Интернет-аддикция персонала: как выявить и обезвредить?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Интернет-аддикция персонала: как выявить и обезвредить?

Наверняка были ситуации, когда заведующий «ловил» персонал в виртуальном мире. Когда вовсю идет рабочий процесс, а работник занят соцсетью или «путешествует» по новостной ленте. Особенно возмущает, когда при общении смотрят не в глаза, а на экран телефона либо компьютера. Что это за явление? Чем оно грозит? Одно понятно — это должно как-то сказываться на результатах труда. Давайте разбираться!

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1114 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Интернет-­аддикция (интернет-­зави­си­мость, виртуальная ­аддикция, кибер­­аддикция, нетоголизм) — это непреодолимое ­патологическое влечение к использованию интернета, влияющее на психологическое и физическое здоровье. Такая зависимость является нехимической аддикцией, т. е. нет специального химического вещества, которое провоцирует зависимое поведение, а есть только повторяющиеся действия с характерными симптомами.

Признаки интернет-­зависимости

Симптомы, которые проявляются у большинства работников, проводящих много времени в интернете:

  • потеря ориентации во времени из-за длительного нахождения в интернет-­пространстве;
  • утрата интереса к профессиональной деятельности, межличностным отношениям, внешнему виду;
  • раздраженное поведение, которое появляется в случае, если по каким-то причинам ограничен или невозможен доступ работника к интернету;
  • ухудшение состояния здоровья (нарушение сна, зрения, проблемы со стороны пищеварительной системы, опорно-­двигательного аппарата).

Таким образом, получается, что вместо решения возникающих во время профессиональной деятельности проблем работники уходят в мир интернета. Возникает вопрос: «Что они там делают?»

Типы интернет-­зависимости

Условно можно выделить 5 типов интернет-­зависимости:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечное «путешествие» по просторам сети в поиске информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению — предпочтение такой формы социального взаимодействия реальной, частое общение и знакомства в чатах, соцсетях и на форумах.

3. Игромания — зависимость от онлайн-игр.

4. Интернет-­шопоголизм — интернет-­покупки, постоянное участие в интернет-­аукционах.

5. Увлеченность просмотром видео (ролики, реклама, фильмы) — невозможность оторваться от экрана из-за эмоционального сюжета.

Из опыта руководителя
Первой, кто заметил эту проблему, была заместитель по основной деятельности. Она начала обращать внимание на воспитателя, которая не выпускала телефон из рук. Но это еще полбеды. Дело дошло до того, что даже на прогулке вместо присмотра за детьми педагог смотрела только на экран смартфона. К тому же стали поступать жалобы от родителей. Начали разбираться. Оказалось, что педагог переживала стресс и, чтобы отвлечься, стала играть в онлайн-игры. Пришлось задействовать психолога. Дело в том, что в таком случае наказать работника за нарушение трудовой дисциплины очень сложно, т. к. педагог пользовалась личной вещью, а доказать, что она играла, а не вела переписку по работе, практически нереально. Поэтому в таких ситуациях наиболее эффективным способом воздействия является психологическая помощь.

Из опыта молодого специалиста
Признаюсь, что являюсь вынужденно зависимой. Ведь интернет — это мощнейший инструмент не только для поиска и обработки любой информации, но и для поддержания связи с родителями воспитанников. Несомненно, молодым специалистам без него никак не обойтись. Я могу в рабочее время пользоваться интернетом, потому что бывают вопросы, требующие быстрого ответа. И что делать, если не знаешь? Конечно, пользоваться сетью. Заберите у молодых специалистов гаджеты, и всё — нет специалиста. Доступ к интернету лично мой, рабочим не пользуюсь. Проблем в этом не вижу! Но спорить с тем, что любая зависимость — это плохо, не буду.

Комментарий специалиста отдела образования
Самым эффективным способом борьбы с интернет-­зависимостью на рабочем месте является трудотерапия. Когда работник ограничен сроками выполнения определенной задачи и объемами работы, у него даже не возникнет мысли о веб-серфинге, а тем более желания поиграть или видео посмотреть. По сути, эта зависимость является следствием лени.

Негативные последствия интернет-­зависимости для учреждения дошкольного образования

Интернет-­зависимость работников учреждения дошкольного образования имеет как общие для всех профессий негативные последствия, так и специфические:

  • нерационально используется рабочее время, в итоге часть работы может выполняться несвоевременно;
  • утрачивается эффективность и результативность работника в профессиональной деятельности, из-за чего часть работы может не выполняться либо выполняться некачественно;
  • увеличивается степень риска возникновения несчастных случаев с работниками и воспитанниками учреждения;
  • возникает риск заражения компьютерного оборудования вирусом, способным заблокировать локальную сеть учреждения.

Кратковременная зависимость в той или иной степени может проявиться практически у любого человека (игры, фильмы, чтение, трудоголизм, общение в соцсетях и пр.). Но когда невозможность реализовать действия, которые являются объектом зависимости, приводит к ухудшению самочувствия работника, необходимо принимать меры.

Средства борьбы с интернет-­зависимостью

1. Грамотное распределение обязанностей между сотрудниками.

2. Установление временных рамок на выполнение определенной задачи или поручения.

3. Мотивация сотрудников, поддержание интереса к работе.

4. Корпоративное воспитание сотрудников, устанавливающее правила по использованию интернета в рамках профессиональных компетенций.

5. Внедрение правил пользования интернетом через нормативную правовую базу учреждения дошкольного образования.

В качестве дополнительных превентивных мер следует рассмотреть вариант с ограничением доступа к отдельным сайтам, тем самым разделив веб-ресурсы на разрешенные и запрещенные. Правила пользования корпоративной сетью можно закрепить в локальном нормативном правовом акте.

Привлечение работников к дисциплинарной ответственности

В случае если использование работником интернета в рабочее время не в рамках трудовой функции, предусмотренной трудовым контрактом и должностной инструкцией, ­все-таки произошло, руководитель вправе применить по отношению к работнику меры дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, которое заключается в нарушении положений должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов, действующих в организации.

Справочно: согласно ТК в свое рабочее время работник обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 110 ТК).

Таким образом, посещение сайтов, не относящихся к работе сотрудника, в целях отдыха и отвлечения от трудовой деятельности можно расценивать как нарушение трудовой дисциплины.

На практике часто возникает вопрос о том, каким образом можно доказать факт того, что работник использовал интернет не в рамках трудовой функции. В данном случае процесс доказывания состоит из двух основных этапов:

1) подтверждение факта использования интернета. Одним из основных доказательств может служить подготовленная уполномоченным работником докладная или аналитическая записка, содержащая данные о том, кем из работников, когда и какие ресурсы посещались. Как правило, к такой записке прилагается распечатка перечня посещаемых сайтов с указанием времени открытия соответствующей страницы;

2) проверка правомерности использования интернета. На данном этапе необходимо изучить наличие правовых оснований использования работником интернета и установить, что посещение сайтов (всех или некоторых) не связано с исполнением должностных обязанностей работника. Для этого необходимо провести анализ должностной (рабочей) инструкции.

После проведения вышеназванных этапов можно начинать процесс привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Заключение

Часто руководители полагают, что достаточно загрузить работника большим объемом работы, чтобы ему не хватало времени на любого рода отвлечения (будь то разговоры с коллегами не по работе, «сидение» в интернете, соцсетях и т. д.). Но важно помнить и о том, что это не всегда положительно сказывается на результативности выполняемых задач. 

Тест на определение уровня интернет-­зависимости

1114 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОПФР

Одним из критериев качества дошкольного образования является обеспеченность материально-технической базы учреждения образования, создание развивающей предметно-пространст...
№ 9 (153) 2024 Петроневич Наталья,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 514
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок