Как вести себя в случае провокации: руководителю на заметку
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как вести себя в случае провокации: руководителю на заметку

Руководитель дошкольного учреждения — это человек, который отвечает не только за персонал, но и за репутацию, безопасность, психологический комфорт в коллективе и т.д. Провокация — это образец типичной стрессовой ситуации, в которой может оказаться управленец. Умение достойно выходить из такой ситуации всегда будет полезным навыком для любого руководителя.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1739 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Где бы ни находился руководитель (в общественном месте, на работе, в сети Интернет), он неизбежно подвержен риску столкновения с провокациями. 

Провокация — это побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой негативные стрессовые последствия. В большинстве случаев провокаторы хотят, чтобы человек, на которого направлены их действия, потерял самообладание и выставил себя перед другими в невыгодном свете.

Что делать в ситуации провокации?

Порой даже не особо чувствительный руководитель попадается на провокацию. Есть несколько простых, но очень действенных способов, как сделать так, чтобы никакая провокация не достигла своей цели и человек не только оставался спокоен и непоколебим, но и выходил из провокационной ситуации победителем.

Делегирование

Провокатор, задающий коварные вопросы, стремится выбить руководителя из состояния равновесия. Но только вы можете решать, позволить ему сделать это или же нет. Прежде всего, необходимо вести себя естественно. Помните, что любой руководитель имеет полное право на делегирование. Если вы не компетентны в теме вопроса, переадресуйте его другому подчиненному.

Тайм-аут

В случае если вы не готовы сразу ответить на вопрос или вести диалог, не бойтесь взять паузу и сказать:

«Попрошу вас дать мне время. Сейчас я очень занят(а), вы отвлекли меня от важных дел. Через час я освобожусь и отвечу на ваш вопрос»;

«К сожалению, сейчас у меня нет информации по вашему вопросу. Вот мой контактный телефон. Наберите завтра в …»;

«Попрошу вас для начала представиться (настаивайте, чтобы оппонент назвал ФИО, должность, место работы). Я должен понимать вашу компетентность. Спасибо за информацию, я записал ваш вопрос. Мы можем обсудить эту тему… (укажите удобное для вас время, назначьте встречу)».

Заведующему на заметку
Чтобы отразить нападение провокатора, достаточно спросить его фамилию и попросить документ для подтверждения. Далее возьмите лист бумаги и медленно запишите предоставленные данные. Такой прием даст вам дополнительное время на обдумывание последующих действий, а провокатора введет в заблуждение. Еще со школьной скамьи у многих остался психологический страх — назвать свою фамилию. Вспомните свое состояние, когда новый учитель после вашего ответа спрашивает: «Фамилия?» и делает запись в журнале. 

Обратное интервью

Провокатор, задавая вопросы, ожидает от вас смущения, растерянности. Удивите его! Поступите наоборот — переспросите. Этот способ выбивает подготовленного провокатора и позволяет изменить уже подготовленный сценарий нападения:

«Перед тем, как ответить, я хочу знать, с кем я общаюсь, цель вашего визита?»;

«В чем смысл вашего вопроса?»;

«Чьи интересы вы представляете?»;

«Какой обратной связи вы хотите?»; 

«На какую нормативную правовую базу вы ссылаетесь при обращении?».

Оригинальность

Часто в работе руководителя возникают нестандартные ситуации, которые требуют оригинального решения. Для таких случаев приводим перечень остроумных ответов:

Ответы на хамство в разговоре:

«Вы всегда так выражаетесь или сделали исключение только для меня?»; 

«Чтобы я вам ответил, вам придется соблюдать все нормы приличия!».

Ответ на обвинения и необоснованные претензии:

«Я отказываюсь разговаривать, когда вы обращаетесь ко мне в таком тоне. Вы знаете, что оправдывается тот, кто виновен?»;

«Для сохранения чести и достоинства всех участников переговоров, позвольте мне вести запись?» (включите диктофон).

Привлечение третей стороны

Провокация — это своего рода война, поэтому вам нужны солдаты для сражения. Разумнее защищаться, привлекая персонал (методиста, психолога).

Заведующему на заметку
В особенно сложных случаях словесных провокаций, когда перед вами человек с явно неадекватными замашками и идеями, рекомендуется уйти в безопасное людное место: лучше показаться трусом перед психически больным человеком, чем пострадать из-за желания доказать свою правду.

Сценарий поведения в ситуации провокации

В последнее время участились случаи, когда в кабинет к заведующему «врываются» люди с камерой (блогеры, не аккредитованные журналисты, посетители, родители воспитанников и т.д.), которые провоцируют, задают вопросы, не входящие в компетенцию руководителя и т.д. 

Справочно: блогер — это любой человек, который ведет собственный электронный дневник или видеоканал в публичном доступе. Блогеры рассказывают окружающим о своих наблюдениях. К примеру, могут поделиться со своими читателями информацией о качестве воспитательного процесса и т.д. Их цель — бескорыстное информирование населения, но существуют и те, которые зарабатывает на заказных провокациях.

Возникает вопрос: как противостоять провокаторам? 

Для начала попросите оппонента представиться (ФИО, должность, место работы). Проверьте документы. Предупредите о законности съемки. 

Справочно: существует запрет на использование образов граждан Республики Беларусь в рекламе без их согласия (п. 9 ст. 10 Закона Республики Беларусь «О рекламе»). Журналистам необходимо получать согласие граждан на проведение видеозаписи, кино- и фотосъемок, за исключением их проведения в местах, открытых для массового посещения (улицы, парки и т.п.), или на массовых мероприятиях.
Простой гражданин — не журналист — может снимать на фото и видео людей в любом количестве и где угодно. Распространение в СМИ материалов, подготовленных с использованием изображения гражданина без его согласия, допускается только при принятии мер против идентификации данного лица, а также при условии, что распространение этих материалов не нарушает прав граждан (ст. 34, 40 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»).
Неприкосновенность частной жизни, а также внешность и образ человека — его нематериальные блага. Статья 151 ГК предусматривает охрану данных благ различными законными способами, один из которых — самозащита права. Самозащитой может стать требование прекратить съемку. Однако никаких иных гарантий прекращения съемки без вашего согласия (судебная защита, административная ответственность), кроме права на самозащиту, белорусское законодательство не предусматривает. В том случае, если при фото- и видеосъемке вам были причинены физические или нравственные страдания, вы вправе через суд потребовать компенсации морального вреда.

Во время подозрительной беседы соблюдайте предельную осторожность и отдавайте себе отчет в том, что разговор записывается. Не допускайте никаких поспешных и опрометчивых высказываний, используйте алгоритм действий из вышеизложенного материала. Если в вашем мобильном телефоне имеется встроенный диктофон, камера, старайтесь их (можно демонстративно) задействовать: хоть полученная запись и не панацея, в некоторых случаях она может сыграть свою роль в доказательстве вашей невиновности.

Заключение

Чтобы стать стрессоустойчивым руководителем, нужно, во-первых, знать свои слабые места и уделять время их проработке, а во-вторых, знать способы выхода из ситуаций провокации. 

Будьте мудрее! Помните, что вы умный, уравновешенный, рассудительный и неподдающийся на провокации руководитель. Такие мысли помогают подавлять отрицательные эмоции и трезво оценивать действия в компрометирующей вас ситуации. 

1739 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Сборник готовых решений: должностные и рабочие инструкции»

Сборник содержит порядок разработки, хранения, изменения должностной (рабочей) инструкции, правила ознакомления работника с инструкцией, типичные ошибки при составлении и...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 204
1

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1159
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок