Форма циклограммы работы музыкального руководителя не регламентирована: учреждению дошкольного образования предоставляется свобода в оформлении документации такого типа. Циклограмма может быть представлена в списочной, схематично-блочной или наиболее популярной табличной форме. Предположительно в ней должны указываться временной отрезок и содержание вида деятельности музыкального руководителя.
Циклограмма формируется с учетом нормативных актов, локальной документации учреждения дошкольного образования и приоритетных задач. Утверждает ее руководитель учреждения образования по согласованию с профсоюзом.
Основными нормативными документами, на которые необходимо опираться при составлении циклограммы музыкального руководителя, являются:
- Трудовой кодекс Республики Беларусь.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 138 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
В соответствии с п. 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников, которым установлены нормы часов педагогической нагрузки за ставку, не должна превышать 36 ч в неделю. Этим же постановлением утвержден Перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку, в т. ч. норма педагогической нагрузки за ставку музыкального руководителя учреждения дошкольного образования, которая составляет 24 ч в неделю.
При этом под педагогической нагрузкой применительно к музыкальному руководителю учреждения дошкольного образования понимается объем педагогической деятельности, связанной непосредственно с воспитанниками. Остальная часть рабочего времени музыкального руководителя учреждения дошкольного образования реализуется в соответствии с его должностными обязанностями.
Следовательно, планируя свою деятельность в формате циклограммы, музыкальный руководитель может включать в структуру документа следующие содержательные блоки:
- музыкальные занятия;
- индивидуальная работа по развитию музыкальных способностей (в т. ч. во взаимодействии с воспитателями и родителями);
- музыкальное сопровождение утренней гимнастики и физкультурных занятий;
- организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в игровой деятельности воспитанников и режимных моментах);
- проведение праздников, развлечений и досуговой деятельности с воспитанниками.
За рамками как часов педагогической нагрузки, так и циклограммы остаются такие виды деятельности музыкального руководителя, как оформление документации, разработка сценариев мероприятий, изготовление атрибутов, методическое сопровождение воспитателей дошкольного образования, консультирование родителей (законных представителей) по вопросам музыкального развития детей.
Таблица
Примерная циклограмма педагогической деятельности музыкального руководителя на 2019/2020 учебный год
понедельник
| 8.00–8.30 — музыкальное сопровождение утренней гимнастики; 8.30–9.00 — организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в игровой деятельности воспитанников и в режимных моментах) — группа № 4; 9.00–11.00 — музыкальные занятия (группы № 1–3); 11.00–12.48 — индивидуальная работа по развитию музыкальных способностей (в т. ч. во взаимодействии с воспитателями и родителями) — группы № 5,6
|
вторник | 8.00–8.30 — музыкальное сопровождение утренней гимнастики; 8.30–9.00 — организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в игровой деятельности воспитанников и в режимных моментах) — группа № 3; 9.00–11.00 — музыкальные занятия (группы № 4–6); 11.00–12.48 — индивидуальная работа по развитию музыкальных способностей (в т. ч. во взаимодействии с воспитателями и родителями) — группы № 1,2
|
среда | 12.00–13.00 — организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в режимных моментах) — группы № 1,2; 15.12–15.40 — организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в игровой деятельности воспитанников и в режимных моментах) —группы № 3,4; 15.40–17.30 — проведение праздников, развлечений и досуговой деятельности с воспитанниками — группы № 4–6 (1, 3 неделя), группы № 1–3 (2, 4 неделя); 17.30–18.00 — организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в режимных моментах) — группы № 5,6; 18.30–19.00 — индивидуальная работа по развитию музыкальных способностей (в т. ч. во взаимодействии с воспитателями и родителями)
|
четверг | 8.00–8.30 — музыкальное сопровождение утренней гимнастики; 8.30–9.00 — организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в игровой деятельности воспитанников и в режимных моментах) — группы № 5,6; 9.00–11.00 — музыкальные занятия (группы № 1–3); 11.00–12.48 — индивидуальная работа по развитию музыкальных способностей (в т. ч. во взаимодействии с воспитателями и родителями) — группа № 4
|
пятница | 8.00–8.30 — музыкальное сопровождение утренней гимнастики; 8.30–9.00 — организация музыкальной среды в режиме дня (использование музыки в игровой деятельности воспитанников и режимных моментах) — группы № 1,2; 9.00–11.00 — музыкальные занятия (группы № 4–6); 11.00–12.48 — индивидуальная работа по развитию музыкальных способностей (в т. ч. во взаимодействии с воспитателями и родителями) — группа № 3
|