Психологическое консультирование воспитанников: на что обратить внимание
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Психологическое консультирование воспитанников: на что обратить внимание

В статье рассмотрим ситуацию, когда между воспитанниками произошел конфликт (ребенок в детском саду обижает другого ребенка). В связи с этим возникают вопросы: правильно ли поступает заведующий, приглашая на психологическое консультирование всех участников конфликта (обоих детей и родителей этих детей); надо ли согласие родителей на психологическое консультирование; можно ли отчислить воспитанника из детского сада за отказ родителей от участия в психологическом тестировании?

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

875 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовые и организационные основы оказания психологической помощи определены Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» (далее — Закон). В соответствии со ст. 5 Закона одним из видов психологической помощи является психологическое консультирование.

Справочно: психологическое консультирование — это комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении возникших психологических проблем, в т. ч. в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций.

Согласно ст. 18 Закона психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 14 лет — также с согласия одного из законных представителей.

Вместе с тем согласие законных представителей несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет не требуется, помимо прочего, в следующих случаях:

при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования.

В соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих», заведующий учреждением дошкольного образования несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования, реализацию образовательных программ, программ воспитания, качество образования, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса, а также принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда.

В свою очередь, педагог-психолог организует и проводит индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, направленную на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психологическим проблемам, в т. ч. ведет психологическое консультирование, направленное на содействие участникам образовательного процесса в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений.

Согласно п. 3 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи» (далее — Инструкция) при оказании психологической помощи применяются методы и методики психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической профилактики, психологического просвещения, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

В соответствии с п. 5 Инструкции методы и методики психологической помощи применяются индивидуально или в составе группы граждан, в очной или заочной формах.

Справочно: психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики, исходя из целей оказания психологической помощи, ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности гражданина (группы граждан), которому оказывается психологическая помощь, и его (их) поведения (п. 4 Инструкции), а также информирует гражданина или его законного представителя о целях, формах и методах оказания психологической помощи и о наличии у них права отказаться от предлагаемых психологом методов оказания психологической помощи (п. 6 Инструкции).

Таким образом, для разрешения конфликтной ситуации заведующий учреждением дошкольного образования и педагог-психолог имеют право предложить оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

Заведующему на заметку
 Обращаем внимание на то, что психологическая помощь может быть оказана с согласия законного представителя ребенка и в зависимости от выбранного метода или методики как индивидуально, так и в составе группы, а также на то, что законодательством не определен единый порядок разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса учреждения дошкольного образования.

Что касается процедуры отчисления воспитанника из учреждения дошкольного образования, то она определена главой 5 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (далее — Положение).

Справочно: в соответствии с п. 51 Положения отчисление (прекращение образовательных отношений) воспитанника из учреждения дошкольного образования осуществляется при наступлении соответствующих оснований, предусмотренных ст. 79 Кодекса об образовании.

Подпунктом 5.6 п. 5 ст. 79 Кодекса об образовании определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) без уважительных причин на занятиях в течение года.

Таким образом, возникновение межличностного конфликта между участниками образовательного процесса, в частности воспитанниками, не является основанием для отчисления из учреждения дошкольного образования.  

875 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок