Современные родители благодаря Интернету образованы, эрудированы, широко информированы в области педагогики. Однако наличие знаний не является гарантией успешного применения их на практике. Родители продолжают испытывать затруднения в выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, поэтому существует потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания их собственных детей. И именно педагоги способны прийти на помощь родителям.
Семья и учреждение дошкольного образования — два важных института социализации детей, воспитательные функции у них различны, но для всестороннего гармоничного развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В основе взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а детский сад призван помочь им, поддержать, направить и дополнить воспитательскую деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых форм взаимоотношений между семьей и учреждением дошкольного образования, которые определяются понятием «сотрудничество». Роль педагога при этом трансформируется из традиционной (руководитель, просветитель, эксперт) в сотрудническую (учет пожеланий родителей и детей, совместное принятие решений, готовность обучаться у родителей).
Совместные заседания
Проведение совместных заседаний родительского клуба помогает сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гармонизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создает такие условия, при которых у всех участников образовательного процесса возникает личная готовность поделиться своими знаниями и опытом, рассказать о своих радостях и тревогах, успехах и неудачах.
Наш детско-родительский клуб «Говорун» (функционирует с 2012 г.) является примером такого конструктивного сотрудничества.
Идея клуба заключается в тесном сотрудничестве детей, родителей и педагогов, поэтому на заседание клуба ребенок всегда приходит в команде с мамой или папой, принцип команды «взрослый — ребенок» всегда соблюдается.
Информационная поддержка. Поскольку основные участники клуба — воспитанники, обучающиеся в пункте коррекционно-педагогической помощи, а они посещают разные группы учреждения дошкольного образования, необходим особый путь организационного взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников. Для этого на сайте учреждения дошкольного образования создана отдельная страничка, посвященная работе клуба. В новостной ленте постоянно обновляется информация о предстоящей встрече, ее теме и о том, что необходимо приготовить к заседанию клуба. Кроме того, существует сеть групповых объявлений в родительских чатах. Иногда ребята сами разрисовывают и пишут приглашение на заседание клуба и отдают его своим родителям.
Педагоги — участники заседаний. В заседаниях клуба кроме учителя-дефектолога участвуют другие специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания.
Виды заседаний. За время работы клуба были определены самые эффективные виды заседаний:
- интерактивные консультации (на них можно попробовать поиграть и выполнить различные упражнения);
- тематические заседания (исследовательские, творческие, посвященные творчеству писателей, поэтов, художников);
- выездные заседания в виде экскурсий (это могут быть экскурсии в другие учреждения образования, музеи, библиотеки и т. д.);
- итоговое заседание «Праздник правильной речи» (в ходе мероприятия соревнуются две команды ребят, а родители, болея за них, зарабатывают командам дополнительные баллы).
Проведение заседаний клуба «Говорун»
Первое заседание клуба «Говорун» традиционно проводится в виде интерактивной консультации «Фыфки, сыски, хыхки», на которой дети и их родители апробируют игры на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения артикуляционной гимнастики. Педагоги представляют игры, сделанные из подручных материалов, чтобы аналогичные игры родители воспитанников смогли легко изготовить в домашних условиях. На данном заседании важно обратить внимание взрослых на то, как правильно объяснить суть игры, как лучше ее использовать, как привлечь внимание ребенка, как модифицировать одну и ту же игру, чтобы она не надоедала.
Если есть необходимость (по наблюдениям учителя-дефектолога или запросам родителей), могут проводиться интерактивные консультации по отдельным вопросам, например по развитию фонематического слуха, связной речи, внимания и памяти, составлению рассказов по сюжетным картинкам.
Интерактивность данных консультаций определяется тем, что взрослые совместно с детьми выполняют все предложенные упражнения и могут выбрать наиболее приемлемые для себя и своего ребенка.
На тематических заседаниях широко используется метод проектов. Темы заседаний выбираются исходя из запросов детей, родителей, наблюдений учителя-дефектолога, годовых задач учреждения дошкольного образования. Обычно темы обсуждаются на групповых родительских собраниях.
Педагог объясняет специфику выбранной темы, приблизительный круг вопросов, которые необходимо отразить в самостоятельном исследовании. Команды «взрослый — ребенок» сами выбирают тот вопрос, который им наиболее интересен, и проводят по нему мини-исследование. К защите команды готовят презентации с помощью программы Microsoft Power Point в виде роликов, которые служат опорой для ребят при выступлении. Чаще всего презентации состоят из фото самих ребят во время исследования, однако никаких рамок в таких творческих заданиях ставить не следует.
Во время подготовки к тематическому заседанию:
педагог — формулирует тему, проблему, помогает в ее решении, собирает презентацию (на основе фото- и видеоматериалов, подготовленных родителями воспитанников), репетирует выступление ребенка;
родитель — подмечает интересные вопросы, возникающие при общении с ребенком, оказывает ему помощь в реализации исследования, организует сбор информации, собирает видео- и фотоматериалы, репетирует выступление, при необходимости оказывает помощь в презентации исследования или творческого задания;
ребенок — входит, вживается в игровую ситуацию, занимается продуктивной деятельностью, осваивает специфические навыки, выступает перед аудиторией, представляя свое исследование, творческое задание, отвечает на вопросы.
Если заседание клуба очное, то оптимальное количество выступлений на одном заседании — шесть-семь для ребят старшего дошкольного возраста и пять-шесть для воспитанников средней группы.
Опыт проведенных тематических заседаний клуба показывает, что ребенку более комфортно повествовать, если рядом с ним родитель, а самые лучшие сообщения — те, которые озвучиваются совместно в команде «родитель — ребенок». Такая защита проектов, с одной стороны, дает воспитанникам практику публичных выступлений, а с другой — возможность родителям увидеть, над чем необходимо поработать с ребенком в дальнейшем. А радость от удачного (обязательно удачного!) выступления — это эмоция, которая несомненно объединяет взрослых и детей.
Так как возраст маленьких участников клуба невелик и им нужна периодическая смена деятельности, между выступлениями необходимо проводить небольшие игры, связанные с темой заседания. Это помогает снять усталость и повысить внимание к следующим выступлениям.
Заканчиваются тематические заседания обязательной рефлексией. Это может быть использование простого опроса («понравилось — не понравилось») или применение интерактивного метода оценки (например, «Мишень успеха»). С помощью рефлексии учитель-дефектолог определяет качество попадания информации в цель и может скорректировать последующие сценарии заседаний клуба.
Когда проектов много и заслушать их на очном заседании клуба не представляется возможным, мы используем другой вариант тематических заседаний. На таких заседаниях ребята выступают перед своими товарищами в группе самостоятельно, а их родители участвуют в выступлениях виртуально. Непосредственно после выступления в родительский чат пересылаются фото- и видеоматериалы выступления, и сразу видна реакция родителей — поддержка выступающего. При этом варианте необходимо обязательное проведение очного завершающего мероприятия, на котором команды-участницы встречаются лицом к лицу, получают дипломы, призы, вспоминают самое интересное.
Экскурсии в рамках работы клуба обычно проводятся в конце учебного года. Это могут быть экскурсии, посвященные истории, краеведению, искусству и др. Например, в нашем экскурсионном калейдоскопе уже обозначены такие места, как Национальный художественный музей, Центр обучения безопасной жизнедеятельности «Музей огня», Музей землеведения БГУ, Национальная библиотека.
Это важно
Многие музеи и Национальная библиотека имеют адаптированные экскурсионные программы для детей дошкольного возраста.
После экскурсионных мероприятий с целью систематизации полученных воспитанниками знаний и впечатлений оптимально запланировать проведение беседы или викторины с конкурсами на внимательность и память.
Участие в клубной деятельности помогает детям преодолевать застенчивость, неуверенность в своих силах, повышает коммуникативную компетентность, а их родителям дает практическую подсказку, как помочь детям в этом процессе. За время существования клуба «Говорун» было разработано множество различных сценариев заседаний. Представляем один из них — сценарий заседания «Моя любимая книга».
Также вы можете ознакомиться с более подробным содержанием заседания «Моя любимая книга» родительского клуба «Говорун».