Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) направил учреждению запрос на предоставление копий характеристики, приказа о приеме на работу, трудовой книжки и т. д. Целью данного запроса является контроль за соблюдением законодательства (в частности, Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»). Можно ли предоставить информацию Департаменту по данному запросу и не будет ли это противоречить законодательству о защите персональных данных?
Не будет, т.к. Департамент действует в соответствии с возложенными на него законодательством полномочиями.
Департамент является контролирующим органом согласно п. 18 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
В соответствии с подп. 8.3 п. 8 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959) Департамент для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право запрашивать у организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством.
В рассматриваемой ситуации, полагаем, Департамент направил запрос с целью осуществления контроля (надзора) в соответствии с законодательными актами, что является правовым основанием обработки персональных данных, предусмотренным абз. 4 ст. 6 и абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных».
Следовательно, организация обязана предоставить копии характеристики и иных запрашиваемых документов. При этом согласие на предоставление персональных данных, содержащихся в передаваемых документах, не требуется.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на перечень сведений, которые предоставляются контролирующему органу, т. к. не все документы Департамент вправе требовать, а должностные лица нанимателя — предоставлять.
Проиллюстрируем это примером из судебной практики о привлечении должностного лица организации к административной ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных.
Гражданка С. в нарушение ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», являясь лицом, которому персональные данные физического лица известны в связи с ее служебной деятельностью, умышленно незаконно предоставила персональные данные (копию паспорта) руководителя организации Б. главному инспектору Департамента (поскольку она обращалась в Департамент по фактам нарушения нанимателем законодательства о труде). Инспектору копия паспорта была необходима для ведения административного процесса в отношении гражданина Б. О том, что такие действия являются неправомерными, гражданке С. не было известно.
Суд признал гражданку С. виновной в умышленном незаконном предоставлении персональных данных физического лица, совершенном лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и на основании ч. 2 ст. 23.7 КоАП постановил наложить на нее административное взыскание в виде штрафа в размере 4 БВ*.
* С постановлением по делу об административном правонарушении суда Мозырского района от 12.08.2022 по делу № 64АП221167/Н можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/327kyM.
по теме