Общие требования по организации медосмотров
Обязанность нанимателя по организации обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, а также внеочередных медосмотров работников при ухудшении состояния их здоровья установлена п. 18 Правил по охране труда (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья, если ее предъявление предусмотрено законодательными актами.
Если имеются противопоказания к работе в данной профессии рабочего или должности служащего, прием на работу не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК). В таком случае отказ в приеме на работу не будет являться дискриминацией (ч. 3 ст. 14 ТК).
Согласно ч. 6 ст. 27 Закона об охране труда расходы по проведению медосмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель.
В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медосмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.
Гарантии для работников при прохождении медосмотров установлены ст. 103 и 228 ТК.
Справочно: за время нахождения в государственных организациях здравоохранения на медосмотре или медицинском обследовании в рабочее время за работниками, обязанными проходить такие осмотр или обследование, сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 103 ТК).
В соответствии со ст. 228 ТК на время прохождения предусмотренных законодательством медосмотров за работником сохраняются его место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок.
Справочно: порядок исчисления среднего заработка определен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47).
Порядок проведения медосмотров
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее — Инструкция № 74)).
Согласно п. 4 Инструкции № 74 обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся при выполнении работ:
- во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению 1 с учетом заболеваний (состояний) по перечню заболеваний (состояний), являющихся общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда, согласно приложению 2 к Инструкции № 74;
- где есть необходимость в профессиональном отборе, по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, согласно приложению 3 к Инструкции № 74.
В соответствии с абз. 9 п. 12 перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 (далее — перечень № 182)), платными являются все виды медосмотров граждан, за исключением медосмотров работников учреждений, финансируемых из бюджета (за исключением работников структурных подразделений указанных учреждений, созданных для осуществления предпринимательской деятельности).
Обязательные медосмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями (п. 12 перечня № 182).
Отраслевое регулирование
Обязанность прохождения медосмотров работающими в УДО установлена также Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 (далее — СанПиН № 8)).
Работники УДО, занятые организацией питания и непосредственным обслуживанием детей (воспитанников), должны проходить обязательные медосмотры в порядке, определенном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты (п. 7 СанПиН № 8).
Медосмотры при работе в УДО
Согласно п. 23 приложения 3 к Инструкции № 74 на медосмотры необходимо направлять лиц при выполнении работы в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, детских интернатных учреждениях, в т. ч. учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей, связанные с постоянной работой с детьми, выполняемые работающими, включая учащихся и студентов, проходящих производственную практику.
На обязательные медосмотры по такому основанию направляются также лица при выполнении работы, связанной с деятельностью приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа.
Периодичность прохождения таких медосмотров — один раз в год.
Медосмотры осуществляют:
- врач общей практики и (или) врач-терапевт;
- врач-дерматовенеролог (назначается врачом-терапевтом (врачом общей практики) при наличии острых или хронических заболеваний кожи);
- врач — психиатр-нарколог (при предварительном медосмотре. При периодическом и внеочередном медосмотрах — при наличии сведений об оказании пациенту психиатрической (в т. ч. наркологической) помощи).