Порядок проведения медосмотров изменен: комментарий к постановлению минздрава от 29.07.2019 № 74

Порядок проведения медосмотров изменен: комментарий к постановлению минздрава от 29.07.2019 № 74

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 утверждена Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих (далее — постановление № 74; Инструкция соответственно).

Постановление вступило в силу после его официального опубликования — с 11.10.2019.

Вновь утвержденная Инструкция в основном сохраняет преемственность в организации проведения обязательных медицинских осмотров. При этом вводятся некоторые элементы новизны. Рассмотрим, какие правоотношения урегулировал документ.

Семич Владимир

Инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права»

2632 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Важно!
В связи со вступлением в силу
постановления № 74 постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» утратило силу. Дата окончания срока действия — 11.10.2019.


Вновь утвержденной Инструкцией предусматривается проведение указанных медицинских осмотров не только государственными учреждениями здравоохранения, но и рядом предприятий, перечень которых приведен в приложении 4 к Инструкции.

Как следует из комментариев, появившихся до официального опубликования постановления № 74, Инструкцией сокращен перечень медицинских противопоказаний к выполнению работ в определенных условиях, в результате чего значительно расширена возможность работы граждан, страдающих отдельными заболеваниями.

Так, предусмотрена возможность допуска к работам на высоте, механическом оборудовании при ряде заболеваний и состояний, таких как обморок, судорожный приступ, инфаркт миокарда и др. Лица, у которых снижен слух, в т. ч. инвалиды по слуху, могут быть допущены к выполнению отдельных видов работ на высоте, механическом оборудовании, работе на погрузчике. Ранее снижение слуха являлось абсолютным противопоказанием к выполнению отдельных видов работ.

В указанных комментариях также утверждается, что предусмотренное Инструкцией проведение медицинских осмотров врачами общей практики позволит снизить нагрузку на медицинских работников организаций здравоохранения, повысив тем самым доступность медицинской помощи для населения.

Обратите внимание
Как и ранее, Инструкцией предусмотрено проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья.

Справочно: в Инструкции применяются две словесные конструкции — «работа с вредными и (или) опасными условиями труда» и «работа во вредных и (или) опасных условиях труда».
По-видимому, это простое стилистическое разнообразие, поскольку текст Инструкции не подразумевает разное значение этих конструкций.
Представляется необходимым в целях исключения такого разнообразия применять терминологию Трудового кодекса и Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (с последующими изменениями и дополнениями), в которых принят термин «работа с вредными и (или) опасными условиями труда».

Работы, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе

В Инструкции, как и некоторых других актах законодательства, применяется категория «работы, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе».

Несмотря на то, что данная категория употребляется давно, нормативного правового акта, определяющего, для каких работ, в каком объеме и в каком порядке должен осуществляться профессиональный отбор, не принято.

В широком понимании данного термина возможно проведение профессионального отбора по следующим критериям:

  • профессиональные требования, пол и возраст;
  • состояние здоровья;
  • психофизиологические требования.

Отбор по профессиональным требованиям, полу и возрасту осуществляется на основании квалификационных характеристик профессий рабочих и работ, должностей руководителей и специалистов, которые установлены в соответствующих выпусках Единого тарифно-­квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей служащих.

Рядом актов законодательства установлены запрещения или ограничения для применения труда женщин и лиц моложе 18 лет. На работу, требующую специальных знаний (например, работа водителем, воспитателем, руководителем учреждения дошкольного образования образования и др.), работники принимаются при предъявлении документа о наличии соответствующего образования или полученной квалификации.

Отбор лиц, пригодных к выполнению целого ряда работ по состоянию здоровья, проходит при медицинских осмотрах: предварительных (при поступлении на работу), периодических (проводимых через установленные периоды времени) и внеочередных (при ухудшении состояния здоровья), что и предусмотрено рассматриваемой Инструкцией.

При отборе по психофизиологическим требованиям может проводиться исследование памяти (кратковременной, слуховой, зрительной, объем памяти и др.), функции внимания (концентрация и переключение, объем внимания, способность к переработке зрительной информации и др.), исследование мышления (способность к оперативному счету, техническое, пространственное мышление и др.) и т. д. Данные критерии отбора могут быть дополнены установлением уровня коммуникабельности поступающего на работу, степени его ответственности, способности уживаться в трудовом коллективе и работать в группе и др. Для установления наличия указанных качеств поступающего на работу Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» предусмотрена, к примеру, возможность получения с предыдущих мест работы характеристики на поступающего на работу.

Несмотря на неоспоримую важность такого отбора, для его осуществления в настоящее время не установлены ­какие-либо определенные критерии. В связи с этим там, где такой отбор осуществляется, он проходит на основании оценок, базирующихся на интуиции тех, кто такое оценивание проводит.

В Инструкции профессиональный отбор подразумевается исключительно в медицинском аспекте данной категории и этот отбор состоит в оценке состояния здоровья поступающего на работу на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ.

Поэтому категорию «работы, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе», по-видимому, надо понимать как работы, где соответствующими нормативными правовыми актами предусмотрен допуск к таким работам лиц, отвечающих определенным требованиям, в т. ч. и по результатам медицинского осмотра.

Схема проведения медосмотров

Элементом новизны во вновь утвержденной Инструкции является введение таких категорий, как «схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов» и «схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе», которые включают все элементы, которые применялись и ранее при проведении медицинских осмотров, но именовались по-другому:

  • «факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры»;
  • «работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры»;
  • «работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний».

Из указанного следует, во вновь утвержденной Инструкции не выделены в самостоятельную группу медицинские осмотры, проводимые с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Заведующему на заметку
Обязательные и (или) внеочередные медосмотры проводятся в отношении физических лиц, работающих по трудовым договорам, физических лиц, работающих по гражданско-­правовым договорам, и иных физических лиц в целях обеспечения безопасности труда, предупреждения профессиональных заболеваний и охраны здоровья работающих.

Критериями для проведения медицинских осмотров являются:

Схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов

Схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе

Отнесение работ к работам с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, комплексной гигиенической оценки условий труда на рабочих местах. Это рабочие места, которые в соответствии с гигиенической классификацией условий труда отнесены к классу условий труда 3.1 и выше.

В приложении 1 к Инструкции указаны заболевания (состояния), при которых противопоказана работа в указанных условиях. Наряду с этим приложением 2 к Инструкции установлен Перечень заболеваний (состояний), являющихся общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда.

Работы, по которым необходим профессио­нальный отбор, перечислены в приложении 3 к Инструкции. Часть работ из указанного перечисления гармонирует с Типовым перечнем работ с повышенной опасностью (приложение 1 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 с последующими изменениями и дополнениями).

Иные нормы вступившей в силу Инструкции

Как и прежде, медицинские осмотры проводятся комиссиями, создаваемыми в учреждениях здравоохранения и иных организациях здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи, состав и порядок работы которых детально изложен в пп. 7–9 Инструкции.

Проведение осмотров осуществляется с учетом изучения информации, перечисленной в п. 10 Инструкции. Кроме того, при осуществлении обязательных и (или) внеочередных медосмотров учитываются диспансерные осмотры, осмотры врачей-­специалистов и (или) врачей общей практики, проведенные по месту жительства (месту пребывания), месту работы (учебы, службы) работающего, в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором работающему проводится обязательный и (или) внеочередной медосмотр (п. 12 Инструкции).

В случае необходимости медицинские комиссии направляют работающих, проходящих обязательные и (или) внеочередные медосмотры, в другие государственные организации здравоохранения, государственные медицинские научные организации для проведения дополнительной диагностики и (или) консультации.

Пунктом 13 Инструкции дифференцированно изложены условия, производственные факторы, виды работ, при которых по результатам медицинского осмотра работник признается годным (негодным) к выполнению работ.

Следует отметить, что при этом должны быть указаны соответствующие вредные и (или) опасные производственные факторы, виды выполняемых работ, при которых возможна или противопоказана работа. Это позволит работнику продолжить выполняемую работу при создании соответствующих условий (установлении определенных ограничений).

Также отдельно решен вопрос о периодичности проведения медицинских осмотров относительно работ, для выполнения которых необходим профессиональный отбор. Периодичность медицинских осмотров указана в графе 3 приложения 3 к Инструкции.

Для работающих с вредными и (или) опасными условиями труда прохождение периодических медицинских осмотров определяется по результатам оценки условий труда (один раз в год, один раз в два года, один раз в три года) в соответствии с предписаниями п. 28 Инструкции.

Периодичность прохождения медосмотров работающих с вредными и (или) опасными условиями труда

Заведующему на заметку
Внеочередные медицинские осмотры так же, как и ранее, проводятся в случае ухудшения состояния здоровья работающего по инициативе нанимателя и (или) работодателя, государственных организаций здравоохранения и иных организаций здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи, и работающего.

При этом во вновь утвержденной Инструкции не указываются основания, при которых такая инициатива может исходить от нанимателя (работодателя), государственных организаций здравоохранения и иных организаций здраво­охранения, осуществляющих оказание медицинской помощи.

По результатам проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров работающих оформляется медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работающего к работе, или акт.

При необходимости по результатам проведения обязательных периодических и (или) внеочередных медосмотров медицинские комиссии направляют работающих на заседание врачебно-­консультационной комиссии организации, проводившей обязательные периодические и (или) внеочередные медосмотры, для получения заключения о предоставлении работающему другой работы.

В случае подозрения на хроническое профессиональное заболевание медицинская комиссия направляет работающего к врачу-­профпатологу.

В случае если при проведении обязательного периодического и (или) внеочередного медосмотра работающих выявлены заболевания (состояния), которые являются медицинскими противопоказаниями к работам, медицинская комиссия в течение пяти рабочих дней со дня выявления данного заболевания (состояния) должна проинформировать нанимателя (работодателя) об установлении негодности работающего к работе.

Система взаимодействия нанимателей (работодателей) и учреждений здравоохранения в этом направлении не претерпела изменений. 

2632 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок