Ответственность за нарушение требований по охране труда: новое в законодательстве
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Ответственность за нарушение требований по охране труда: новое в законодательстве

В апреле 2021 г. вступают в силу многочисленные изменения в некоторые кодексы. Рассмотрим более подробно изменения, касающиеся ответственности за нарушения требований по охране труда.

Семич Владимир

Инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права»

1421 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Уголовная ответственность

Законом Республики Беларусь от 06.01.2021 № 85-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» внесены изменения, в частности в ст. 306 УК, которые вступят в силу через три месяца после официального опубликования, т. е. с 13 апреля 2021 г.

Изменением, внесенным в ч. 1 ст. 306 УК «Нарушение правил охраны труда», установлено, что уголовная ответственность за нарушения правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наступает не только для должностных лиц, ответственных за их соблюдение, но и для индивидуальных предпринимателей.

Основания для привлечения к такой ответственности и санкции за указанные нарушения остались прежними.

Справочно: внесение указанного изменения в ст. 306 УК послужит повышению степени ответственности индивидуальных предпринимателей за соблюдение требований по охраны труда и явится сдерживающим фактором в совершении нарушений установленных требований по охране труда.

Административная ответственность

С 1 марта 2021 г. вступили в силу новые редакции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З и Процессуально-­исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 92-З.

Порядок их введения в действие определен Законом Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З «О введении в действие кодексов».

Из средств массовой информации известно, что вновь принятым КоАП усиливается его профилактическая направленность в целях предупреждения административных правонарушений. Предусмотрены также такие меры воздействия к нарушителям как устное замечание, предупреждение и меры воспитательного характера.

Вновь принятым КоАП предусматриваются три категории административных правонарушений:

  • административные проступки;
  • значительные административные правонарушения;
  • грубые административные правонарушения.

Согласно ст. 2.2 КоАП к административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:

  • для физического лица — 10 базовых величин;
  • для индивидуального предпринимателя — 25 базовых величин;
  • для юридического лица — 50 базовых величин.

К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в размере, превышающем:

  • для физического лица — 10 базовых величин;
  • для индивидуального предпринимателя — 25 базовых величин;
  • для юридического лица — 50 базовых величин.

К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

Остановимся на двух статьях, имеющих непосредственное отношение к охране труда, которыми предусматривается административная ответственность за их нарушения.


КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь
15.01.2021, № 2/2811

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
<…>

Статья 10.13. Нарушение требований по охране труда

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда —

влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее травмирование работающих, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное иным работающим, —

влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Статья 10.14. Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

<…>


Административная ответственность за нарушение требований, установленных в приведенных статьях, была предусмотрена и в действовавшем до 1 марта КоАП.

Однако необходимо отметить и очень важные отличия.

Введена ст. 10.14, предусматривающая самостоятельную ответственность за несообщение о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, а также за нарушения порядка их расследования.

В ч. 3 ст. 10.13 КоАП предусматривается административная ответственность за нарушения требований по охране труда иных работающих (кроме должностных лиц). Введение этой нормы дает право наложения штрафа в размере до пяти базовых величин на работников, чего ранее не предусматривалось.

Введение такой меры можно обосновать тем, что во многих несчастных случаях на производстве их причинами явилось нарушение работниками требований по охране труда (при этом отсутствовали другие причины).

1421 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто имеет первоочередное право на отпуск в летнее время, разъяснили в Минтруда

Кто имеет преимущество при планировании отпусков в летний период или в другое удобное время, разъяснили БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 62

Санитарно-эпидемиологические требования для детских садов: последние изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 внесены изменения в специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуат...
№ 8 (152) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 870
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок