Что такое пеcочная терапия?
Песочная терапия — это метод оказания психологической помощи, основанный на идеях Юнгианской аналитической психологии (К. Г. Юнг, Д. Калф, М. Ловенфельд), в основе которой лежит идея исследования внутрипсихических процессов через взаимодействие и понимание смысла символических объектов (пространства песочного подноса, миниатюрных фигурок, песочного ландшафта и пр.). Песочные картины, построенные в подносе с песком, являются проекцией внутреннего мира самого клиента. Через вербальный диалог или символические игры клиента с песком и фигурками психолог помогает ему понять причины проблемы и найти способы их устранения.
Песочная терапия — это метод, который применяется в психотерапии, в психологическом консультировании, психологической коррекции детей и взрослых, а также является одним из видов проективной психодиагностики.
Как используется метод пеcочной терапии при работе с детьми?
В работе с детьми метод пеcочной терапии используется для:
- коррекции психологических проблем ребенка в эмоциональной сфере (тревога, страхи, агрессия, неустойчивое эмоциональное состояние и пр.);
- коррекции психологических проблем ребенка в поведенческой сфере (застенчивость, неуверенность, коммуникативные сложности, СДВГ, агрессия и пр.);
- развития нравственной сферы ребенка;
- развития самооценки ребенка и для формирования его Я-концепции, изучения системы внутрисемейных отношений, межгрупповых отношений и др.
Как правило, в учреждениях образования применяются элементы песочной терапии. Они могут применяться не только в соответствии с разными целями оказания психологической помощи, но и в зависимости от запроса клиента, а также в зависимости от возраста и готовности клиента к работе с данным методом.
Согласие законных представителей на оказание психологической помощи
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи» (далее — Закон) психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 14 лет — также с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 18 Закона.
При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 14 лет согласия законных представителей не требуется:
- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
- в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в т. ч. нуждающимся в государственной защите;
- при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;
- в случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения;
- несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
- несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
Таким образом, в случае, если песочная терапия использовалась педагогом-психологом в целях психопрофилактики и психопросвещения (с элементами диагностических процедур или в качестве элементов указанных мероприятий), согласие законных представителей не требуется. В случае, если этот метод использовался при оказании консультативной или коррекционной помощи несовершеннолетнему в возрасте до 14 лет, согласие одного из законных представителей требуется. При этом в случае, если такое согласие было получено педагогом-психологом в начале обучения ребенка в учреждении образования или на текущий учебный год, дополнительного специального согласия или разрешения законных представителей не требуется.
Методы и методики оказания психологической помощи
В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 115/89, педагог-психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики, исходя из целей оказания психологической помощи, ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности гражданина (группы граждан), которому оказывается психологическая помощь, и его (их) поведения.
Процедуру проведения любого теста определяет инструкция. Процедура проведения обследования, анализ и интерпретация полученных данных осуществляются педагогами-психологами на основании рекомендаций авторов методики, представленных в инструкции и методических указаниях к психологической методике, являющихся ее составной частью. Использование отдельных элементов песочной терапии не регламентировано, может применяться без дополнительного специального обучения.
Педагогу-психологу, использующему метод песочной терапии, необходимо иметь документ (сертификат/свидетельство) о прохождении обучения методу песочной терапии.