятельствах. Использование арт-техник помогает справиться со стрессом, снять эмоциональное напряжение, улучшить настроение и настроиться на позитивное мышление.

Наверное, многим известны слова английского писателя Джованни Руффини: «Учитель — свеча, которая светит другим, сгорая сама». Однако нам хотелось бы произнести ее иначе: «Светя другим, не сгорите сами!»

Правила игры «Кто угнал самолет?» и план занятия «Я рисую радость»



1059 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Адаптация молодых специалистов: опыт работы учреждения

Каждый год сотни молодых специалистов пополняют ряды сотрудников УДО. Бывшие учащиеся и студенты становятся педагогами. Однако все еще актуальной остается проблема оттока...
№ 8 (152) 2024 Кузьмич Татьяна,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 298
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок