Какие меры принуждения используются за нарушение бюджетного законодательства: памятка руководителя

Какие меры принуждения используются за нарушение бюджетного законодательства: памятка руководителя

Работая в бюджетной сфере, руководителю учреждения дошкольного образования, управлениям (отделам) образования необходимо соблюдать правила, предусмотренные бюджетным законодательством. Ведь за выделением и использованием бюджетных средств осуществляется повышенный контроль со стороны государства.

Какие действия будут расценены как нарушение бюджетного законодательства, какие меры принуждения предусмотрены за такие нарушения? Каковы основания для применения мер принуждения и какие органы имеют право на их применение? Об этом читайте в материале.

Чернюк Анна

Экономист, доцент

1512 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства и основания для их применения

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее — БК) и иными актами бюджетного законодательства, по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю (его правопреемникам) мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, определенных БК и иными законодательными актами (ст. 133 БК).

Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства установлены п. 1 ст. 134 БК:

1) приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

2) взыскание бюджетных средств;

3) приостановление операций по счетам в банке;

4) начисление и взыскание пени;

5) иные меры в соответствии с БК и иными законодательными актами.

Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства установлены ст. 135 БК и конкретизированы в ст. 136138 БК, а меры принуждения, установленные п. 1 ст. 134 БК, конкретизированы в ст. 136145 БК (см. таблицу).

Таблица

Перечень оснований и мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства*


В таблице представлены те нарушения, которые могут иметь отношение к учреждениям образования. Полный список оснований для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства содержится в ст. 135 БК (примеч. ред.).

Органы, имеющие право на применение мер принуждения

Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются (п. 2 ст. 134 БК):

1) Минфин, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов (далее — финансовые органы);

2) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — органы КГК);

3) иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами.

В соответствии с п. 1 ст. 146 БК финансовые органы взыскивают в бесспорном порядке:

1) средства бюджета (включая бюджетные ссуды, бюджетные займы), незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства;

2) задолженность по бюджетным ссудам, бюджетным займам, проценты по бюджетным займам;

3) задолженность по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, процентов по ним;

4) пеню, начисленную финансовыми органами;

5) иные платежи (проценты за пользование денежными средствами бюджета, находящимися и размещаемыми на счетах в банках, доходы от сдачи в аренду имущества, иные неналоговые доходы в соответствии с законодательством) в случаях, предусмотренных БК и иными законодательными актами.

Органы КГК, проводившие проверку, взыскивают в бесспорном порядке:

1) средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства;

2) начисленные проценты на суммы бюджетных средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства.

Взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах организаций в банках (включая депозитные счета), на основании приказа финансового органа, предписания органа КГК о принудительном взыскании денежных средств (далее — предписание КГК), которые являются исполнительными документами (п. 2 ст. 146 БК).

Справочно: взыскание не производится (п. 7 ст. 146 БК):
1) со специальных счетов и субсчетов организаций, их дебиторов, открытых в соответствии с законодательными актами;
2) с благотворительных счетов, открытых для сбора, хранения и использования денежных средств, в т. ч. в иностранной валюте, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований (далее — благотворительные счета);
3) со счетов, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет бюджетных средств.

При недостаточности либо отсутствии на счетах организации денежных средств взыскание обращается на иное имущество организации в судебном порядке (п. 8 ст. 146 БК).

Из п. 3, 4 ст. 146 БК следует, что взыскание в бесспорном порядке производится также за счет средств дебиторов организаций. При этом приказ финансового органа и предписание КГК принимаются с учетом сроков исполнения обязательств между организацией и ее дебиторами и должны содержать указание на дебитора организации и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности.

Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет организация (п. 6 ст. 146 БК).

Обратите внимание
Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушениями бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета.
Возврат средств осуществляется за счет внебюджетных средств, а при их отсутствии либо недостаточности — за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в бюджетной смете организации по статье, по которой допущено нарушение. При недостаточности либо отсутствии средств по данной статье возврат средств осуществляется за свет общей экономии средств по бюджетной смете организации (п. 9 ст. 146 БК).

Согласно п. 10 ст. 146 БК в случае неисполнения организацией обязательств перед бюджетом, пени и задолженности, а также невозможности принятия мер, предусмотренных п. 1–3 ст. 146 БК, органы, имеющие право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, вправе приостанавливать операции по счетам организаций в банках. Эта мера принуждения не применяется по отношению к специальным счетам, субсчетам, открытым в соответствии с законодательными актами, благотворительным счетам.

Приостановлением операций организации по счетам в банках признается прекращение банком всех расходных операций по счетам в порядке, установленном актами законодательства (за исключением операций по осуществлению платежей в бюджет и по иным операциям в случаях, установленных законодательными актами).

Решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций организации по счетам в банке передается в банк на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Пунктом 11 ст. 146 БК предусмотрено, что финансовые органы, органы КГК, проводившие проверку, вправе однократно предоставлять организациям отсрочку и (или) рассрочку возмещения в соответствующий бюджет незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств и начисленных процентов на срок до 6 месяцев.

При принятии такого решения начисление процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования НБ РБ прекращается с первого дня срока, на который предоставляются отсрочка и (или) рассрочка, при условии соблюдения установленных решением о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки сроков и иных условий возмещения бюджетных средств. В противном случае действие отсрочки и (или) рассрочки прекращается по решению органа, их (ее) предоставившего, со взысканием процентов на сумму, подлежащую возмещению в доход соответствующего бюджета.

На срок рассмотрения ходатайства организации о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки (в течение 15 дней) бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.

Органы, принявшие решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, вправе отменить решение о приостановлении операций организации по счетам в банке.

Справочно: административная ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов установлена ч. 1–3 ст. 11.16 КоАП.

Применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства

Меры принуждения к организации, допустившей нарушения бюджетного законодательства, применяются в соответствии с Инструкцией о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, утвержденной постановлением Минфина от 26 июля 2011 г. №61 с последующими изменениями и дополнениями.  

1512 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Генпрокуратура назвала основные причины гибели детей от внешних причин

Основные причины гибели детей от внешних причин назвала журналистам начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генпрокура...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 53
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок