Развитие творческих способностей воспитанников посредством конструирования

Развитие творческих способностей воспитанников посредством конструирования

Актуальность вопросов, связанных с творческим развитием воспитанников в учреждении дошкольного образования, обусловлена тем, что это основа образования и воспитания. В статье рассмотрим основные принципы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере обучения конструированию.

Новицкая Наталья

заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад № 44 г. Минска»

2002 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Если ребенок в детстве не научился творить,
то в жизни он будет только подражать и копировать.
Л. Н. Толстой

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает «создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов».

Какое бывает конструирование?

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К художественному конструированию относится конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

К техническому типу конструкторской деятельности относят конструирование из строительного материала, из деталей конструктора, из крупногабаритных модульных блоков.

Как происходит обучение конструированию?

Конструирование является частью учебной программы «Изобразительное искусство» и имеет свою динамику.

  • В первой младшей группе дети учатся со­оружать элементарные постройки из разных материалов, размеров, деталей.
  • Во второй младшей группе учатся конструировать по образцу или по собственному несложному плану.
  • В средней группе обучаются способам конструирования по условиям, замыслу.
  • В старшей группе от 5 до 6 лет развивают умения конструирования по образцу, по замыслу, по схеме.
  • В старшей группе от 6 до 7 лет формируют умения самостоятельно осваивать конструктивные возможности разного материала, конструировать по рисунку и словесному описанию взрослого.

Какие правила нужно соблюдать в конструировании?

Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования должны быть выполнены следующие условия: процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие, начинаться способом «от простого к сложному», обеспечение успеха в начале работы по конструированию, создание ситуации выбора, все задания ребенок должен выполнять самостоятельно, равноправное общение детей со взрослым, личностно-­ориентированный подход к каждому ребенку. Дети выполняют самостоятельно индивидуальную постройку, а потом совместно создают различные постройки.

Нужны ли определенные условия для организации занятий по конструированию?

Преимущество организации конструирования в том, что не требуется создания ­каких-либо особых условий. Например, в нашем учреждении в каждой группе созданы уголки по конструированию, а также для конструирования отведено отдельное помещение. Конструировать можно в помещении и на улице, на ковре и на столе. Все детали конструктора безопасны, практически не ломаются.

Необходимо учитывать, что все материалы не должны находиться на глазах детей бессистемно. Желательна четкая классификация конструкторов: по цвету деталей, по размеру деталей, по видам конструкторов, по тематике. При этом ребенку должно быть понятно, где и что лежит, удобно доставать и ставить на место наборы. Лучше, если полки будут неглубокими, чтобы контейнеры с конструкторами стояли в один, максимум два ряда. Пусть их будет больше, но сами они будут меньше. Для упрощения поиска закрытые емкости можно снабдить фотографиями того, что в них хранится.

Обязательно наличие чертежей, схем построек, также могут использоваться зарисовки схем и чертежей самих воспитанников.

Как выбрать материалы для конструирования?

Для оснащения занятий, где есть конструирование, используются различные развивающие наборы, конструкторы из разных материалов в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».

Где педагоги черпают знания?

Для обучения педагогов можно использовать стратегию «Научись сам — научи другого». В нашем учреждении это курсы повышения квалификации, когда один специалист проходит обучение, а затем делится опытом с другими сотрудниками.

Как удерживать интерес к творчеству у педагогов?

Мотивация к успеху выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Очень важно, чтобы сотрудники учреждения могли раскрыть и развивать свои возможности. Для этого необходимо создать творческую группу педагогов, интересующихся темой конструирования, которая будет обмениваться информацией в Вайбере, использовать электронную почту для обмена файлами, интересными идеями, ссылками на видеоуроки по обучению конструированию детей дошкольного возраста.

Каких успехов и результатов может добиться творческая группа?

Наша творческая группа педагогов разработала практические материалы по использованию конструкторских игр при организации нерегламентированных видов деятельности и на занятиях различных образовательных областей. Также педагогами ведется работа по поиску и изучению дополнительной литературы, библиотека пополнилась такими новинками, как «Гениальные LEGO-изобретения» и «Эпические LEGO-приключения», в которых размещены схемы построек из уже имеющихся в наличии деталей (конфетный автомат, двигающийся робот), что позволяет продемонстрировать детям вариативность использования деталей из уже имеющихся тематических наборов.

Творческой группой педагогов были разработаны «Примерное календарное планирование по возрастам», «Примерная тематика и содержание технического конструирования». В примерной тематике и в содержании конструирования указаны: тема занятия, программные задачи, методические приемы, которые используются на занятии, необходимый материал или оборудование, которое понадобится для данной темы занятия.

Есть ли ­какие-то особенности, алгоритмы в обучении конструированию?

Разнообразие видов конструкторов показывает, что каждый из них имеет свои особенности по конструированию, однако формы или алгоритмы организации обучения детскому конструированию едины:

  • конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества;
  • конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свой­ства разных материалов и др.;
  • конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения;
  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-­схемам;
  • конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы не­устойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее;
  • конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.

Как достичь нужного результата на занятии?

Необходимо обеспечить единый алгоритм проведения самого занятия: начало занятия, ход занятия, окончание занятия. Кроме того, независимо от видов конструктора должен быть единый алгоритм выполнения моделей: создание проблемной ситуации, демонстрация и рассматривание картин, наблюдение натуральных объектов, обследование образца, демонстрация вариативных соединений, изучение при необходимости схем и чертежей, объяснение последовательности выполнения, анализ и оценка.

Для успешного проведения занятия по конструированию необходимо установить правила поведения детей на занятии: внимательно слушать, работать с конструктором чистыми руками. Не брать мелкие детали в рот! Беречь учебные пособия и не ломать оборудование. Работать в коллективе дружно, прислушиваться к мнению товарищей, учиться делиться. «Правила поведения» в виде наглядных схем размещены в зоне конструирования. Занятие заканчивается тогда, когда об этом объявил педагог.

Важный этап занятия по конструированию — уборка рабочего места по окончании занятия. Убирать постройку всегда необходимо начинать сверху, детали сложить в контейнер и убрать его на стеллаж.

В рамках какой учебной программы используется конструирование?

Воспитатели используют конструирование не только в образовательной области «Изобразительное искусство», но и успешно интегрируют с другими образовательными областями.

Свои конструктивные умения воспитанники применяют на занятиях «Элементарные математические представления». В индивидуальной работе с детьми 6–7 лет даются задания на усложнение: с помощью деталей конструктора воспитанники составляют простейшие арифметические задачи, проявляют фантазию и творческую инициативу в придумывании оригинальной конструкции из деталей конструктора — по сложению цифр, различных геометрических фигур, разнообразных симметричных узоров.

На занятиях по «Подготовке к обучению грамоте», а также в индивидуальной работе с детьми 6–7 лет воспитатель использует конструирование по условиям: «Сложи из деталей букву», «Сложи постройку, название которой начинается с заданной буквы или звука». Такие задачи конструирования выражаются через условия, которым должна соответствовать постройка, и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. В перспективе планируется создать индивидуальные альбомы творчества детей с выполнением их индивидуальных построек.

Современные наборы конструкторов наряду с большим разнообразием кирпичиков включают и дополнительные детали (фигурки людей, животных, транспорта и др.), что позволяет создавать разнообразные сюжетные композиции. Эту особенность наборов для конструирования педагоги используют как мотивацию для детского творчества на занятиях по развитию речи и культуры речевого общения. Как показывает практика работы, созданные композиции зачастую становятся не только результатом детского конструирования, они широко используются педагогами вместо сюжетных картин для формирования у воспитанников навыков составления связных рассказов.

Как на практике происходит внедрение идей конструирования?

С целью распространения опыта работы на базе нашего учреждения прошло методическое объединение учителей-­дефектологов Фрунзенского района г. Минска по теме «Использование LEGO-конструктора для преодоления фонетико-­фонематических, лексико-­грамматических нарушений и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», мы приняли участие в выступлениях на августовских секциях для заведующих, для заместителей заведующих Фрунзенского района, а также провели обучающие курсы для воспитателей дошкольного образования, для заместителей заведующих по основной деятельности.

Результаты обучения появляются тогда, когда есть заинтересованные люди — это специалисты дошкольных учреждений и, конечно, родители воспитанников. Своим энтузиазмом мы смогли заинтересовать и семью. Родители не только приняли участие в оснащении материалом центра конструирования, они вместе с детьми стали участвовать в наших проектах, делиться идеями построек, опытом семейного воспитания. Логичным продолжением совместного семейного детско-­родительского взаимодействия стал фестиваль детского творчества «Конструируем, играем — творчество развиваем».

На тему «Наш детский сад» детьми совместно с родителями был создан макет нашего детского сада «Волшебная страна».

Рис. Макет детского сада «Волшебная страна»

Создание этого макета вдохновило нас на открытие музея конструирования. Сейчас идет работа по организации этого музея, где по нашему замыслу будет размещаться как постоянная экспозиция, так и сменяющаяся. Творческая группа работает над проектом, идет поиск идей, как сделать музей интерактивным.

Заключение

Использование конструирования позволяет педагогам реализовывать личностно-­ориентированный подход в обучении и сделать шаг к раскрытию творческого потенциала ребенка, а также выявить его скрытые способности.


2002 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Запрос характеристики уволенным работником: выдавать или нет?

С 24 октября 2021 г. в связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» нанимате...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1159
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок