Организация диетического питания в учреждении дошкольного образования

Организация диетического питания в учреждении дошкольного образования

Учреждения дошкольного образования часто посещают дети, требующие индивидуальной коррекции рациона питания, и для них должно быть организовано лечебное (диетическое) питание. В статье рассмотрим основные принципы организации диетического питания в учреждении дошкольного образования, а также характеристики стандартных диет, применяемых для лечения детей.

Финская Татьяна

Инженер-технолог по питанию со стажем работы в сфере образования более 30 лет


2320 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Питание детей, состоящих на лечебном (диетическом) питании, строится в соответствии с нормами физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии и в соответствии с рекомендациями врача по замене тех или иных пищевых продуктов с учетом профиля заболевания.

В соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами прием в учреждения дошкольного образования должен осуществляться по представлению справки о состоянии здоровья ребенка, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Данная справка, помимо сведений о состоянии здоровья ребенка, содержит рекомендации врача по режиму питания, аллергологический анамнез, иные рекомендации.

Коррекция рациона питания таких детей производится в соответствии с рекомендациями врача касательно того, какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. Медицинским работником составляется список детей, находящихся на индивидуальном питании (диете), в соответствии с рекомендациями врача. Список находится у медицинской сестры и в пищеблоке.

Заведующему на заметку
Для детей, находящихся на лечебном (диетическом) питании, составляется отдельный дневной рацион (допускается его оформление в меню-требовании для детей с обычным режимом питания).

Для приготовления диетических блюд должны быть пароварочные кастрюли или специальное торгово-технологическое оборудование.

Основными принципами диетического питания являются:

  • полное обеспечение организма белками, жирами, углеводами, а также незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы) в разных соотношениях;
  • соответствие химической структуры пищевых продуктов функциональному состоянию ферментных систем организма пациента;
  • щажение поврежденных болезнью ферментных систем организма пациента путем введения или, напротив, исключения каких-либо специфических факторов питания;
  • адаптация кратности приема пищи и ее кулинарной обработки к особенностям нарушения функции системы пищеварения;
  • последовательный переход от щадящих рационов питания к более расширенным;
  • сочетание в необходимых случаях различных способов введения пищи (питательных веществ).

Заведующему на заметку
Лечебное (диетическое) питание — это патогенетически обоснованное питание детей при острых и хронических заболеваниях на всех этапах от обострения до ремиссии включительно.

Таким образом, целью диетического питания является не только щажение и предоставление относительного покоя поврежденным болезнью органам и системам, но и восстановление их нормального функционирования.

Основным принципом построения рационов диетического питания (лечебных диет) является строгое соответствие количества и качества пищевых веществ принятой пищи действительным потребностям больного организма.

Для этого в формулу сбалансированного питания здорового человека вносятся те или иные изменения, обусловленные характером заболевания.

Заведующему на заметку
При составлении дневного рациона для детей, получающих индивидуальное питание, допускается отклонение от установленных норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом их замены в соответствии с рекомендациями врача учреждения дошкольного образования (врача-педиатра участкового, врача общей практики).

Характеристика основных стандартных диет, применяемых для лечения детей

БАЗОВЫЙ РАЦИОН — ДИЕТА Б

Общая характеристика химического состава и продуктового набора: физиологически полноценный рацион питания, энергетическая ценность, содержание белков, жиров и углеводов соответствует нормам питания для здорового человека, не занятого физическим трудом. Из пищи исключают наиболее трудноперевариваемые и острые блюда.

Цель назначения: обеспечение физиологически полноценным питанием.

Основные показания к назначению: заболевания и состояния, не требующие специальных лечебных диет.

Химический состав и энергетическая ценность:

Белки — 90–95 г (55 % — животные).
Жиры — 100–105 г.
Углеводы — 400 г.
Калорийность — 2800–2900 ккал.
Свободная жидкость — 1,5–2,0 л.
Хлорид натрия — 15 г.

Основные способы приготовления: пища готовится в отварном, паровом или запеченном виде.

Режим питания: дробный, 4–5 раз в день.

Близкий аналог номерной системы: диета I5.

ДИЕТА П

Общая характеристика химического состава и продуктового набора: физиологически полноценный рацион с механическим, химическим и термическим щажением органов пищеварения. Принцип щажения достигается исключением продуктов, обладающих сильным сокогонным действием, содержащих экстрактивные вещества, специи, грубую клетчатку.

Цель назначения: создание благоприятных условий для нормализации нарушенных функций органов пищеварения.

Основные показания к назначению: острые хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, поджелудочной железы и их обострение.

Химический состав и энергетическая ценность:

Белки — 90–100 г (60 % — животные).
Жиры — 80–90 (30 % — растительные).
Углеводы — 400–450 г (70–80 г сахара).
Калорийность — 2800–2900 ккал.
Свободная жидкость — 1,5–2,0 л.
Хлорид натрия — 10 г.

Основные способы приготовления: пища готовится в отварном, паровом или запеченном виде.

Режим питания: дробный, 4–6 раз в день.

Близкий аналог номерной системы: диета 5.

ДИЕТА Н

Общая характеристика химического состава и продуктового набора: рацион с ограничением хлорида натрия и жидкости. Ограничиваются продукты, богатые экстрактивными веществами, эфирными маслами, щавелевой кислотой.

Цель назначения: предупреждение развития и уменьшение задержки натрия и жидкости, умеренное щажение функции почек, улучшение выведения азотистых шлаков.

Основные показания к назначению: заболевания сердечнососудистой системы с недостаточностью кровообращения, артериальная гипертензия, заболевания почек, нефропатия беременных.

Химический состав и энергетическая ценность:

Белки — 80 г (50–80 % — животные).
Жиры — 90–100 г (25 % — растительные).
Углеводы — 350–450 г (из них 50–100 г моно- и дисахариды).
Калорийность — 2700–2900 ккал.
Свободная жидкость — 0,9–1,1 л.
Хлорид натрия — 2 г.

Основные способы приготовления: пища готовится без соли, в отварном, паровом или запеченном виде. Вторые мясные и рыбные блюда в отварном виде куском или рубленые. Допускается обжаривание рыбы и мяса после отваривания.

Режим питания: дробный, 5 раз в день.

Близкий аналог номерной системы диет: диета 7.

ДИЕТА Д

Общая характеристика химического состава и продуктового набора: диета с ограничением легкоусвояемых углеводов и жиров. Ограничение холестерина и поваренной соли.

Цель назначения: коррекция нарушений углеводного и жирового обмена.

Основные показания к назначению: сахарный диабет.

Химический состав и энергетическая ценность:

Белки — 110–120 г (из них 50–60 г — животные).
Жиры — 80–100 г (из них 25–30 г — растительные).
Углеводы — 400–450 г (из них 0–20 г моно- и дисахариды).
Калорийность — 2800–3200 ккал.
Свободная жидкость — 1,5 л.
Натрия хлорид — 6–8 г.

Основные способы приготовления: без особенностей.

Режим питания: дробный, 4–5 раз в день.

Близкий аналог номерной системы диет: диета 9.

ГИПОАЛЛЕРГЕННАЯ ДИЕТА

При гипоаллергенной диете из рациона питания исключаются или значительно ограничиваются продукты, являющиеся причинно-значимыми, а также облигатными аллергенами.

При этом сохраняется оптимальный суточный объем и соответствие возрастным потребностям по калорийности и соотношению ингредиентов.

Особенности диетического питания детей из районов радиоактивного загрязнения

Говоря об особенностях диетического питания детей из районов радиоактивного загрязнения, необходимо обратить внимание на основные принципы организации питания:

  • снижение поступления радиоизотопов с пищей;
  • усиление выведения радиоактивных веществ из организма;
  • использование продуктов с радиопротекторными свойствами;
  • обогащение рациона питания воспитанников минеральными солями и витаминами.

Для выведения из организма радионуклидов используются следующие продукты:

  • содержащие полисахариды (пектины, клетчатка);
  • рыбу и морепродукты;
  • хлеб из темных сортов муки;
  • богатые и обогащенные витаминами;
  • содержащие фенольные соединения;
  • пробиотики на основе лакто- и бифидобактерий;
  • пополняющие организм ребенка минеральными веществами (калием, магнием, кальцием, железом, фосфором, кобальтом, цинком, фтором, йодом и др.);
  • способствующие усилению перистальтики кишечника. Используются крупы (перловая, овсяная, гречневая, ячневая), овощи, свежие и сухие фрукты;
  • продукты, содержащие липотропные вещества.

***

Обозначив вопрос об особенностях подбора пищевых продуктов для лечебных диет, необходимо также обратить внимание на технологии приготовления диетических блюд. Технологическая составляющая организации питания всегда была определяющей стороной качества питания.  

2320 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Видеозапись онлайн-семинара «Защита персональных данных в учреждении образования: документальное оформление и реальная практика»

1. Персональные данные — что это, кто должен их защищать и почему? 2. Как и кем осуществляется контроль в этой сфере? 3. Когда, у кого и как надо получать согласие на о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 129
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок