Организация в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования: начало

Организация в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования: начало

10.07.2019 было утверждено инструктивно-­методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью». В статье в форме вопросов-­ответов рассмотрим важнейшие аспекты данного документа.

Косько Юрий

Юрист, специалист по трудовому праву

1867 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Каким образом осуществляется перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования?

В случае желания родителя (законного представителя) ребенка перевести его в другое учреждение образования направление в учреждение образования должно быть выдано в день обращения.

При выдаче направлений необходимо руководствоваться требованиями п. 45 Положения об учреждении дошкольного образования, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее — Положение об учреждении дошкольного образования), о том, что прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в учреждении свободных мест. В соответствии со ст. 270 Кодекса об образовании (далее — Кодекс) это требование распространяется и на специальные дошкольные учреждения.


Каков порядок досрочного прекращения образовательных отношений с воспитанником в случае его отсутствия на занятиях без уважительных причин?

Подпунктом 5.6 п. 5 ст. 79 Кодекса определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования осуществляется в случае длительного отсутствия воспитанника (более 30 дней) без уважительных причин на занятиях в течение года.

Руководитель учреждения образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении образования уважительными.

В случае возникновения разногласий этот вопрос решается органом управления образованием, на территории которого находится учреждение образования, посещаемое ребенком.

Решение об отчислении (прекращении образовательных отношений) воспитанника принимает руководитель учреждения образования путем издания приказа, в котором указывается основание отчисления (п. 51 Положения об учреждении дошкольного образования, п. 16 Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2013 № 130).


Кто несет ответственность за создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса?

В соответствии с подпунктом 4.5 п. 4 ст. 20 Кодекса создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 31 Кодекса обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении образования руководитель учреждения образования и педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53.

В должностных обязанностях руководителей учреждений образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за обеспечение безопасных условий обучающимся во время их пребывания в учреждении образования.


Какие меры должны быть приняты при получении травмы воспитанником?

При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).

Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2003 № 58.

При этом Министерство образования обращает внимание на то, что для обеспечения безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования, исключения возможности создания предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций, усиления контроля доступа посторонних лиц в учреждения образования необходимо:

  • усилить контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, инструктивно-­методических писем, постановлений, коллегий Министерства образования по вопросам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей дошкольного возраста в учреждениях образования;
  • продолжить проведение работ по оборудованию учреждений образования системами видеонаблюдения, ручными системами тревожной сигнализации, установке кодовых замков (домофонов), звонков;
  • проводить общие (групповые) родительские собрания по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности детей раннего и дошкольного возраста в учреждениях образования и в условиях семейного воспитания;
  • размещать на сайтах учреждений образования, информационных стендах в возрастных группах материалы по данной тематике;
  • оперативно информировать руководство о чрезвычайных ситуациях в учреждении образования.

Педагогические работники должны визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия подозрительных предметов и веществ. При обнаружении нарушений режима безопасности педагоги обязаны немедленно принять меры по их устранению, а также поставить в известность руководителя учреждения образования.

Осуществлять образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.


Какие требования предъявляются к безопасности воспитанников при организации физического воспитания?

В целях обеспечения безопасности воспитанников физическое воспитание в учреждении образования должно быть организовано с учетом Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8), Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2018 № 55), Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (утв. постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31.08.2018 № 60), а именно:

1. Физкультурно-­спортивное и игровое оборудование на территории учреждения образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

2. Для занятий по физической культуре должен предусматриваться отдельный зал площадью 4 кв.м на одного воспитанника, но не менее 30 кв.м.

3. При вместимости учреждения образования не более 100 воспитанников зал для музыкальных занятий и зал для занятий по физической культуре может быть совмещенным площадью 4,5 кв.м на воспитанника, но не менее 50 кв.м.

4. Для занятий по физической культуре должна предусматриваться защита зала от солнца.

5. В залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре влажная уборка проводится после каждого занятия.

6. Занятия по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура»), физкультурно-­оздоровительные мероприятия проводятся руководителем физического воспитания, инструктором по лечебной физкультуре.

7. Запрещается проведение занятий по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и физкультурно-­оздоровительных мероприятий в случаях:

  • наличия сложных метеорологических условий;
  • неисправности физкультурно-­спортивного сооружения, спортивного инвентаря и (или) спортивного оборудования;
  • отсутствия утвержденного в установленном порядке акта готовности физкультурно-­спортивного сооружения к проведению занятий физической культурой и спортом;
  • отсутствия руководителя физического воспитания, инструктора по лечебной физкультуре.

Как наиболее эффективно создать условия для обеспечения психологической безопасности воспитанников?

Воспитатели дошкольного образования должны на ранней стадии выявлять психологические проблемы в развитии личности воспитанника, активно использовать в образовательном процессе знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Педагоги-­психологи учреждений образования должны осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на психологическое изучение воспитанников для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, их полноценное развитие, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем у воспитанников, повышение психологической культуры участников образовательного процесса.

Справочно: необходимо также учитывать, что с 01.09.2019 республиканский центр психологической помощи, созданный на базе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», будет обеспечивать практическое оказание психологической помощи родителям (законным представителям) воспитанников и педагогическим работникам системы образования.

При профилактике семейного неблагополучия необходимо обращать внимание на недопустимость:

  • проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и социального расследования только педагогическими работниками без привлечения иных субъектов профилактики;
  • определения мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия учреждениями образования самостоятельно без учета компетенции субъектов профилактики;
  • рассмотрения на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений результатов социального расследования без участия родителей (законных представителей) воспитанников и заинтересованных субъектов профилактики.

Как правильно осуществлять процесс приема-­передачи воспитанников от родителей (законных представителей)?

Педагогическими работниками учреждений образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение образования.

Родители (законные представители) либо другие лица, которые по их поручению приводят воспитанника в учреждение образования, должны передать ребенка воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.

В случае, когда существует объективная причина, по которой родители (законные представители) ребенка не могут забирать его из учреждения образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники). Об этом родители (законные представители) ребенка должны проинформировать руководителя учреждения образования.

Запрещается отдавать воспитанников лицам, которым не исполнилось 16 лет, и лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.


Как правильно организовать доступ в здание учреждения образования, а также транспортный и пешеходный транзит через территорию учреждения?

В учреждениях образования должно быть обеспечено соответствующее требованиям санитарно-­техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-­технического оборудования.

Круглосуточный доступ в здание учреждения образования разрешается:

  • руководителю учреждения образования, его заместителям;
  • персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций;
  • лицам, осуществляющим дежурство (сторожам).

Доступ в здание учреждения образования должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей должен осуществляться при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных посетителя сторожем в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.

Транспортный и пешеходный транзит через территорию учреждения образования запрещается.

Проезд служебного автотранспорта осуществляется в соответствии с графиком. Служебный автотранспорт по доставке оборудования, иных материалов может пропускаться на территорию учреждения образования при предъявлении товарно-­транспортной накладной и (или) путевого листа.

При стихийных бедствиях, других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт на территорию учреждения образования должен пропускаться беспрепятственно.


Какие меры необходимо предпринять в случаях исчезновения воспитанника, возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций?

В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).

Адреса и номера телефонов руководителя учреждения образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах.

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружении подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101», «102» или единому номеру экстренной помощи «112».

В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утв. постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3.

До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц.

Руководитель учреждения образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения образования, создающих угрозу санитарно-­эпидемиологическому благополучию.


Какие основные формы организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования?

Основными формами организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования являются игра и занятие.

Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста при проведении специально организованных форм образовательного процесса (игры, занятия), регламентированных типовым учебным планом, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебной программой дошкольного образования, учебным планом учреждения дошкольного образования. План разрабатывается и утверждается в установленном законодательством порядке с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.

Необходимо также обратить внимание на то, что домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.

С целью индивидуализации и дифференциации дошкольного образования обновленная учебная программа дошкольного образования включает компоненты, которые определяются закономерностями развития детей, способствуют расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития.

Содержание компонентов представлено в следующих учебных программах дошкольного образования: «Детский фитнес», «Простейший туризм», «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский), «Детское ручное ткачество», «Техническое конструирование», «Декоративно-­прикладное искусство», «Хореография». Выбор компонентов осуществляется в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и ресурсными возможностями учреждения дошкольного образования.

Занятия при реализации указанных компонентов проводятся не ранее чем со средней группы воспитанников (от 4 до 5 лет) учреждения образования. Продолжительность занятий в средней группе воспитанников (от 4 до 5 лет) не должна превышать 20 минут, в старшей (от 5 до 6 лет) — 25 минут; в старшей (от 6 до 7 лет) — 30 минут.  

(Продолжение читайте здесь, окончание — здесь)

1867 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок