Исходя из анализа сущности понятия «эмоциональный интеллект», приведенного в многочисленных информационных источниках, эмоциональный интеллект можно определить как способность человека понимать свои эмоции и эмоции окружающих, а также управлять ими.
Исследования учреждения образования
Понятно, что для развития эмоционального интеллекта педагога вначале необходимо установить, каков его уровень в настоящий момент. Вопрос непростой, потому что в структуре эмоционального интеллекта всегда присутствуют два аспекта: внутриличностный и межличностный.
Первый предполагает, что педагог должен определить, насколько он понимает собственные эмоции и управляет ими. Необходимо понять, в какой мере он осознает свои чувства: каков уровень самооценки, уверенности в себе, ответственности, терпимости, самоконтроля, активности, гибкости, заинтересованности; а также насколько педагог открыт новому, мотивирован к работе и оптимистичен.
В свою очередь межличностный аспект предполагает оценку понимания и управления эмоциями других людей. То есть того, насколько педагог коммуникабелен, способен учитывать и развивать интересы другого человека, проявляет уважение к людям, способен адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, может работать в команде.
Необходимость развития эмоционального интеллекта педагогических работников подтверждается данными исследования, проведенного в нашем учреждении образования.
Для определения уровня развитости эмоционального интеллекта педагогов нами был использован «Опросник ЭмИн» (сведения об опроснике можно найти здесь. Там же приведена методика его использования (примеч. ред.)).
Полученные данные приведены на диаграмме далее.
Диаграмма
Данные диагностики уровня развития ЭИ педагогов
По шкале «Общий эмоциональный интеллект» наблюдаются значения только по среднему и высокому уровням.
По шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» доминирует средний уровень. Это говорит о том, что данная интервьюируемая категория хорошо разбирается в эмоциях других людей.
По шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» наблюдаем, что 100 % опрошенных заняли высокий уровень. Это свидетельствует о том, что тестируемые прекрасно осознают свои эмоции.
По шкале «Понимание эмоций» 82 % респондентов заняли высокий уровень, 16 % — средний уровень и только 2 % — очень высокий уровень.
По шкале «Управление эмоциями» преобладает средний уровень.
В результате анализа полученных данных становится очевидно, что отдельные составляющие эмоционального интеллекта педагогов требуют развития.
Условия и методы развития эмоционального интеллекта
Дополнительно нами были определены условия, которые будут способствовать развитию эмоционального интеллекта. Как оказалось, они непосредственно связаны с работой руководителя учреждения образования и зависят от него. Среди них:
- лидерская компетентность руководителя;
- равенство предъявляемых требований ко всем сотрудникам учреждения;
- участие сотрудников учреждения в выработке и принятии решений;
- создание благоприятного психологического климата в учреждении (на его создание влияют личность руководителя, условия труда, мотивация, профессиональные отношения);
- организация работы в команде;
- вознаграждение и признание достижений сотрудников;
- удовлетворение целей сотрудника (выполнение предъявляемых требований и решение поставленных задач, удовлетворенность своей работой, улучшение собственного имиджа, возможность брать на себя ответственность, надежное рабочее место, обучение и повышение квалификации);
- доступность моральных и материальных стимулов всем педагогам учреждения.
Целенаправленно повысить уровень эмоционального интеллекта (его отдельных составляющих) можно путем организации внешнего (тренингового) воздействия.
Наиболее продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются: игровые методы, методы арттерапии, психогимнастические упражнения, поведенческая терапия, дискуссионные методы. Достаточно много информации о них представлено в общедоступной литературе и в сети Интернет.
Однако педагоги должны знать, что полноценное развитие эмоционального интеллекта все же в большей степени является результатом самостоятельной работы и ежедневного труда. Помощь посторонних людей лишь продвинет этот процесс, задав ему верное направление. Хоть это и трудно, но зато окупится сполна. Ведь педагог дошкольного образования, как и каждый человек, заслуживает жить и работать в гармоничной и комфортной для него атмосфере, где все друг друга понимают и, самое главное, уважают.