Редакция: Добрый день, Наталья Валерьевна! Что стало причиной выбора профессии и какое учебное учреждение определило вашу специальность?
Наталья Валерьевна: В том, что я стану педагогом, была уверена еще с начальных классов школы. Очень люблю детей, мне всегда нравилось играть и заниматься с ними, а они отвечали мне взаимностью. Кроме того, перед глазами был пример моей мамы, которая всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. После окончания школы поступила на психолого-педагогический факультет Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина. Моя специальность — учитель начальных классов, социальный педагог.
Ред.: Как складывался ваш профессиональный путь?
Н.В.: С 2002 г. по 2012 г. работала в Заполянской средней школе учителем начальных классов, учителем-дефектологом, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В это же время прошла переподготовку в Академии последипломного образования по специальности «Учитель-дефектолог классов интегрированного обучения и воспитания». С 2012 г. по 2014 г. работала учителем начальных классов в государственном учреждении образования «Коссовская средняя школа» Ивацевичского района.
С 2014 г. я возглавляю государственное учреждение образования «Ясли-сад № 5 г. Ивацевичи».
Ред.: Охарактеризуйте себя в дошкольном образовании.
Н.В.: В дошкольном образовании я еще «стажер». Много времени приходится уделять изучению нормативных документов, учебной программы, подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности. Считаю, что все усилия руководителя должны быть направлены на обеспечение комфортных условий для пребывания детей в учреждении дошкольного образования. Но не менее важно, чтобы и сотрудники ходили на работу с радостью и ответственно выполняли свои обязанности. Стараюсь поддерживать в коллективе благоприятный психологический климат.
Ред.: Расскажите про структуру детского сада, его вместимость.
Н.В.: Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 5 г. Ивацевичи» функционирует с июля 1991 г. Размещено в типовом здании, рассчитанном на 220 мест. В 2017/2018 учебном году учреждение дошкольного образования посещали 269 детей в возрасте от 2 до 6 лет. Функционируют 12 групп:
одна группа первого младшего возраста;
три группы второго младшего возраста;
четыре группы среднего возраста (из них одна для детей с тяжелыми и множественными нарушениями речи);
четыре группы старшего возраста (из них одна для детей с тяжелыми и множественными нарушениями речи, одна санаторная).
Коллектив состоит из 63 человек, из них 30 — педагоги, 33 — технический персонал.
Для организации образовательного процесса имеется музыкальный зал, физкультурный зал, два кабинета учителя-дефектолога, кабинет музыкальных работников, кабинет педагога-психолога.
Ред.: На ваш взгляд, в чем уникальность вашего учреждения по сравнению с другими?
Н.В.: Мне посчастливилось быть руководителем замечательного учреждения дошкольного образования, где работают творческие, ответственные, инициативные люди. Все вместе мы стараемся создать для детей сказку и сделать пору дошкольного детства яркой и незабываемой.
Наш детский сад — это учреждение, имеющее свой имидж, опыт, достижения, традиции, а самое главное — востребованность у родителей наших воспитанников.
Мы открыты и готовы учиться сами и делиться опытом. На базе учреждения регулярно проходят районные методические объединения. Наши педагоги успешно принимают участие в районных, областных и республиканских конкурсах.
В 2017 г. воспитатель дошкольного образования нашего детского сада Наталия Васильевна Лемешевская представляла Брестскую область на Республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь». И я надеюсь, что впереди у нас еще много достижений.
Ред.: Как вы сформировали коллектив?
Н.В.: Я пришла работать в слаженный, сформировавшийся коллектив. У нас нет проблем с подбором кадров: укомплектованность педагогическими кадрами составляет 100 %. Большинство педагогов (93 %) имеют высшее образование; 95 % воспитателей дошкольного образования имеют высшее образование по направлению «Дошкольное образование».
Подтверждением того, что коллектив готов развиваться, является квалификационный уровень педагогов. За последние три года 9 педагогов (7 воспитателей дошкольного образования, 2 музыкальных руководителя) успешно прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию. Количество педагогов с высшей квалификационной категорией составляет 67 %, с первой категорией — 10 %.
83 % педагогов имеют сертификат пользователя информационных технологий и активно применяют их в образовательном процессе.
Считаю очень важным, чтобы состоявшиеся педагоги передавали свой опыт работы молодым, начинающим, поэтому мы практикуем наставничество.
Ред.: Как в вашем учреждении организована внебюджетная деятельность? Поделитесь опытом.
Н.В.: Привлечение внебюджетных средств — специфический вид деятельности, требующий особого подхода. При организации данной работы мы должны учитывать специфику маленького городка, занятость и возможности родителей, спонсоров.
В нашем учреждении дошкольного образования функционируют платные образовательные услуги «Хореография», «Материнская школа». Особой популярностью у родителей пользуется «Хореография», поскольку на занятиях дети учатся основным танцевальным движениям, пластике, гармонии движении.
«Материнская школа» — это комплексные занятия для мам и малышей. В их проведении мы задействуем и педагога-психолога, и музыкального руководителя, и руководителя физического воспитания. В ходе этих занятий происходит адаптация детей к учреждению дошкольного образования, кроме того, молодые мамы учатся занимать своих детей, общаться с ними. Также мамы имеют возможность проконсультироваться со специалистами детского сада по вопросам развития и воспитания ребенка. По итогам работы «Материнской школы» мы проводим анкетирование. Приятно отметить, что родители замечают положительные изменения в развитии детей, их большую самостоятельность, а также повышение уровня собственной педагогической грамотности.
Мы планируем развивать спектр образовательных услуг. Как показал опрос родителей, большинство из них заботятся о здоровье своих детей, поэтому предпочитают кружки здоровьесберегающего направления. В будущем учебном году мы планируем открытие образовательной услуги «Детский фитнес».
Значительную помощь в укреплении материально-технической базы оказывает попечительский совет. Главное в данном направлении работы — гласность, открытость и добровольность. С помощью попечительского совета оборудованы детские игровые площадки, приобретаются материалы для текущего ремонта помещений детского сада, пополняется предметно-развивающая среда в группах.
Ред.: Расскажите, какие мероприятия, проекты проводятся и реализуются в вашем учреждении?
Н.В.: В течение 2014–2016 гг. наше учреждение дошкольного образования являлось республиканской экспериментальной площадкой по реализации проекта «Апробация модели педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников» (научный руководитель — Васильева Ольга Кирилловна, кандидат педагогических наук).
Для обогащения социального опыта детей, наполнения сюжетно-ролевых игр детей новым современным содержанием воспитателями экспериментальных групп были разработаны и апробированы актуальные социально-значимые сюжетно-ролевые игры, которые предполагают расширение игровых сюжетов классических игр и приближение их к действительности. Так, были составлены перспективные планы развития игры, разработана поэтапная модель развития сюжетно-ролевых игр, планы проведения тематических игровых дней: «Круиз на лайнере», «Телевидение», «Модельное агентство «Маленькие принцессы», «Театр», «Диагностико-оздоровительный центр «Здоровый малыш», «Юные спасатели».
Главным результатом этой деятельности считаю то, что у детей возникла установка на придумывание новой интересной игры. Традиционные сюжеты, проигрываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии, они стали приобретать многотемный характер. Дети начали переплетать, комбинировать события и роли, относящиеся к разным сюжетам.
При создании развивающей предметно-игровой среды и оформлении игрового пространства дети проявляли самостоятельность, трансформировали игровое пространство. А педагоги и родители осознали значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.
Также наши воспитанники принимают участие в конкурсе «Я — исследователь», отмечены Дипломом и Похвальным отзывом областного этапа.
Традиционно участвуем в фестивале «Безопасное детство», отмечены Дипломами в номинациях «Работа с родителями», «Устами младенца».
В текущем году планируем реализацию проекта, посвященного Году малой родины; пока он находится в стадии разработки.
Ред.: Что для вас нестандартная ситуация?
Н.В.: На мой взгляд, каждый рабочий день руководителя — это нестандартная ситуация. Никогда заранее не можешь быть уверен, как он сложится. Общение с коллегами, родителями, представителями различных организаций… Требуется индивидуальный подход к каждому.
Ред.: Что бы вы посоветовали коллегам?
Н.В.: Как я уже говорила, опыт работы у меня небольшой, и я сама еще, наверное, не вправе раздавать советы. Я считаю, что главное в коллективе — доверие, понимание, взаимоуважение, взаимопомощь и дисциплина. Я бы сравнила коллектив с оркестром. Если каждый музыкант хорошо знает и исполняет свою партию — звучит музыка. Каждому руководителю я хочу пожелать быть талантливым дирижером великолепного оркестра и помнить, что все вместе мы отвечает за наше будущее — наших замечательных, творческих, активных, любознательных и добрых детей.
Ред.: Спасибо за содержательное интервью!
Беседовал Юрий КОСЬКО