Определяем правовые основания обработки персональных данных в УДО
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Определяем правовые основания обработки персональных данных в УДО

Исходя из анализа поступающих в Национальный центр защиты персональных данных вопросов, касающихся получения согласия субъекта персональных данных, форм согласий на обработку персональных данных, разработанных в УДО, а также проведенного выборочного мониторинга интернет-ресурсов УДО, к сожалению, приходится констатировать, что во многих УДО проблема выбора правильного правового основания обработки персональных данных в тех или иных процессах по-прежнему актуальна.

Швед Надежда

заместитель начальника управления методологии защиты персональных данных Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

984 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовые основания, при которых согласие работника не требуется

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 4 Закона Рес­публики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами. При этом Закон предусматривает значительное число случаев, когда для обработки персональных данных получение согласия не требуется (ст. 6 и 8 Закона).

В частности, проведенный анализ деятельности сферы образования показал, что наиболее типичными правовыми основаниями обработки персональных данных в УО являются следующие:

  • обработка персональных данных при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством (абз. 8 ст. 6 и абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона в отношении специальных персональных данных);
  • получение персональных данных оператором на основании договора, заключенного (заключаемого) с субъектом персональных данных, в целях совершения действий, установленных этим договором (абз. 15 ст. 6 Закона);
  • обработка персональных данных, когда они указаны в документе, адресованном оператору и подписанном субъектом персональных данных, в соответствии с содержанием такого документа (абз. 16 ст. 6 Закона);
  • обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами (абз. 20 ст. 6, абз. 17 ч. 2 ст. 8 Закона);
  • иные основания, предусмотренные ст. 6 Закона (ст. 8 Закона в отношении специальных персональных данных).

Обработка персональных данных при организации обучения

В большинстве случаев вопросы, связанные с организацией обучения и деятельностью участников образовательного процесса, в т. ч. в рамках дошкольного образования, урегулированы законодательными актами и принятыми на их основании иными НПА законодательства об образовании.

В связи с этим для правильного выбора правового основания обработки персональных данных необходимо в первую очередь ориентироваться на положения законодательных актов (Кодекса об образовании, законов, декретов и указов) в сфере образования.

Соответственно, обработка персональных данных осуществляется в таких ситуациях без согласия субъектов персональных данных на основании абз. 20 ст. 6 и абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона — как обработка персональных данных, необходимая для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.

Кодекс об образовании в ряде случаев прямо предусматривает необходимость представления документов, содержащих персональные данные участников образовательного процесса.

В других случаях необходимость представления каких-либо документов напрямую в Кодексе об образовании не предусмотрена, однако на УО возложены определенные обязанности (полномочия), которые не могут быть реализованы без обработки персональных данных.

Как обработку персональных данных, которая является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), следует рассматривать и случаи, когда законодательный акт содержит отсылочную норму об определении порядка реализации обязанностей (полномочий) в иных актах, например постановлениях Совета Министров. Такие обязанности (полномочия) предоставлены рядом статей Кодекса об образовании, согласно которым Правительство или уполномоченный им орган наделяется правом определять порядок и условия реализации отдельных отношений, возникающих в сфере образования.

Рассмотрим на конкретных примерах, когда согласие субъекта персональных данных (в отношении воспитанников — их законных представителей) не требуется.


Пример 1

Статьей 140 Кодекса об образовании установлены требования к приему (зачислению) лиц для получения дошкольного образования.
Так, прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования осуществляется на основании:
1) заявления законного представителя этого лица;
2) медицинской справки о состоянии здоровья;
3) направления, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения УО, — для получения дошкольного образования в ГУО, частных УО, реализующих образовательную программу дошкольного образования, финансирование части расходов которых осуществляется за счет средств местных бюджетов;
4) заключения врачебно-­консультационной комиссии — для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах УО, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
5) заключения государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации — для лиц с особенностями психофизического развития.
В связи с этим при зачислении ребенка в УДО согласие на обработку персональных данных, в т. ч. специальных персональных данных (сведений о состоянии здоровья), для указанных целей не требуется.


Пример 2

Пунктом 1 ст. 141 Кодекса об образовании установлено, что для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать УО, создаются условия для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому.
Перечень медицинских показаний для получения дошкольного образования на дому определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.06.2022 № 50.
Учреждения дошкольного образования обрабатывают персональные данные, включая специальные персональные данные, в целях организации и проведения обучения на дому без согласия субъектов персональных данных. Структурные подразделения местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющие государственно-­властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника, также обрабатывают персональные данные без согласия субъекта персональных данных для указанных целей.


Пример 3

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 38 Кодекса об образовании обеспечение питанием является мерой социальной защиты обучающихся. В силу подп. 4.10 п. 4 ст. 19 и ст. 40 Кодекса об образовании УДО обязаны обеспечивать создание необходимых условий для организации питания.
Учреждения образования обрабатывают персональные данные воспитанников и их законных представителей в целях организации питания обучающихся без согласия субъектов персональных данных.


Пример 4

Согласно подп. 5.6 п. 5 ст. 17 Кодекса об образовании основными требованиями к воспитанию являются в т. ч. воспитание физической культуры, физическое совершенствование. В абз. 7 ст. 83 Кодекса об образовании указано, что организация безопасности проведения занятий физической культурой и спортом с обучающимися осуществляется в соответствии с Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (утв. постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31.08.2018 № 60).
Учреждения образования обрабатывают персональные данные, в т. ч. специальные (сведения о состоянии здоровья обучающегося), в целях организации занятий физической культурой без согласия субъектов персональных данных.


Пример 5

Пропускная система, организация видеонаблюдения рассматриваются в качестве мероприятий, направленных на исключение бесконтрольного входа (выхода) на охраняемый объект. Обработка персональных данных в таких случаях осуществляется на основании абз. 20 ст. 6 Закона.


Обработка персональных данных при заключении договора

В соответствии с абз. 15 ст. 6 Закона согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется при их получении оператором на основании договора, заключенного (заключаемого) с субъектом персональных данных, в целях совершения действий, установленных этим договором.


Пример

Пунктом 1 ст. 55 Кодекса об образовании установлено, что основанием возникновения образовательных отношений в УО является договор, а когда заключение договора не требуется — решение руководителя УО о приеме (зачислении) лица в учреждение. В п. 2 ст. 59 Кодекса об образовании перечислены виды договоров, на основании которых возникают образовательные отношения.
В частности, оказание в УО услуг в сфере образования на платной основе осуществляется на основании договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе (подп. 2.7 п. 2 ст. 59 Кодекса об образовании).


При этом объем обрабатываемых оператором персональных данных на основании абз. 15 ст. 6 Закона ограничен теми персональными данными, которые требуются для заключения, изменения, расторжения договора, а также его исполнения. Если оператор желает использовать уже указанные в договоре данные для иных целей, например, для информирования субъектов о новых платных услугах (направление соответствующих рассылок), то для указанных целей необходимо получать отдельное согласие.

Обработка персональных данных по просьбе субъекта

При обработке персональных данных, когда они указаны в документе, адресованном оператору и подписанном субъектом персональных данных, в соответствии с содержанием такого документа (абз. 16 ст. 6 Закона), обработке подлежат те персональные данные, которые указаны в документе.


Пример

Родитель написал заявление на освобождение от занятий своего несовершеннолетнего ребенка по определенной причине (например, необходимость санаторно-­курортного лечения) с приложением копии подтверждающего документа. Дополнительно получать согласие субъекта персональных данных не требуется.


Однако данное основание не применяется в случаях, когда в организацию поступает документ, подписанный субъектом персональных данных, но необходимость направления такого документа (заявления) вытекает из законодательных актов и (или) форма такого документа устанавливается законодательством.

Не применяется данное основание и в том случае, если форма заявления и круг указываемых в нем персональных данных определяются оператором (например, форма анкеты, разработанная в УО и утвержденная приказом руководителя).

Обработка персональных данных при оформлении трудовых (служебных) отношений

Правовым основанием обработки персональных данных педагогических работников в большинстве случаев являются абз. 8 ст. 6 и абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона, устанавливающие, что согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, в т. ч. специальных, не требуется при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.


Пример 1

В соответствии с подп. 2.5 п. 2 ст. 21 Кодекса об образовании педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности. В связи с этим подп. 1.7 п. 1 ст. 53 Кодекса об образовании установлена обязанность педагогических работников проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры.
Получение согласия педагогических работников на обработку специальных персональных данных (сведений о состоянии здоровья) в таких ситуациях не требуется.


Пример 2

Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Рес­публики Беларусь от 19.01.2009 № 4) установлены общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственных органах, иных организациях независимо от формы собственности и организационно-­правовой формы.
Так, для придания документу юридической силы необходимо наличие ряда обязательных реквизитов, в числе которых — подпись. Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются в т. ч. гриф утверждения, отметка о заверении копии. Данные реквизиты состоят из наименования должности лица, подписавшего документ, собственноручной подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия). На исходящих документах обязательно оформляется отметка об исполнителе, которая включает фамилию и номер служебного телефона исполнителя (составителя) документа.
Указанные персональные данные используются без согласия работника на основании абз. 8 ст. 6 Закона.


Требования к согласию на обработку персональных данных

Если правовым основанием обработки персональных данных является согласие субъекта персональных данных (в отношении несовершеннолетнего — его законного представителя), оно должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 5 Закона.

Справочно: согласие субъекта персональных данных представляет собой свободное, однозначное, информированное выражение его воли, посредством которого он разрешает обработку своих персональных данных.


Пример

Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных необходимо получать для размещения фото- и видео­изображений конкретного воспитанника или работника УО на сайте учреждения, если такой воспитанник (работник) является основным объектом съемки (например, фотографии с утренника, где ребенок читает стихотворение, танцует и т. п., или фотография педагогического работника, который является победителем конкурса педагогического мастерства или которому присвоена высшая категория, и др.).

Национальным центром защиты персональных данных разработана примерная форма согласия на обработку персональных данных. Данная форма доступна на сайте Центра.

984 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Как проконтролировать работу заведующего хозяйством: разрабатываем циклограмму

Должность заместителя заведующего по хозяйственной работе в УДО вводится при наличии 9 и более групп. Это преду­смотрено типовыми штатами работников учреждений дошкольног...
№ 11 (155) 2024 Шевченко Виолетта,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 612

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 83
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок