Психология общения и способы разрешения конфликтов
Самым важным примером для работников учреждения дошкольного образования является его заведующий. Поэтому ему необходимо иметь большой багаж знаний по психологии.
Самым важным примером для работников учреждения дошкольного образования является его заведующий. Поэтому ему необходимо иметь большой багаж знаний по психологии.
Чтобы эффективно управлять учреждением дошкольного образования, руководителю важно понимать специфику взаимодействия в коллективах, особое внимание уделяя общению.
Общение — это процесс взаимодействия конкретных людей, основанный на обмене информацией. Это способ сотрудничества руководителя и подчиненных, основанный на взаимном уважении. Таким образом, педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия в системе образования между педагогическими кадрами, воспитанниками и их родителями, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В любом педагогическом коллективе, даже в самом дружном и сплоченном, могут возникнуть конфликтные ситуации. Как должен действовать руководитель, чтобы конфликт не набирал обороты и не испортил репутацию как ему самому, так и учреждению образования? Будем разбираться!
Причин, вызывающих конфликтные ситуации в учреждениях дошкольного образования, не так много. Наиболее частые из них:
Справочно: плохая психологическая коммуникация — это когда люди не понимают, не учитывают намерения, потребности друг друга.
Чтобы правильно проанализировать конфликтную ситуацию, заведующему необходимо обратить внимание на следующие её особенности:
Справочно: конфликтоген — слова или действия (бездействие), порождающие конфликт или способные к нему привести.
Человек-конфликтоген обладает определенными особенностями характера. Выделим основные личностные качества людей-конфликтогенов:
В процессе работы в учреждении дошкольного образования руководитель может столкнуться со следующими типами конфликтогенов:
1. Родитель-наполеон. Это категория родителей, которые считают, что их ребенок особенный и заслуживает большего внимания, чем другие воспитанники. Разговор с педагогическим составом строят по принципу «мне все должны». Такие люди стремятся быть в центре внимания, тяжело переносят критику — особенно замечания, связанные с поведением, успеваемостью их ребенка. В конфликтах и своих неудачах виновными считают других (как правило, это воспитатели, которые якобы плохо занимаются с ребенком, плохо объясняют, и от этого страдают их дети).
Для сглаживания конфликтных ситуаций нужно дать «наполеонам» выплеснуть накопившиеся эмоции. С такой категорией эффективнее всего выстраивать коммуникацию в присутствии свидетеля. Используйте логичные вопросы («Почему вы на меня кричите?») либо утверждение «Я выполняю свою работу». Такие высказывания заставляют родителей-наполеонов включать сознание и отключать эмоции.
2. Воспитатель-всезнайка. Это педагог со стажем или педагогическими регалиями (категория, ученая степень, звание). В сущности, «всезнайки» являются профессионалами, но ведут себя вызывающе, навязывая свою точку зрения не только коллегам, но и родителям. Они склонны к манипуляциям и психологическим играм, рационально ведут себя в конфликтной ситуации, просчитывают все варианты.
Следует помнить, что такие люди редко признают свои ошибки. В общении с ними следует подчеркивать их сильные стороны: «Выскажите свое мнение как опытный человек и заслуженный педагог…, для нас это важно!» или «Оцените сложившуюся ситуацию как профессионал…, как бы вы поступили на месте…?», «Аргументируйте свой запрос».
3. Заведующий-отличник. К сожалению, «конфликтогеном» может быть и сам руководитель, который стремится всех и всё контролировать. Работа строится под строгим контролем по принципу «шаг влево, шаг вправо — расстрел».
Синдром отличника характеризуется постоянным стремлением к превосходству и завышенными требованиями к себе и другим. Это чревато эмоциональным истощением (заведующий может долгое время находиться в состоянии стресса). Малейшее несоответствие образу приводит к сильному волнению и нервным срывам. Даже общение с эмоциональным родителем оказывает воздействие на «отличника», который хочет всем нравиться. Руководители с таким синдромом постоянно будут набивать себе шишки, предъявлять множество претензий к коллегам, изматывать работой и себя, и других работников, что часто приводит к конфликтам.
Совет руководителям-отличникам: чтобы управленческая деятельность стала эффективной, избавьтесь от жажды хороших оценок. Вы уже доказали, что способны быть руководителем, ведь вас назначили заведующим!
Заведующему на заметку
Возникшие конфликты необходимо оперативно и умело разрешать, пресекать их в самом начале. Невыстроенная коммуникация является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор негативной ситуации, распространяться и пополняться участниками.
Заведующий учреждением дошкольного образования способен оказать наибольшее влияние на участников конфликта. Рассмотрим, какие приемы он может использовать для урегулирования конфликтных ситуаций.
1. Беседа с каждой конфликтующей стороной.
Если конфликт возник между двумя и более лицами, то заведующему следует по очереди пригласить конфликтующие стороны для беседы. В процессе разговора руководитель должен попытаться установить причины столкновения работников, уточнить факты и дать возможность высказаться каждой стороне. Руководитель в данной ситуации является переговорщиком. Его задача — помочь принять совместное решение, устраивающее обе стороны.
2. Высказывание претензий.
Руководитель учреждения дошкольного образования предлагает сторонам высказать взаимные претензии. Чаще всего это конфликтные ситуации с родителями воспитанников. Так, если руководитель видит агрессивно настроенного родителя, то приглашает третью сторону (на случай крайних мер и в качестве свидетеля). Если агрессор угрожает и злословит, заведующему стоит использовать нейтрализующие фразы вроде: «Вы не замечаете, что незаслуженно обижаете меня», «Я вас уважаю и не давал(а) повода так со мной разговаривать».
3. Уход от конфликта.
Самый популярный способ справиться с разногласиями — уйти от конфликта. Смысл в том, чтобы не раздувать проблему, а быстро ее ликвидировать, принять решение. Руководитель не должен убегать от проблемных вопросов или перекидывать их на заместителя. Необходимо самостоятельно выполнить запрос конфликтующей стороны, следуя принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Но этот способ будет действенен только в случае желания обеих сторон идти навстречу друг к другу — тогда выигрыш будет взаимным. Данный метод основан на подчеркивании идеи общности, необходимости устранения разногласий общими усилиями для дальнейшей совместной работы или сотрудничества.
4. Переговоры.
Переговоры как способ разрешения конфликтов идут в ход в случае желания достигнуть компромисса. Использование этого способа целесообразно в случае ограниченности ресурсов и при нежелании начинать дорогостоящие судебные разбирательства.
Учет психологических особенностей отдельных категорий работников, подбор индивидуальных методов работы с родителями воспитанников, несомненно, окажут положительную роль в процессе общения и повысят эффективность работы. Во время диалога нужно учитывать ряд практических рекомендаций.
1. Выработайте у себя привычку разговаривать медленно, управляя голосом. Голос — это отражение личностных особенностей человека. Следует говорить внятно, достаточно громко, выразительно. Человек, который кричит или привык тараторить, вызывает не доверие, а раздражение. Помните, что не каждый человек мыслит с такой же скоростью, с какой говорите вы. Если вы говорите слишком быстро, некоторые важные детали могут ускользнуть от внимания собеседника.
2. Свое общение стройте с учетом того, какой человек перед вами. К каждому «конфликтогену» необходим свой подход. Не стоит забывать и про этику: предложите «крикуну» присесть, при сильном волнении предложите стакан с водой. Обращайтесь к собеседнику по имени-отчеству и на «вы».
3. Репутация руководителя ниоткуда не возьмется. Авторитет нужно заслужить. Будьте неизменно корректны и предупредительны, даже когда вас жестко атакуют. Будьте готовы ответить на любой вопрос, а если не можете — попросите дать вам время для ответа.
4. Старайтесь меньше употреблять «я». Говорите не «я сказал(а)», а «так будет лучше для решения этого вопроса…».
5. Интересуйтесь мнением собеседника, задавайте содержательные вопросы: «Как вы думаете?»; «Как вы полагаете?». Разговор в таком стиле значительно уменьшает желание вступать в конфликт.
6. Сначала решите вопросы, не вызывающие разногласий. За это время собеседник начнет вам доверять, после чего переходите к проблеме. Если общение проходит с тревожным «типом», который сбивчиво выстраивает вопросы, то можно использовать словесную ловушку «пересказ»: после каждого высказывания «конфликтогена» руководитель говорит: «Правильно ли я вас понял(а), что…» — и пересказывает фразу. Эта словесная ловушка поможет наладить контакт и даст руководителю возможность решить вопрос удобным ему способом.
7. Помните: ваша непосредственная обязанность — управлять. Ваша основная работа — следить за исполнением поручений, оказывать помощь, исправлять ошибки, стать настоящим педагогом, который сможет и научить, и воспитать.
Среди всех рекомендаций руководителю, наверное, главная — работать над собой. Ведь работа с людьми — это целое искусство.