Нарушение правил и требований по охране труда: последствия для заведующего

Нарушение правил и требований по охране труда: последствия для заведующего

Согласно ст. 44 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей надзорных органов, несут ответственность в соответствии с законодательными актами. В статье рассмотрим меры ответственности должностных лиц детского сада в случае нарушения правил и требований по охране труда.

Штейнер Алексей

юрист

105 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нарушение должностным лицом правил и требований по охране труда может повлечь для нанимателя существенные материальные издержки, а также привести к несчастному случаю на производстве.

За ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей в результате нарушений требований по охране труда, работник может быть привлечен к материальной ответственности в порядке, установленном гл. 37 ТК.

Ответственность должностных лиц нанимателя за нарушение требований по охране труда подразделяется:

  • на дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную.

Дисциплинарная ответственность

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за противоправное, винов­ное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей установлен гл. 14 ТК.

Кто выбирает меру дисциплинарного взыскания

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.

Это важно
При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Наниматель обязан осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками (ч. 2 ст. 17 Закона об охра­не труда).

Такой контроль осуществляется согласно Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 15.05.2020 № 51 (далее — Инструкция № 51)) и в соответствии с системой управления охраной труда в учреждении.

Меры дисциплинарного взыскания могут применяться нанимателем в т. ч. по результатам проведения такого контроля.

Работник, ответственный за охрану труда в УДО, при выявлении нарушений требований по охране труда имеет право требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда (п. 14 Инструкции № 51).

Работник может быть уволен по инициативе нанимателя за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с законодательными актами, в т. ч. за нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (абз. 9 п. 7 ст. 42 ТК; подп. 6.2 п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

Административная ответственность

Согласно подп. 7.18 п. 7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959) в функции Департамента государственной инспекции труда входит в т. ч. составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность.

Обязанность доказывания виновности физического лица, наличия оснований и условий административной ответственности юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс (ч. 2 ст. 6.1 ПИКоАП).

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента государственной инспекции труда и его заместители, начальники управлений, отделов этого департамента и их заместители, начальники межрайонных отделов областных управлений этого департамента и их заместители.

Административная ответственность за нарушение требований по охране труда установлена ст. 10.13 КоАП. Так, за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя требований по охране труда предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 40 БВ (ч. 1). За то же деяние, повлекшее травмирование работающих, предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 БВ (ч. 2).

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда установлена ст. 306 УК:

1) за нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения;

Справочно: наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2) нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам;

Справочно: наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3) нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Справочно: наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Ответственность по ст. 306 УК несут должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.

Руководители УДО, их заместители, иные должностные лица могут быть привлечены к ответственности по данной статье, если они:

  • не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда;
  • дали указания, противоречащие правилам охраны труда;
  • взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение правил охраны труда.

При установлении фактов недобросовестного отношения к соблюдению правил безопасности работ, охраны труда и пожарной безопасности и других нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, способствовавших совершению преступления, суды должны путем вынесения частных определений (постановлений) обращать внимание соответствующих государственных органов и должностных лиц на эти обстоятельства для принятия надлежащих мер реагирования (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2005 № 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст.ст. 302‒306 УК)», в ред. от 28.09.2023).

105 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перевод воспитанников: порядок отчисления и приема

В материале рассмотрим порядок и условия отчисления из УДО для перевода в другое учреждение, а также порядок приема воспитанника в порядке перевода в другое УДО.
№ 4 (148) 2024 Титова Наталья
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 598
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок