Ответственность заведующего: разъяснения надзорного органа
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Ответственность заведующего: разъяснения надзорного органа

Являясь руководителем, должностное лицо принимает на себя права и обязанности единоличного органа управления. Пренебрежение требованиями законодательства может повлечь как штраф, так и увольнение и даже ограничение либо лишение свободы. В статье мы рассмотрим основания, виды и размеры административной ответственности за нарушения законодательства о труде, об охране труда, а также при заключении гражданско-­правовых договоров.

Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

732 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Виды ответственности

Согласно ст. 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную;
  • иную ответственность в соответствии с законодательством.

Данная статья носит отсылочный характер, поскольку виды ответственности за несоблюдение законодательства о труде и их мера определяются ТК, КоАП, УК и иными законодательными актами.

Основанием возникновения юридической ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда является совершение должностным лицом противоправного, виновного деяния.

Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

К административной ответственности заведующего привлекает государство в лице уполномоченных должностных лиц надзорных органов.

Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее — Департамент). К основным задачам Департамента относятся надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, выявление и пресечение соответствующих нарушений.

Чтобы помочь вам подготовиться к проверкам, мы издали электронное пособие «Проверки и  мониторинги в 2023 году: готовимся к  приходу проверяющих».

Департамент является одним из органов, наделенных полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства о труде и об охра­не труда (ст. 3.23 и 3.30 Процессуально-­исполни­тельного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)).

В пределах предоставленных полномочий Департамент рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 3, 4 и 6 ст. 10.12, ст. 10.13, 10.14, 10.18 и 24.11 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента (ч. 1 ст. 3.22 ПИКоАП).

Это важно
За неисполнение письменного требования (предписания) и непредставление документов, сведений, отчетов и иных материалов должностное лицо может быть привлечено к административной ответственность по ст. 24.1 и 24.11 КоАП соответственно.

Аспекты, учитываемые при привлечении к ответственности

Порядок административного процесса, права и обязанности его участников определены ПИКоАП.

Административная ответственность физических лиц за нарушение (несоблюдение) законодательства о труде и об охране труда установлена КоАП.

Словарь 
Административное правонарушение — это противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, за совершение которого установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

При выборе вида и размера наказания физического лица за совершение административного правонарушения учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • обстоятельства его совершения;
  • личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • степень его вины;
  • характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-­экономическое положение юридического лица (ст. 7.1 КоАП).

Вина определяется как психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (ст. 2.3 КоАП).

Не менее важными являются дата и время совершения административного правонарушения, а также сроки наложения административного взыскания.

Исходя из ст. 7.6 КоАП, административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения:

  • физическим лицом — не позднее двух месяцев со дня его совершения, а за совершение таким лицом длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено ст. 7.6 КоАП;
  • должностным лицом в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей — не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения.

Справочно: должностное лицо — это физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других вой­сках и воинских формированиях организационно-­распорядительные или административно-­хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими вой­сками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (ст. 1.10 КоАП).

Это важно
Даже если заведующий или другое должностное лицо уволились и при этом не истекли сроки наложения административного взыскания и их вина в совершении административного правонарушения доказана, то они могут быть привлечены к административной ответственности.

Таким образом, бывшего заведующего можно оштрафовать за нарушения законодательства о труде и об охране труда в период исполнения должностных обязанностей, если не истек срок привлечения к административной ответственности.

Ответственность за нарушение законодательства о труде

Законодательство предусматривает административную ответственность виновных должностных лиц за нарушения законодательства о труде, а также отдельных НПА.

Административная ответственность за данные нарушения предусмотрена ст. 10.12 КоАП.

Виновные должностные лица (в частности, руководители), совершившие нарушение за­конодательства о труде в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-­рас­порядительных или административно-­хозяйственных функций, могут быть привлечены к ответственности.


Цитата НПА

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З (ред. от 09.12.2022)

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 января 2021 г. № 2/2811

(Извлечение)
Статья 10.12. Нарушение законодательства о труде
<…>
3. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, —влекут наложение штрафа в размере от четырех до пятидесяти базовых величин.
<…>
6. Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных частями 1–5 настоящей статьи, —
влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
<…>


Ответственность за нарушения при выплате зарплаты

К числу иных (кроме заработной платы) выплат, несвоевременность выплаты (неуплата) которых влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 10.12 КоАП, следует отнести все виды выплат работнику, в т. ч. стимулирующие и компенсирующие выплаты, включая оплату труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом нерабочими, заработную плату в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством, гарантии и компенсации, определенные законодательством.

Необходимо обратить внимание, что законодателем ужесточена ответственность должностных лиц за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством.

Следует также отметить, что деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 10.12 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 100 БВ (ч. 4 ст. 10.12 КоАП).

Ответственность за иные нарушения законодательства о труде

Часть 6 ст. 10.12 КоАП в т. ч. предусматривает перечень конкретных нарушений должностного лица нанимателя, при совершении которых будет наступать административная ответственность:

  • несоблюдение установленного порядка приема работников на работу;
  • несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха работников;
  • несоблюдение установленного порядка предоставления отпусков.

Административная ответственность наступает даже в том случае, если работнику указанными действиями не был причинен вред.

Справочно: для целей административного процесса вред определяется как вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению (ст. 1.4 ПИКоАП).

К числу иных нарушений законодательства о труде, причинивших вред работнику, ответственность за которые предусмотрена ч. 6 ст. 10.12 КоАП, можно отнести нарушения порядка хранения, выдачи трудовых книжек, неустановление в контрактах и (или) непредоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных ст. 2612 ТК, и т. д.

Чтобы помочь вам избежать нарушений порядка хранения и выдачи трудовых книжек, мы издали электронное пособие «Трудовые книжки в детских садах: заполняем, храним, выдаем».

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Статьей 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон № 356-З) определены обязанности работодателя по обеспечению охраны труда.

Административная ответственность за нарушение требований по охране труда предусмотрена ст. 10.13 КоАП.


Цитата НПА

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З (ред. от 09.12.2022)

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 января 2021 г. № 2/2811

(Извлечение)
Статья 10.13. Нарушение требований по охране труда
1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда —
влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.
2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее травмирование работающих, —
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное иным работающим, —
влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.


Ответственность за нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве

Работодатель обязан обеспечивать в порядке, установленном законодательством, расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению (абз. 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 356-З).

Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30. Административная ответственность за нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве установлена ст. 10.14 КоАП.


Цитата НПА

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З (ред. от 09.12.2022)

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 января 2021 г. № 2/2811

(Извлечение)
Статья 10.14. Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая —
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.


Ответственность за нарушения при заключении гражданско-­правовых договоров

При проведении проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда довольно часто выявляется несоблюдение организациями письменной формы гражданско-­правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых организацией с гражданами, а также отсутствие в этих договорах усло­вий, установленных законодательством.

В частности, абз. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-­правовым и трудовым договорам» (далее — Указ № 314) установлено, что организации, предоставляющие работу гражданам по гражданско-­правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, существенные условия, установленные подп. 1.1 п. 1 Указа № 314, а именно:

  • порядок расчета сторон по гражданско-­правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
  • обязательство заказчика — юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-­правовым договорам (далее — заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
  • обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-­правового договора, перечисленных в подп. 1.3 и 1.4 п. 1 Указа № 314, и ответственность за их невыполнение;
  • основания досрочного расторжения гражданско-­правового договора;
  • ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
  • обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-­правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Нарушение указанных требований влечет привлечение к административной ответственности по ст. 10.18 КоАП.


Цитата НПА

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З (ред. от 09.12.2022)

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 января 2021 г. № 2/2811

(Извлечение)
Статья 10.18. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством—
влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати пяти базовых величин.


При этом если в самом гражданско-­правовом договоре не указана конкретная сумма, причитающаяся подрядчику за выполненную работу, то размер штрафа может быть определен на основании других документов, например актов выполненных работ.


От редакции

Дополнительно по теме вы можете:

1) прочитать в материале:
Сидоренко А., Мисник Е.Проверки госинспекции труда: устраняем нарушения законодательства о труде и об охране труда;

2) посмотреть видеозапись онлайн-семинара «Изменения в Трудовом кодексе и проверки Департамента государственной инспекции труда: что необходимо учесть в работе учреждениям образования».

732 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1092
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок