Психология публичных выступлений: как стать уверенным оратором?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Психология публичных выступлений: как стать уверенным оратором?

Каждый из нас имеет опыт публичного выступления. Все мы учились в школе и других учебных заведениях, где нам приходилось «отвечать». Наверняка у большинства возникала тревога, страх перед классом, аудиторией. В процессе обучения публичное выступление было вроде доказательства «ума», способа оценки знаний.

Проходит время, мы получаем образование, опыт работы, но страх публичного выступления остается. Почему? Давайте разбираться.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1058 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить, как следует,
и они проникаются уважением к другим,
кто манипулирует словами с необычайной легкостью.
Тамотсу Шибутани

Публичное выступление— это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого — убедить слушателей в правильности тех или иных положений, суждений.

Для большинства из нас разговор с коллегами, знакомыми — это нормальное общение, где мы можем проявлять различные эмоции и не испытывать волнения. Однако аналогичный разговор на ту же самую тему перед незнакомой аудиторией — это уже ­что-то неестественное и вызывающее внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется наша роль.

К примеру, в повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы знаем, что, если собеседник окажется человеком неинтересным или навязчивым, мы в любой момент можем завершить общение, сославшись на занятость и спешку. Иное дело, когда мы предстаем перед аудиторией (нам не известна публика, ее отношение), и в этом случае уйти от общения не получится, т. к. на нас возложена ответственность за встречу с людьми.

Один педагог ­как-то сказал о своем руководителе: «Она недалекий человек, от ее слов хочется плакать». Довольно неприятное высказывание, но оно справедливо и актуально, когда сами ораторы — руководители, особенно в сфере образования, позволяют себе перед публикой произносить следующее (цитаты взяты из выступлений управленцев):

  • «Ну и до каких же пор будут видны ошибки в нашей работе?» (замечание трудовому коллективу);
  • «Закон и право — это когда персонал выполняет то, что говорю я» (руководитель объяснят, что такое порядок в учреждении);
  • «Согласна, что зарплата у вас маленькая, больше вы всё равно не получите и работаете вы плохо, поэтому на работу вас никто не возьмет, кроме меня…» (наниматель требует не увольняться);
  • «Педагоги нужны не для развития, а для выполнения учебных программ» (мнение руководителя о работе педагогических кадров).

В современном мире гаджетов очень сложно скрыть публичную информацию — всё записывается и снимается. Это доказывает случай на одном из собраний в учреждении. Так, руководитель некорректно потребовал у родителей воспитанников оказать спонсорскую помощь, чем спровоцировал конфликтную ситуацию. Видеозапись собрания была размещена в сети Интернет. Как итог — увольнение руководителя.

Оратор должен иметь широкий круг знаний, гибкость и умение корректно, бесконфликтно вступать в диалог, а главное — всегда готовиться к выступлению.


Из опыта работы руководителя центра
Уже более 9 лет я работаю в сфере дошкольного образования и за эти годы повидала немало. Особенно недовольных родителей. Среди 10 адекватных есть как минимум один родитель, который всегда и всем недоволен. Мне угрожали проверкой, звонили по ночам, обещали сделать «плохо». Видео и фотографии работы центра и педагогов выкладывали в Интернет. Хочу предупредить: как только вы становитесь управленцем, вы автоматически приравниваетесь к публичной персоне. Буквально за каждым вашим шагом, особенно за словами, начнут «следить».


Из опыта работы заведующего
Раньше перед выступлением, особенно на больших мероприятиях, где присутствуют вышестоящие инстанции, появлялся страх. Я боялась того, что плохо изложу информацию, не дойду до сути, что другая сторона не поймет, плохо воспримет, прервет, а коллеги зададут «ненужный» вопрос. Страх пропал, когда я стала лучше готовиться к этим самым выступлениям, составлять хороший план, выделять слабые места. Основное, что я поняла: хорошее выступление — это подготовленное выступление. Совет для всех руководителей: практика, практика, практика!».


Правила публичного выступления

Правила публичного выступления универсальны, их можно использовать перед любой аудиторией, но следует помнить, что аудитория в системе образования отличается своей критичностью. И для оратора очень важно заранее узнать, какая публика будет его оценивать. А чтобы завоевать ее внимание и доверие, следует придерживаться определенных правил.

1.  Подготовка — это один из важнейших этапов. Нужно продумать и время, и место, определиться с целью выступления. Важно идеально владеть информацией, ориентироваться в своем материале. Помнить, что аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уже потом то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно «аккуратно», больше подойдет деловой стиль. Одежда должна быть свежей и выглаженной, мятая одежда свидетельствует о неуважении человека к себе и окружающим. Одеться следует скромно, но со вкусом, элегантно, но без множества аксессуаров, чтобы публика не занималась только их рассматриванием.

Это важно
Каким бы стильным и мастеровитым в слове ни был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания. Так устроен человеческий мозг, он не может долго сосредотачиваться на ­чем-то одном. Поэтому в своем монологе необходимо использовать короткие отступления, примеры, которые следует продумать заранее.

Запомните, что у взрослого человека критическое восприятие «включается» через 40 секунд после начала выступления, и вам за это время необходимо сформировать положительную «картинку» восприятия себя. Учитывайте, что возрастная аудитория предпочитает «понятную» логику доказательств, она остро реагирует на расхождение слова и дела, а публика помоложе отличается повышенной требовательностью в оценке личности выступающего.

2.  Первое впечатление. Приветствие. Представление может осуществляться самостоятельно или при помощи посредника: «Здравствуйте! Позвольте представиться!», «Здравствуйте! Разрешите представить вам …».

Далее выступающий называет фамилию, имя и отчество, при необходимости — место работы, должность. Но может быть и другая ситуация, когда публика эмоционально накалена, и оратор не может начать свое выступление из-за шума, а аудитория и не думает успокаиваться. Что делать?

Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно выступить перед аудиторией. Публика вас в лицо не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нем сидит порядка 100 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимания. Вы выходите в центр сцены, но это ни на кого не производит впечатления. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть? Можно, конечно, переминаться с ноги на ногу и терпеливо ждать, когда присутствующие ­наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Еще вариант — взять и со всей силы треснуть кулаком по трибуне. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт с публикой не получится. Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого достаточно похлопать в ладоши, а затем громко, четко и уверенно поприветствовать публику: «Здравствуйте, уважаемые…! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться!».

Такой способ привлечения внимания вызовет интерес публики. В зале наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Как говорится, «тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину».

3.  Управление — убеждение. И вот вы на трибуне или в центре сцены, поприветствовали публику и представились сами. Важно не спешить сразу начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете разложить бумаги, ­что-то передвинуть. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. Пауза также поможет за несколько секунд изучить пространство вокруг вас. Постоянно удерживайте зрительный контакт с публикой. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд с передних на задние ряды. Если вы пользуетесь заранее написанным текстом, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз просмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя всё внимание обратно на аудиторию, и никогда не читайте по бумажке, если вы действительно хотите, чтобы аудитория вас услышала. По возможности используйте мультимедийные и другие технические средства. Это облегчит восприятие информации и сделает выступление ярче.

Оратор излагает основной материал, последовательно разъясняет тему выступления, доказывает актуальность, приводит примеры для убеждения, управляет слушателями. Материал необходимо расположить таким образом, чтобы он работал и соответствовал намерениям оратора. Информацию нужно доносить простым доступным языком, образно и эмоционально, избавляясь от слов-пара­зитов: «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое». Не стоит использовать заезженные фразы: «Тема моего выступления…», «С чувством глубокого удовлетворения…» и т. д. Чем естественнее звучит ваш голос, чем проще ваш язык и манера поведения, тем больше доверия к вам. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к публике. Они позволяют оратору вовлечь аудиторию в активную умственную деятельность. Однако не позволяйте вопросам слушателей перебивать вашу основную часть выступления, для обратной связи у вас будет выделена заключительная часть.

Жесты и мимика также помогут обратить на себя внимание. Рекомендуется, чтобы руки оратора были выше талии, т. к. жесты ниже свидетельствуют о неуверенности и растерянности. Старайтесь не скрещивать и не сжимать руки, поза должна быть открытой.

Запомните: «Истинным является то суждение, которое имеет под собой хорошую доказательную базу».

4.  Заключение. Лучше всего заранее дать понять публике, что выступление подходит к концу. Например, можно сказать несколько слов благодарности: «Благодарю вас за предоставленную возможность…», а не «Это всё» или «Вот и всё, что я хотел сказать», «Мое время истекло, поэтому я должен закончить». Речь следует завершить словами, которые публика унесет с собой, или ярким примером, который подкрепит сказанное. И только после этого перейти к следующей части: «В течение следующих 10 минут я готов ответить на ваши вопросы. Прошу…».

5.  Обратная связь. Вопрос — ответ. Это часть необходима для безопасности. Помните, что система образования переполнена людьми «подкованными», эрудированными, с жаждой знаний. И есть вероятность, что публика будет состоять из категории специалистов, которые привыкли «оценивать» не только своих воспитанников, но и работу коллег. К примеру, если вы дадите слово такому коллеге с вопросом в середине своего выступления, то будьте готовы защищаться. Практика показывает, что не все ораторы успешно выходят из атаки на публичном выступлении. Например, были случаи, когда выступающих «выбивали» острым вопросом в середине монолога, и они терялись, что, конечно, смазывало впечатление об их личности.

Как вести себя в ситуации провокации?

Выступающему полезно научиться распознавать провокационные, острые вопросы. Их смысл в том, чтобы поставить оратора в затруднительное положение. Вот поэтому оратору необходимо заранее готовиться и знать, как выходить из подобных ситуаций.

  1. Не торопитесь, отвечая на вопрос, сделайте паузу.
  2. В случае затруднения с ответом попросите повторить вопрос либо уточнить его смысловые аспекты. Можно сообщить оппоненту, что его вопрос вы поняли ­так-то. Переформулируйте сами: «Правильно ли я понял, что вы хотите узнать…?».
  3. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует коллег. Например, у вас спрашивают: «Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию в дошкольном образовании?». Ваше уточнение: «Что вы имеете в виду, когда говорите о ситуации?».
  4. В случае непредвиденного вопроса можно попросить время на поиск ответа. Если вы ограничены во времени, то оставьте свои рабочие координаты для связи.
  5. Если вы обнаружили, что вас неправильно поняли, то попробуйте исправить ситуацию и переформулируйте свою мысль.
  6. Постарайтесь не отвечать на вопрос сразу и немедленно. Попытайтесь вначале определить подоплеку вопроса, выявить лежащее в его основе намерение.

Как стать уверенным оратором?

Повысить уверенность в своих силах поможет ряд упражнений.

  1. Репетируйте свое выступление до тех пор, пока не перестанете задумываться над текстом.
  2. Выступайте перед зеркалом, чтобы отследить свою мимику.
  3. Проведите хронометраж своего выступления. Уложитесь в заданные временные рамки.
  4. Обратите внимание на свой голос: если вы будете говорить в микрофон, он меняется. Поупражняйтесь в выразительности выступления.
  5. Сыграйте в успех. Мысленно загляните вперед и представьте себя, уже завершившего выступление, причем завершившего на «отлично». Почувствуйте это удовлетворение. Говорите себе: «Я смогу! Я сделаю это! У меня всё получится!».
  6. Научитесь управлять телом и дыханием. Переживание может выражаться в таких произвольных движениях тела, как мускульные зажимы; лишние жесты, не зависящие от произносимых слов; бегающий взгляд; тихий, дрожащий голос и т. д. Также у оратора могут наблюдаться повышение содержания адреналина и других гормонов в крови, учащенное сердцебиение, изменение кровяного давления, покраснение лица, потоотделение, изменение диаметра зрачков и т. д.
    Соответственно, просто изменив дыхание или движение тела, вы почувствуете себя более уверенно. Классический вариант: глубокий вдох и резкий выдох. Вдохнули-­выдохнули, сделали паузу и начали говорить! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки. Руки поднимаем вверх и одним встряхивающим движением опускаем вниз. Затем несколько раз встряхиваем ладони и стопы, как будто сбрасываем брызги. Это упражнение снимает дрожь в конечностях. Дрожь — это попытка организма сжечь избыток адреналина в мышцах, разгружая сердце.
  7. Сказать правду: «Я волнуюсь!». Этот прием не только поможет избавиться от страха, но и расположит к вам аудиторию. После краткого приветствия можно сказать примерно так: «Хочу вам признаться, я очень волнуюсь, но знаю, что справлюсь и надеюсь на ваше понимание».

Теперь, когда вы знаете психологию публичного выступления, остается только хорошо к нему подготовиться.

1058 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минтруда – об увеличении заработной платы бюджетникам, выполняющим дополнительные трудовые обязанности

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь с 1 января 2025 г. в условиях оплаты труда работников бюджетных организаций предусмотрены следующие новшества.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 60
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок