Организация и развитие предметно-отобразительной игры у детей с аутистическими нарушениями
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация и развитие предметно-отобразительной игры у детей с аутистическими нарушениями

В № 3 (2020) мы раскрыли общие положения организации игровой деятельности воспитанников с аутистическими нарушениями. В данной статье на примере работы ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска» мы более подробно рассмотрим организацию и развитие предметно­отобразительной игры у указанной категории воспитанников.

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

2040 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Предметно-­отобразительные игры — это игры, в которых дети отображают хорошо знакомые события окружающего мира, играя индивидуально и не принимая роль на себя. В отобразительной игре дети осваивают назначение и свой­ства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п.

Основные задачи коррекционной работы с воспитанниками

Исходя из опыта работы за 2016–2019 гг., можно сделать вывод, что организация и развитие игры у детей с аутистическими нарушениями происходит в условиях проведения специально организованных занятий и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей.

Игры детей с аутистическими нарушениями однообразны, шаблонны, очень ограниченны по объему действий. Дети данной категории поглощены манипуляциями с одной или несколькими игрушками и игнорируют остальные, надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их действий с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свой­ства: вращение колес у перевернутой машинки, звук при перелистывании страниц книжки, шероховатая или гладкая поверхность мячика, вращение предметов.

Работа по развитию предметно-­отобра­зительных игр начинается с освоения игровых действий с игрушками. Дети приучаются использовать игрушки по назначению, например не стучать машиной по столу, а катать ее по полу.

Постепенно наступает момент, когда ребенок обобщает игровое действие с игрушкой. Внешне это проявляется в быстром, свернутом выполнении этого действия. Педагогу нужно заметить, когда появляется обобщенное игровое действие с игрушкой. Для того, чтобы усложнить способ решения игровой задачи, педагог может предложить игровые действия с игрушками, с предметами-­заместителями, с воображаемыми предметами.

В онтогенезе ребенок первоначально не вступает во взаимодействие с другими детьми, его игра носит индивидуальный характер. Каждый ребенок ставит игровую задачу для себя и сам же ее решает. Но постепенно появляется интерес к играм сверстников, что педагогу нужно вовремя заметить и поддержать.

Заведующему на заметку
Опыт показывает, что применение игровых занятий является наиболее эффективным методом коррекционно-­развивающей помощи детям с аутистическими нарушениями.

Предметно-­игровая деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения способами действий с предметами окружающей действительности и игрушками с помощью взрослого. Работа строится с учетом состояния ребенка и уровня его развития.

Как же сформировать инициативную сюжет­но-­отобразительную игру и подготовить ролевую? Главным направлением является развитие игрового сюжетного действия. Необходимо развивать игровое моделирование. В старшем дошкольном возрасте дети с помощью игрушки играют в «больницу», читают куклам книжки, проводят утреннюю гимнастику. Для развития игры важно помочь детям освоить разные источники моделирования сюжета: проигрывать не только то, что случилось, но и то, что они раньше видели, о чем читали, что они видели в мультфильмах. Задача облегчается тем, что диалоги повторяют текст произведения, а создание полного сюжета не требуется — достаточно интересно обыграть действие. Главное, что в игру привносится элемент знаний, открывается новый источник сюжета. Чтобы игра стала отражением действительности, надо помогать детям создавать сюжеты на темы событий, какие есть в их опыте.

Методика руководства созданием сюжета включает три элемента:

  • оживление представлений с помощью вопросов;
  • обогащение и уточнение сюжета за счет аналогичного рассказа детей или воспитателя;
  • побуждение проиграть ситуацию, смоделировать сюжет.

Ребенок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-­отобразительной игры. Сначала сюжетно-­отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие. Многие дети в ходе игры уже применяют диалог: ­что-то от игрушки просят, поучают ее. Иногда можно наблюдать, как игрушка не слушается и ее наказывают. Вслед за диалогом и на его основе появляется характеристика игрушки, обобщение ее особенностей. Это уже показатель интеллектуаль­ного развития, развития восприятия, мышления (обобщения). Значение этого момен­та в том, что специфическая характеристика игрушки дает множество вариантов каждому сюжету. Даже если ребенок не может сформулировать обобщающее определение, ему интереснее сюжеты с вариантами. При включении в игру педагогу целесообразно подать реплику от имени игрушки и тем самым подсказать новый сюжет. Реплики должны отражать реальное поведение, и тогда дети легко смогут разыгрывать ситуации в самостоятельной деятельности.

Примерный план формирования игровой деятельности у ребенка с аутистическими нарушениями старшего дошкольного возраста

2040 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Полное руководство: Инструкция по делопроизводству учреждения дошкольного образования, не являющегося источником комплектования государственного архива»

Индивидуально для учреждений дошкольного образования специалист Учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» подготовила э...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 840
4
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок