Общие требования по организации медосмотров
Обязанность нанимателя по организации обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, а также внеочередных медосмотров работников при ухудшении состояния их здоровья установлена п. 18 Правил по охране труда (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья, если ее предъявление предусмотрено законодательными актами.
Если имеются противопоказания к работе в данной профессии рабочего или должности служащего, прием на работу не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК). В таком случае отказ в приеме на работу не будет являться дискриминацией (ч. 3 ст. 14 ТК).
Согласно ч. 6 ст. 27 Закона об охране труда расходы по проведению медосмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель.
В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медосмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.
Гарантии для работников при прохождении медосмотров установлены ст. 103 и 228 ТК.