Разрабатываем годовой план работы детского сада: структура и мероприятия

Разрабатываем годовой план работы детского сада: структура и мероприятия

Качество образовательного процесса зависит от того, насколько грамотно составлен и эффективно реализуется годовой план работы УДО. В него важно включить основные структурные компоненты, такие как организационно-педагогические мероприятия, работа с педагогическими работниками, взаимодействие с семьями воспитанников и т.д.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

3643 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Общие требования к планированию деятельности УДО закреплены в инст­рук­тивно-­методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» (утв. 07.08.2023 заместителем министра образования А. В. Кадлубаем).

Годовой план работы учреждения образования после рассмотрения на заседании педагогического совета утверждается руководителем учреждения.

В годовой план могут быть включены следующие структурные компоненты:

  1. анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год;
  2. организационно-­педагогические мероприятия;
  3. работа с педагогическими работниками;
  4. воспитательная работа;
  5. психолого-­педагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса;
  6. взаимодействие с семьями воспитанников;
  7. взаимодействие с учреждениями общего среднего образования;
  8. организация деятельности учреждения образования в летний период;
  9. контроль;
  10. административно-­хозяйственная деятельность.

Рассмотрим каждый структурный компонент годового плана работы УДО.

1. Анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год

Эффективность планирования во многом зависит от того, насколько качественно проанализировано выполнение плана за предыдущий год. На основе такого анализа определяются задачи на предстоящий год. Как правило, это 2‒3 задачи, но в учреждениях, имеющих 1‒3 возрастные группы, может быть запланирована одна задача.


Пример задач

1. Продолжить работу педагогического коллектива по воспитанию у детей социально-­нравственных качеств личности в процессе приобщения их к трудовой деятельности и озна­комления с трудом взрослых посредством дидактических игр.
2. Повышать уровень компетентности педагогических работников по формированию у воспитанников элементарных математических представлений, используя эффективные формы, методы и приемы.


Для каждой задачи указывается предполагаемый результат для всех участников образовательного процесса. Например, для первой из приведенных в примере задач предполагаемый результат может быть следующим:

ПедагогиРодители
Дети

Повысят профессиональный уровень по вопросам трудового воспитания детей посредством дидактических игр.

Создадут условия для обеспечения активного включения родителей в жизнь учреждения дошкольного образования.

Овладеют практическими навыками планирования видов трудовой деятельности воспитанников в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования.

Разработают методический материал: картотеку трудовой деятельности в соответствии с учебной программой и возрастом детей.

Пополнят образовательную среду 2–3 играми по трудовому воспитанию

Получат опыт участия в реализации задач по трудовому воспитанию.

Получат рекомендации по организации трудовой деятельности в условиях домашней среды.

Получат опыт активного участия в совместной трудовой деятельности в условиях учреждения образования


Повысят уровень сформированности представлений о труде взрослых разных профессий посредством дидактических игр.

Получат возможность принимать посильное участие в элементарных трудовых процессах.

Повысят уровень сформированности чувства гордости за трудовые успехи и другие социально-­нравственные качества личности (старательность, трудолюбие и др.)


2. Организационно-­педагогические мероприятия

Организационно-­педагогические мероприятия включают в себя:

  • организацию деятельности педагогических советов.

Пример мероприятия

Заседание педагогического совета № 1
1. Об итогах работы в летний оздоровительный период.
2. Обсуждение инструктивно-­методического письма Министерства образования к началу учебного года.
3. Обсуждение годового плана работы учреждения образования «Ясли-сад» на 2024/2025 учебный год.
4. Обсуждение учебного плана работы учреждения образования «Ясли-сад» на 2024/2025 учебный год.
Комментарий: первое заседание педагогического совета, как правило, проводится в августе перед началом учебного года. На нем анализируется работа в летний период, а также обсуждается годовой план на предстоящий учебный год;



  • организацию образовательных услуг;
  • формирование и оснащение развивающей среды образовательного процесса.

Пример мероприятий

1. Составление электронного каталога наглядных пособий по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
2. Составление картотеки имеющейся научно-­методической литературы, рекомендованной Министерством образования.
3.              ;



  • взаимодействие с заинтересованными органами и организациями.

Пример мероприятий

1. Организация встречи воспитанников с приглашением специалистов УЗ «ЦРБ» «О пользе чистки зубов».
2. Организация мероприятий по правилам дорожного движения с приглашением сотрудника ГАИ.
3.              ;



  • повышение квалификации.


Пример мероприятия

Повышение квалификации педагогов в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования».


3. Работа с педагогическими работниками

Данный раздел годового плана включает в себя следующие структурные элементы:

  • формы повышения профессионального уровня педагогических работников в межкурсовой период.
    К формам повышения квалификации и профессионального уровня педагогических работников можно отнести консультации, семинары, коллективные просмотры проводимых в УДО специализированных занятий и т. д.

Пример мероприятия

Коллективный просмотр организации занятий по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе «Воспитание у детей социально-­нравственных качеств личности в процессе ознакомления с трудом взрослых»;



  • диагностическая работа.
    К такой работе можно отнести:
    • изучение и анализ актуальных проблем и затруднений в деятельности педагогов;
    • анкетирование педагогических работников в рамках тематического контроля;
    • анкетирование родителей по вопросам удовлетворенности работой учреждения образования в определенном учебном году;
    • анкетирование родителей по вопросам удовлетворенности качеством оказания платных образовательных услуг;
    • анкетирование педагогических работников для определения направлений деятельности учреждения образования на определенный учебный год и т. д.;
  • подготовка к аттестации педагогических работников.

Пример мероприятия

Аттестация педагога-­психолога Ш. без категории на вторую квалификационную категорию.


4. Воспитательная работа

В данный раздел рекомендуется включать системообразующие мероприятия воспитательной, социально-­педагогичес­кой, идеологической и психологической работы УДО.


Пример мероприятий

1. Экскурсия в библиотеку «Книга — источник знаний» (воспитанники старшей группы).
Выставка совместных работ родителей и детей. 
2. «Новогодние превращения» (все возрастные группы).
3. Проведение цикла занятий с воспитанниками старшей группы по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн».
4. «День Победы» — беседа тематическая (воспитанники старшей и средней групп).
5.              .


5. Психолого-­педагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса

Данный раздел включает в себя формы работы педагога-­психолога, медицинских работников, педагога социального.


Пример мероприятий

1. Исследование семей воспитанников с целью составления социального паспорта групп учреждения образования.
2. Изучение процесса адаптации детей первой младшей группы к учреждению дошкольного образования.
3. Изучение социально-­психологического климата в педагогическом коллективе.
4. Диагностика эмоционально-­поведенческих нарушений.
5.              .


6. Взаимодействие с семьями воспитанников

Данный раздел включает в себя формы работы по повышению психолого-­педаго­гической компетентности законных представителей несовершеннолетних, включению их в образовательный процесс.


Пример мероприятий

1. Родительское собрание «Адаптация ребенка к условиям детского сада. Кризис 3 лет. Презентация группы» (групповое родительское собрание в первой младшей группе).
2. Консультация «Значение двигательной активности для полноценного развития детей».
3. Акция «Бумаге — новую жизнь» по сбору вторсырья.
4. Выставки совместных работ родителей и детей «Осень дарит чудеса».
5.              .


7. Взаимодействие с УОСО

Данный раздел включает в себя формы работы с участниками образовательного процесса по обеспечению преемственности дошкольного образования и I ступени общего среднего образования, в т. ч. в части готовности воспитанников к обучению на I ступени общего среднего образования.


Пример мероприятий

1. Экскурсия воспитанников старшей группы в ГУО «Средняя школа» с посещением специально подготовленных уроков в I классах.
2. Сотрудничество учреждения дошкольного образования и ГУО «Средняя школа» по сопровождению несовершеннолетних, находящихся в СОП.
3.              .


8. Организация деятельности учреждения образования в летний период

Данный раздел включает в себя:

  • мероприятия по подготовке к деятельности в летний период;
  • формы работы с участниками образовательного процесса.

Пример мероприятий

1. Выставка методических пособий и литературы для организации работы в летний период.
2. Составление плана развлекательных мероприятий на июнь, август.
3. Работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждении дошкольного образования в летний период.
4. Работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности.
5. Контроль за соответствием одежды, головных уборов, обуви воспитанников сезону и температурному режиму.
6.              .


9. Контроль

В данном разделе прописываются виды и содержание контроля по месяцам.


Пример

МесяцСодержание контроля
МартОрганизация режимных процессов в группах
Коррекционная работа с детьми по развитию речи (организация подгрупповых и индивидуальных занятий)
Соблюдение техники безопасности при организации прогулки
Организация питания (выполнение натуральных и денежных норм, С-витаминизация)
АпрельОрганизация питания (выполнение натуральных и денежных норм)
Организация работы по физическому воспитанию детей во время проведения утренней гимнастики
Мониторинг здоровья воспитанников (январь–март)
Соблюдение ПВТР
Организация питания (выполнение натуральных и денежных норм)
МайГотовность учреждения образования к летнему периоду
Организация питания (анализ выполнения натуральных и денежных норм питания)
Рациональное использование ТЭР

10. Административно-­хозяйственная деятельность

В данном разделе указывается план работы по укреплению материально-­техни­ческой базы учреждения образования (приобретение средств обучения, технологического оборудования, проведение ремонтных работ и т. д.).


Пример

Приобретение инвентаря для организации игровой, познавательно-­практической, трудовой деятельности во время пребывания на прогулочных площадках; выносного спортивного оборудования.


Также вы можете ознакомиться с образцом годового плана работы УДО.

3643 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок