Маршрут культурно-исторического воспитания
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Маршрут культурно-исторического воспитания

Детский сад — это место, куда мы приходим сначала детьми, потом родителями, а потом бабушками и дедушками. Именно здесь появляются первые друзья и первые знания, хорошие манеры и творческое мышление. Именно здесь педагогические работники обеспечивают планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитывают у детей уважение и гордость за свою Родину. Формированию нравственно-­патриотических ценностей не только у воспитанников, но и у их родителей способствуют маршруты выходного дня.

Марченко Илона

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 8 г. Витебска»

937 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В январе 2023 г. Витебская область отмечала свой юбилей: 85 лет со дня образования. С целью повышения интереса  детей и родителей к изучению исторического прошлого Беларуси педагогические работники ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Витебска» под руководством заведующего разработали интерактивную карту «Витебская область», выполненную в технике визуализации «интерактивный плакат».

На карте отмечены все районные центры и размещены активные точки, где можно найти информацию о маршрутах выходного дня в этом регионе. К каждому маршруту разработаны бук­леты, в которых описывается конкретный маршрут, есть ссылка на QR-код. Ценность данной карты в том, что она является продуктом развития и воспитания, а также в удобстве — ее можно постоянно пополнять новыми объектами.

Алгоритм разработки маршрута

1. Определение логистики маршрута. Мы предложили маршруты по четырем направлениям: «Природа родного края», «Места боевой славы», «Памятники архитектуры», «Знаменитые люди».

2. Отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком.

3. Подбор и создание дидактического материала (лэпбук, 3D интеллект-­карта).

Справочно: лэпбук (lapbook, или, как его еще называют, тематическая папка или книжка-­раскладушка) — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы по определенной теме.
3D интеллект-­карта — схематичное изображение ключевых мыслей книги, основных пунктов выступления или плана действий.

4. Определение видов детской деятельности, возможность организации которых обу­словлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время и после прогулки).

5. Оформление маршрута выходного дня (выбор значимых мест для посещения).

Примеры маршрутов

«Витебский зоологический парк». На территории зоо­парка обитает около 70 видов животных. Посетив этот маршрут, воспитанница детского сада составила интеллект-карту, которая помогла ей рассказать другим детям об обитателях зоопарка.

«Память бережно храним» посвящен генералу Василию Филипповичу Маргелову. Идея маршрута исходила от ребенка, который проживает на ул. Генерала Маргелова и захотел узнать, кто это такой. Был разработан пеший маршрут, который включал в себя прогулку по улице, посещение школы, названной в честь генерала Маргелова, возложение цветов к мемориальной доске и посещение экспозиции книг, посвященных Великой отечественной вой­не, в библиотеке.

«Софийский собор в Полоцке». Под впечатлением от звучания органа семья воспитанника предложила с помощью QR-кода всем желающим окунуться в атмосферу этого маршрута и услышать настоящий орган.

Захватывающий маршрут, расположенный в Миорском районе, это «Республиканский ландшафтный заказник “Ельня”». Семья воспитанника в технике визуализации «видео­экскурсия» помогла воспитанникам нашего учреждения узнать много интересного о болоте Ельня. Ценность этой видеоэкскурсии в том, что ее проводил сам ребенок.

Маршрут как форма работы с родителями

Любое сотрудничество с родителями воспитанников предполагает:

  • просветительскую деятельность с использованием наглядно-­информационных материалов и информационно-­комму­ника­цион­­ных форм работы (мы предлагаем родителям буклеты, рекламируем маршруты на сайте учреждения, в социальных сетях Instagram и «ВКонтакте»);
  • получение обратной связи (обмен впечатлениями, показ фотографий, буклетов с места посещения и т. д.). В нашем учреждении работает тематическая выставочная экспозиция «Сувенирная лавка», где экскурсии проводят сами дети;
  • трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикации в СМИ и т. п.

Заключение

Опыт работы нашего учреждения по маршрутам выходного дня был представлен за круг­лым столом в рамках XI Международного экономического форума «Инновации. Инвестиции. Перспективы», а также в областном клубе педагогических работников системы дошкольного образования Витебской области «Проблемы. Поиски. Находки».

937 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок