Организация образовательного процесса детей с ОПФР: что необходимо знать руководителю
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация образовательного процесса детей с ОПФР: что необходимо знать руководителю

Наряду с термином «дети с ОПФР» может использоваться ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом». И самый недопустимый термин, вызывающий конфликт,— «аномальные дети».

Данная статья поможет разобраться, как на законодательном уровне употреблять эти понятия и как спланировать образовательный процесс для детей с ОПФР в учреждении дошкольного образования.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

36601 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одним из основных документов при планировании образовательного процесса для детей с ОПФР является инструктивно-­методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».

Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР — термин, официально признанный в Республике Беларусь) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влияют на общее состояние организма и создают сложности в адаптации к окружающему миру и социуму.

Справочно: в России на законодательном уровне закреплен термин «дети с ограниченными возможностями здоровья».

К детям с ОПФР относят детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха, нарушениями зрения, с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-­двигательного аппарата, с трудностями в обучении, выраженными расстройствами эмоционально-­волевой сферы (ранний детский аутизм), тяжелыми и (или) множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с особенностями в развитии особую образовательную среду?

Дело в том, что ребенок с особенностями в развитии — это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными запросами есть особые потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Для большинства детей с ОПФР характерны следующие качества:

  • выполняя возможные для своего возраста действия, дети нуждаются в помощи взрослого;
  • отсутствует или резко ограничен интерес к окружающему миру. При этом дети болезненно реагируют на любые изменения во внешней среде (смена обстановки, поведение окружающих);
  • проблемы с координацией, мелкой моторикой, вниманием, отставание в формировании речи, мышления;
  • нервозность, тревожность, высокое психомышечное напряжение.

Какой должна быть образовательная среда в учреждении дошкольного образования?

Образовательная среда в учреждении дошкольного образования должна быть:

  • содержательно насыщенной в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, программами специального образования;
  • трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;
  • полифункциональной в целях разно­образного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т. ч. в качестве предметов-­заместителей в детской игре);
  • вариативной для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;
  • безопасной для воспитанников, а также обеспечивающей надежность и безопасность использования всех ее элемен­тов;
  • доступной для детей с ОПФР (во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, ко всем играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности).

Как выбрать программу обучения для ребенка с ОПФР?

По итогам обследования ребенка с ОПФР учитель-­дефектолог в карте обследования оформляет заключение, отражающее характер, структуру, степень тяжести нарушений развития. В соответствии с этим заключением педагогический работник делает обоснованный выбор количества и формы проведения коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) с учетом учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования.

Справочно: электронные версии программ специального образования, адаптированного варианта учебной программы дошкольного образования размещены на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год» / «Специальное образование».

Как особенности детей влияют на организацию образовательного процесса?

Процесс развития, обучения и воспитания ребенка планируется в зависимости от характера нарушения (дефекта, диагноза). Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.

К примеру, один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).

Воспитанники с нарушением слуха

При работе с такими детьми необходимо учитывать особенности формирования у них игровой деятельности, необходимость проведения работы по музыкальной стимуляции, развитию навыков общения.

Ключевыми этапами развития игровой деятельности детей с нарушением слуха являются вызывание и развитие интереса к игрушкам и действиям с ними, формирование предметно-­отобразительной игровой деятельности, направленной на формирование представлений и умений действовать с игрушкой в соответствии с функциональным назначением, формирование сюжетно-­отобразительной игры, обучение сюжетно-­ролевым играм. При этом основной стратегией развития игровой деятельности детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста выступает поэтапное формирование все более усложняющихся способов игровых действий на основе обогащения жизненного опыта в условиях эмоционального и речевого взаимодействия со взрослым.

Одним из действенных средств развития и коррекции произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста является музыкальная стимуляция. Музыкальные звуки выступают в качестве базы для получения детьми с нарушением слуха представлений о качествах речевых звуков. Родство речевого и музыкального интонирования позволяет осуществлять перенос умений, сформированных на основе средств музыки, в процесс овладения речевыми умениями. При этом следует учитывать, что звуки музыки, как и другие неречевые звуки, более доступны для восприятия на слух детям с нарушением слуха.

Включение в образовательный процесс детей с нарушением слуха музыкальной стимуляции требует согласованной работы учителя-­дефектолога и музыкального руководителя, четкого определения задач коррекционной работы, решение которых будет осуществляться с использованием средств музыкальной стимуляции.

Воспитанники с нарушениями речи

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста (как с тяжелыми, так и с легкими нарушениями речи, которые исправляются в условиях пункта коррекционно-­педагогической помощи) включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии, что предполагает развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом. Данная пропедевтическая работа обеспечивает преемственность коррекционной направленности образовательного процесса детей с нарушениями речи на уровне дошкольного образования и на I ступени общего среднего образования.

В целях предупреждения нарушений письменной речи у детей особое внимание необходимо уделить развитию сенсомоторной сферы (зрительного и слухового восприятия, темпо-­ритмического чувства, графомоторных умений), а также внимания, памяти, мышления, всех сторон устной речи (произносительной, лексико-­грамматической, а также связной речи), совершенствованию фонематического слуха и на их основе формированию базовых операций языкового анализа и синтеза и обучению грамоте. Кроме того, следует способствовать развитию мотивации детей, их умений планировать свою деятельность, обнаруживать ошибки в процессе и т. д.

Для выявления среди воспитанников детей, имеющих предрасположенность к нарушениям чтения, рекомендуется проводить скрининговое изучение с использованием стандартизированной методики А. Н. Корнева «Методика раннего выявления дислексии». По его результатам следует уточнять содержание как планируемой коррекционной работы, так и консультирования родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам предупреждения проблем обучения детей с нарушениями речи в учреждениях общего среднего образования.

Воспитанники с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

При работе с детьми данной категории рекомендуется уделять внимание вопросам предупреждения специфического расстройства арифметических навыков (дискалькулии), которые могут выявляться у детей старшего дошкольного возраста.

В содержание работы учителя-­дефектолога по выявлению детей старшего дошкольного возраста с фактором риска возникновения дискалькулии (в начале учебного года) входит определение состояния дочисловых количественных представлений, которое отражается в карте обследования.

Сведения об овладении ребенком старшего дошкольного возраста элементарными математическими представлениями включают данные о состоянии сформированности у детей представлений о качественных признаках предметов (цвет, форма, величина), умений сравнивать объекты по величине практическим путем, группировать их, составлять упорядоченный ряд по убыванию или возрастанию признака.

Работа по профилактике дискалькулии у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) включается в структуру коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности.

Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью

При обучении грамоте детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью содержание работы предусматривает формирование у воспитанников интереса к родному языку, к средствам его смыслового содержания и выразительности. Кроме того, в данную работу входит воспитание речевого внимания, речевого слуха, развитие речи детей. Этот комплекс действий дополняет и позволяет закреплять те представления, умения и навыки, которые ребенок с интеллектуальной недостаточностью получает на занятиях по образовательной области «Развитие речи».

Особое внимание при обучении грамоте уделяется развитию слухового, фонематического восприятия, коррекции недостатков произношения звуков и укреплению мышц артикуляционного аппарата, расширению представлений об окружающем мире, развитию зрительно-­пространственного восприятия, речи воспитанников, а также мелких мышц руки ребенка с целью подготовки к овладению навыками письма.

Задания, направленные на формирование готовности детей дошкольного возраста к овладению грамотой, включаются во все виды занятий, проводимых с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Необходимо также учитывать характерную для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью низкую мотивацию деятельности. У многих из них не возникает потребности научиться писать, читать, узнавать новое и т. п. В связи с этим усиливается значение специальных методов стимулирования деятельности детей.

Воспитанники с аутистическими нарушениями

Основной задачей при работе с такими воспитанниками становится адаптация ребенка с аутистическими нарушениями к условиям учреждения образования. Для достижения этого важно создание условий для социализации, обучения и воспитания ребенка с учетом его возможностей и особых образовательных потребностей, включение во взаимодействие с педагогическими работниками, другими детьми. Также важно и создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка с ОПФР. За таким воспитанником следует закреплять персональное сопровождение, а вся образовательная деятельность должна отражаться в плане работы (на месяц или полугодие) в зависимости от возраста ребенка с аутистическими нарушениями, его функцио­нальных возможностей, рекомендаций образовательной программы.

Целесообразно план работы дополнить разделом «Примечания» для фиксации основных достижений ребенка, возникающих в процессе обучения и воспитания, трудностей и их причин, времени его продуктивной деятельности, степени включения воспитанника во взаимодействие со сверстниками и т. д. Полученные сведения позволят определить причины поведенческих нарушений, подобрать эффективные приемы работы с ребенком, определить уровень оптимальной сенсорной нагрузки.

План работы обсуждается с родителями (законными представителями) ребенка, учителем-­дефектологом, воспитателем группы. При необходимости в план вносятся коррективы. 

36601 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок