Как организовать рациональное и сбалансированное питание детей: заведующему на контроль

Как организовать рациональное и сбалансированное питание детей: заведующему на контроль

Питание, отвечающее физиологическим потребностям детского организма, повышает его устойчивость к воздействию инфекций, токсинов и других неблагоприятных факторов внешней среды. Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми веществами, особенно витаминами, минеральными солями и микроэлементами, — один из основных моментов предупреждения инфекционных заболеваний, т.к. состояние иммунитета определяется не столько количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью.

Гузик Елена

заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

2992 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Под правильным, сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии: белках, жирах, углеводах, пищевых волокнах, витаминах, минеральных солях, микроэлементах и других биологически активных компонентах пищи.

В современном информационном пространстве зачастую встречаются рекомендации по организации питания детей, которые основаны не на научных исследованиях, а на личном опыте их авторов. Популярность подобных рекомендаций в значительной мере объясняется кажущейся простотой требований к организации питания детей. По мнению некоторых авторов, для обоснования подходов к организации рационального питания детей вполне достаточно здравого смысла и жизненного опыта, что нередко приводит к формулированию советов, которые могут угрожать здоровью детей.

Наука о питании является серьезной отраслью знания, основанной на глубоких исследованиях специалистов в области биохимии, морфологии, физиологии, биофизики, гигиены, эпидемиологии, клинической медицины и др. Только на основании таких исследований рождаются те «простые» рекомендации, которые лежат в основе организации питания конкретных групп населения, в частности, детей дошкольного возраста.

Основой организации рационального питания в организованных детских коллективах является соблюдение норм физиологической потребности в пищевых веществах и энергии, витаминах и минеральных веществах, рекомендуемых наборов продуктов (далее — нормы потребления продуктов питания) и меню.

Нормы потребления продуктов питания

В зависимости от длительности пребывания ребенка в УДО (от 3,5 до 6 ч, от 6 до 8 ч, от 8 до 10,5 ч, от 10,5 до 24 ч) меняется число приемов пищи и количество требующихся растущему организму энергии и пищевых веществ. Это определяет, что нормы потребления продуктов питания для детей устанавливаются с учетом их возраста, режима пребывания, экологических особенностей территории, а также особенностей самого организованного детского коллектива. Нормы потребления продуктов питания утверждены постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования». Только в случае выполнения норм питания можно обеспечить детей и подростков всеми пищевыми веществами. И наоборот, исключение из рациона либо избыточное потребление каких-либо продуктов неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Нормы питания включают все основные группы продуктов, потребление которых позволяет удовлетворить физиологические потребности детей в энергии и основных пищевых веществах, в первую очередь незаменимых факторах питания.

На основании норм потребления продуктов питания в организованных детских коллективах составляется примерное двухнедельное меню, которое утверждается руководителем УДО. Меню должно отвечать научно обоснованным принципам питания, выбора пищевых продуктов и употребления их в пищу (принципам детской диететики), должно быть разнообразным, соответствовать санитарно-­эпидемиологическим требованиям по химическому составу, режиму приема пищи.

Соблюдение режима приема пищи

Соблюдение режима приема пищи, являясь одним из факторов, обеспечивающих благоприятные условия для усвоения основных пищевых веществ и энергии, предусматривает:

  • время и число приемов пищи;
  • интервалы между приемами пищи;
  • объемы порций и блюд;
  • распределение суточной калорийности с учетом длительности пребывания детей в организованном коллективе.

Дети дошкольного возраста должны получать пищу в одни и те же часы, т. к. деятельность пищеварительных желез у них, как и у взрослых, протекает по определенному ритму. При организации питания в определенное время в течение дня желудочно-­кишечный тракт работает ритмично, готов к приему пищи, которая легче усваивается. Если режим питания соблюдается, то к моменту приема пищи начинают усиленно работать пищеварительные железы, и происходит максимальное выделение желудочного сока. Это имеет большое значение для появления аппетита, более полного переваривания и всасывания пищевых веществ в организме. Беспорядочное питание нарушает ритмичную работу пищеварительных желез и понижает аппетит.

Это важно
В соответствии с гигиеническими регламентами интервал между предыдущим и последующим приемами пищи должен составлять не более 4 ч, между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) — не менее 3 ч. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 ч), у ребенка может возникать транзиторная гипогликемия, сопряженная со снижением работоспособности, памяти. Чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и тем самым ухудшает усвоение пищевых веществ. Кроме того, частый прием пищи заменяет другие важные компоненты жизни детей: развивающие занятия, игры, прогулки.

Питание в УДО осуществляется на основании предварительно составленных двухнедельных рационов. При составлении примерного двухнедельного меню учитывается, что количество приемов пищи, в т. ч. дополнительных (второй завтрак и (или) полдник, второй ужин) к основным приемам, должно быть при пребывании детей в учреждении:

  • от 3,5 до 6 ч — не менее одного (второй завтрак, либо обед, либо полдник, либо ужин);
  • от 6 до 8 ч — не менее двух;
  • от 8 до 10,5 ч — не менее трех;
  • от 10,5 до 24 ч — не менее четырех.

При составлении примерных двухнедельных рационов для детей и подростков, получающих 2‒5‑разовое питание, следует учитывать, что одни продукты, входящие в нормы потребления продуктов питания, включаются в меню ежедневно, а другие — через день или 2‒3 раза в неделю. Так, ежедневно в рационе дошкольников должны предусматриваться молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и масло из коровьего молока, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары). В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать два-три раза в неделю, учитывая их потребляемое количество в предшествующие дни. Желательно, чтобы в течение 10 дней дети получили все положенное количество продуктов, предусмотренное в нормах потребления продуктов питания. При этом допускаются отклонения +/‒10 % от установленных норм питания в течение недели, месяца при условии выполнения по итогам месяца норм физиологических потребностей ребенка в энергии и пищевых веществах.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться на основании установленных норм физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных возрастных групп (от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет) с учетом:

  • установленных норм питания для детей в разных типах (видах) учреждений;
  • утвержденных в установленном порядке сборников технологических карт блюд и изделий (для детей раннего и дошкольного возраста, диетического питания), технологических карт фирменных (новых) блюд;
  • сезонности (летне-­осенний, зимне-­весен­ний периоды);
  • рационального распределения общей калорийности суточного рациона по приемам пищи: завтрак — 20‒25 %, обед — 30‒35 %, полдник — 10‒15 %, ужин — 20‒25 %, второй ужин — 8‒10 %;
  • разнообразия и сочетания пищевых продуктов;
  • трудоемкости приготовления блюд.

Это важно
В УДО при 3‑разовом питании (9–10,5‑часовой режим пребывания) полдник должен составлять 20–25 % от суточной физиологической потребности ребенка в энергии. Продолжительность приема пищи должна составлять: завтрак, ужин, полдник — 10–20 мин, обед — 20–25 мин.

Калорийность и технология приготовления

Калорийность дневного (суточного) рациона при 3‒5‑разовом питании должна обеспечиваться за счет:

  • белков — на 10‒15 %;
  • жиров — на 30‒32 %;
  • углеводов — на 55‒60 %.

Учитывая, что в организованных коллективах дети находятся в период роста и развития, когда еще идет формирование системы пищеварения, питание детей должно быть щадящим по химическому составу и способам приготовления. При приготовлении блюд должны преимущественно использоваться запекание, варение, приготовление на пару.

Для эффективной организации питания в УДО в настоящее время активно используются компьютерные программы, которые позволяют не только контролировать количество пищевых продуктов, поступающих в пищеблок, соблюдение сроков их хранения, составлять примерное и ежедневное меню и рассчитывать необходимое количество пищевых продуктов для УДО на день и более длительное время, но и оценивать выполнение норм потребления продуктов питания, норм физиологической потребности в пищевых веществах и энергии, разрабатывать фирменные технологические карты и рассчитывать в них поступление с пищей белков, жиров, углеводов и энергии.

2992 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Генпрокуратура назвала основные причины гибели детей от внешних причин

Основные причины гибели детей от внешних причин назвала журналистам начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генпрокура...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 53
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок