Редакция: Тамара Михайловна, расскажите, почему вы выбрали именно такую профессию?
Тамара Михайловна: Я всегда хотела работать с детьми. Мечтала быть учителем. Поэтому закончила Гродненский педагогический институт имени Янки Купалы в 1976 году по специальности «Методика и педагогика начального обучения». Сначала работала учителем начальных классов в Кривлянской школе, затем — воспитателем в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 2 г. Скиделя», а далее мой профессиональный путь продолжился в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 1 г. Скиделя».
Я считаю, что руководитель всегда является основной фигурой в коллективе, поэтому именно его деловые качества должны быть фундаментом для формирования гармоничных отношений в учреждении.
Ред.: Опишите ваше учреждение.
Т.М.: Коллектив учреждения состоит из 29 человек, 13 из которых — педагоги (8 с высшей и первой квалификационной категорией, 2 — со второй, 3 — молодые специалисты). На данный момент сад посещает 99 воспитанников. Работают 4 группы: первая младшая, вторая младшая, средняя и старшая.
У нас большая территория и много зданий — целых 5 приспособленных построек. Места хватает всем и очень удобно.
Ред.: Расскажите, пожалуйста, о последних достижениях.
Т.М.: В этом году реализуются проекты по здоровьесбережению, над которыми работают лучшие педагоги нашего сада. Кроме того, наш воспитатель — Гнидко Оксана Анатольевна — признана лучшим воспитателем года. Также я награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь.
Мы постоянно развиваемся и участвуем в образовательных проектах, за что имеем благодарности и награды.
Ред.: Мы знаем, что у вас есть собственная кузница кадров. Расскажите об этом подробнее.
Т.М.: Уникальность в том, что педагоги, которые работали на базе нашего учреждения, стали руководителями учреждений дошкольного образования, руководителями центра творчества, заместителями заведующих по основной деятельности в нашем городе.
Нам очень везет с кадрами. За все годы работы не было проблем из-за отсутствия педагогических кадров и кадров обслуживающего персонала. Люди желали идти работать в наше учреждение, поэтому был выбор.
Ред.: Как вы находите такой эффективный персонал?
Т.М.: При приеме на работу проводим собеседование, тестирование и анкетирование, учитываем опыт работы, личные качества с профессиональной и психологической точки зрения, анализируем портфолио работника. Если человек уже работал по данной специальности, то беседуем о содержательности предыдущего опыта, чтобы рассмотреть сильные и слабые стороны. Во время работы присматриваюсь к человеку и планирую дальнейшую работу с кадрами.
Ред.: Учитываете ли вы запросы родителей и как способствуете развитию воспитанников?
Т.М.: По запросу родителей (предварительно провели опрос) работают платные образовательные услуги сверх базового компонента (кружки): дополнительная образовательная услуга «Английский язык», «Танцевальная мозаика», «Бусинки», «Каблучок»; творческая мастерская «Тестопластика», «Речецветик», «Развивайка», «Красочный мир», « Говорушки», «Разноцветные ладошки».
Ред.: Есть ли у вас дополнительные услуги, кроме платных кружков?
Т.М.: Конечно, основной доход приносят платные образовательные услуги (10 кружков), но у нас также есть коммерческая программа, в которую входят такие услуги, как: гувернерские услуги, группа выходного дня, материнская школа, адаптационная площадка. При этом мы не забываем проводить благотворительные мероприятия, оказываем помощь семьям и их детям, оказавшимся в трудной ситуации.
Ред.: Какие нестандартные ситуации были в вашем опыте?
Т.М.: В моей практике было несколько запоминающихся форс-мажоров. Например, однажды родители просто забыли забрать ребенка, и он ночевал у педагога, пока искали «забывчивых»…
Также был случай, когда мама подвела ребенка только к воротам сада и побежала на работу, а ребенок развернулся и пошел гулять. Хорошо, что это видел другой воспитанник. В итоге благодаря быстрой реакции, профессионализму и ответственности педагога удалось избежать неприятностей.
Ред.: Что бы вы пожелали всем руководителям учреждений дошкольного образования?
Т.М.: Руководитель должен четко понимать, что работа заведующего требует много времени (порой личного) и здоровья. На нем лежит ответственность за детей, работников и учреждение. Руководитель должен уметь предугадать результат и всегда быть в курсе всего, что происходит в его учреждении. Я знаю, что легко не будет. С каждым годом будут появляться новые вызовы, и руководителям придется учиться маркетингу, менеджменту, экономике. Основной целью руководителя должно быть самообразование. Помните, что вам нужно быть образцом в поведении, внешнем виде, культуре речи. Я надеюсь, что у вас все получится!
Ред.: Спасибо, Тамара Михайловна, за интервью!
Беседовал Юрий КОСЬКО
Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г. Скиделя»
Ведет свою историю от 1949 года.
В 1949 году в городе Скиделе были открыты «Городские ясли», где воспитывались дети в возрасте до трех лет. Функционировало две группы.
В 1961 году было достроено второе здание, открылись еще три группы для детей раннего возраста.
С 1989 года «Городские ясли» реорганизованы в ясли-сад «Праменьчык».
С октября 2011 года название учреждения — государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 города Скиделя».
В данный момент в учреждении есть кабинеты психолога и учителя-дефектолога, музыкальный кабинет.