Персональное сопровождение воспитанников с аутистическими нарушениями: заведующему на заметку
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Персональное сопровождение воспитанников с аутистическими нарушениями: заведующему на заметку

Специальное образование в Республике Беларусь направлено на обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР), их подготовку к трудовой деятельности, семейной жизни, социализацию и интеграцию в общество. Современная система специального образования характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование дети с ОПФР. В этой статье мы рассмотрим особенности организации обучения детей с ОПФР на примере ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска».

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

2183 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Организация обучения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания привела к следующим структурным изменениям в системе основного образования:

  • к открытию и функционированию во многих учреждениях дошкольного и общего среднего образования специальных групп (классов) и групп (классов) интегрированного обучения и воспитания;
  • к изменению деятельности педагогов учреждений специального, дошкольного и общего среднего образования;
  • к уточнению квалификационных требований и характеристик должностей педагогических работников;
  • к введению дополнительной штатной численности воспитателей и воспитателей дошкольного образования, позволяющей обеспечить персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями. Целью деятельности таких педагогов является не только персональное сопровождение, но и создание условий для успешного включения ребенка с аутистическими нарушениями в образовательный процесс учреждения образования.

Организационная структура

С 01.09.2016 в ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска» начала функционировать группа интегрированного обучения и воспитания. В связи с наличием воспитанников с аутистическими нарушениями в штатное расписание учреждения были дополнительно введены две ставки должности «воспитатель дошкольного образования».

За последние три года увеличилось количество воспитанников, нуждающихся в персональном сопровождении.

Так, в 2016/2017 учебном году с персональное сопровождение требовалось 1 воспитаннику, в 2017/2018 учебном году — 2 воспитанникам, в 2018/2019 учебном году — 3, в 2019/2020 учебном году — 4. На данный момент в группе числятся 4 воспитанника с аутистическими нарушениями. Двум из них рекомендовано персональное сопровождение в группе, остальным двум — в индивидуальном порядке.

Особенности работы с воспитанниками

Практический опыт работы группы интегрированного обучения и воспитания за последние три года выявил ряд трудностей по всем направлениям работы с детьми с аутистическими нарушениями:

  • сложности в организации адаптивной образовательной предметно-­пространственной среды в учреждении дошкольного образования;
  • отсутствие специфического программного обеспечения для детей дошкольного возраста с аутизмом, а также научно-­методического обеспечения сопровождения;
  • недостаточный уровень подготовки специа­листов и отсутствие у педагогов практического опыта работы с данным контингентом воспитанников;
  • отсутствие форм учетно-­отчетной документации специалистов.

Вышеперечисленные трудности свидетельствуют об актуальности проблемы подготовки и организации деятельности воспитателей дошкольного образования, осуществляющих персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями, стоящей перед системой образования на современном этапе.

Элементы модели персонального сопровождения воспитанников

Модель персонального сопровождения воспитанников с аутистическими нарушения­ми в учреждении дошкольного образования можно представить как трехкомпонентную структуру взаимосвязанных между собой элементов:

  1. В первую очередь педагог помогает ребенку выстроить новые схемы поведения, уместные в различных ситуациях; формирует способность дошкольника делать осознанный выбор через участие в самостоятельной деятельности; помогает ребенку в переживании как положительных, так и отрицательных эмоций, поддерживает инициативу и созидательную активность; сопровождает социализацию дошкольника в детском коллективе, формируя и развивая его коммуникативные навыки;
  2. В рамках второго блока педагог сопровождает воспитанника в конкретной образовательной области путем организации среды с учетом возможностей и особых образовательных потребностей воспитанника, подбора и адаптации педагогических средств индивидуа­лизации для реализации программы специального образования, разработки методического обеспечения программы сопровождения;
  3. Третий блок предусматривает формирование толерантного отношения к детям с аутистическими нарушениями со стороны сверстников и взрослых, обучение правилам и способам общения с данной категорией детей а также формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество путем организации различных соответствующих мероприятий.

Включение детей с аутистическими нарушениями в среду нормотипичных сверстников в большинстве случаев сопровождается рядом проблем. Полностью оправданной, на наш взгляд, является организация поэтапного включения детей с аутистическими нарушениями в группу интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного образования.

Постепенное знакомство ребенка с повседневной жизнью дошкольного учреждения, мягкое налаживание контакта с педагогом и дозированное увеличение социальных контактов значительно уменьшают риск возникновения проблем во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также трудностей при адаптации.

Кроме того, возможность наблюдения за ребенком в течение какого-то времени до его включения в группу исключает ошибки при составлении программ индивидуальных коррекционных занятий и планов включения. Переход ребенка от одного этапа включения к другому осуществляется исходя из его готовности и при определенных условиях.

Этапы работы с воспитанниками

Воспитатель дошкольного образования, приступая к персональному сопровождению ребенка с аутистическими нарушениями (далее — воспитанник), исходя из особых образовательных потребностей воспитанника составляет перспективный план работы, состоящий из четырех основных этапов:

  1. Подготовка к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  2. Частичное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  3. Полное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  4. Самостоятельное (либо с минимальным участием сопровождающего) участие воспитанника в образовательном процессе группы интегрированного обучения и воспитания.

Каждый этап характеризуется постановкой отдельных задач, решением которых в определенной последовательности занимается воспитатель дошкольного образования лично либо в сотрудничестве с иными участниками педагогического процесса.

Образец перспективного плана работы с воспитанниками

Подготовка к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания

Первый этап начинается с момента зачисления ребенка в учреждение образования. Его цель — познакомить воспитанника с сопровождающим его воспитателем, территорией и помещениями учреждения дошкольного образования.

Данный этап имеет по большей части диагностическую направленность с целью комплексной оценки ресурсов и дефицитов воспитанника для реализации образовательной программы специального образования и ставит перед воспитателем дошкольного образования следующие задачи:

  • разработка и реализация плана подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  • установление эмоционального контакта, первичная социализация и формирование элементарных коммуникативных навыков воспитанника;
  • подготовка участников педагогического процесса к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания (разноплановая работа с родителями и нормотипичными детьми группы путем проведения соответствующих мероприятий, заблаговременно планируемых и отражаемых в перспективных планах работы с данными категориями участников);
  • комплексное психолого-­педагогическое обследование воспитанника (проводится совместно с учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом на основе методик, используемых в работе данными специалистами), оформление дневника динамического наблюдения;
  • разработка программы сопровождения (составляется совместно с учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом на основе проведенной диагностики);
  • разработка плана включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания.

Образцы плана подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения

Образец перспективного плана взаимодействия с родителями

Образец дневника динамического наблюдения

Образец программы сопровождения

План включения воспитанника в группу

Частичное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания

Второй этап предполагает краткосрочное систематическое посещение воспитанником группы при наличии в ней детей. В результате воспитанник достигает устойчивого уровня адаптации в группе (ребенок чувствует себя комфортно, в большинстве случаев активно участвует в режимных моментах, налажено взаимодействие с детьми и сотрудниками учреждения, работающими с данной группой).

Данный этап определяет следующие задачи и направления работы воспитателя дошкольного образования:

  • реализация плана частичного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, коррекция плана (при необходимости);
  • реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом;
  • мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника, коррекция программы сопровождения (при необходимости);
  • дальнейшая социализация, развитие коммуникативных умений и навыков воспитанника;
  • работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.

Полное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания

Третий этап предполагает регулярное посещение воспитанником группы в режиме полного дня. Его результатом должно стать достижение воспитанником полной адаптации в социальном и образовательном пространствах учреждения дошкольного образования. Этот этап ставит следующие задачи:

  • реализация плана полного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, коррекция плана (при необходимости);
  • реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-­дефектологом, педагогом-­психологом, воспитателями дошкольного образования и другими педагогическими работниками;
  • организация свободной деятельности воспитанника;
  • мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника;
  • коррекция программы сопровождения (при необходимости);
  • социально-­бытовая ориентировка воспитанника;
  • преодоление проблем речевого и познавательного развития;
  • работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.

Самостоятельное участие воспитанника в образовательном процессе

Четвертый этап заключается в минимальном участии сопровождающего или его полном отсутствии в образовательном процессе группы интегрированного обучения. Он предполагает:

  • полную реализацию программы сопровождения;
  • мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника;
  • формулировку предложений по определению дальнейшего образовательного маршрута воспитанника.

Каждый из этапов рекомендуется завершать заключением, составленным воспитателем, сопровождающим воспитанника (возможно также составление заключения совместно с сопровождающими учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом), которое включает перечисление достижений воспитанника на определенном этапе и рекомендации по дальнейшей реализации программы сопровождения.

Образец заключения

Документальное оформление

Количественные и временные показатели пребывания воспитанника в учреждении образования следует отражать в табеле посещения воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания и в графике посещения учреждения образования воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания.

Образец табеля

Образец графика посещения

Общий план организации жизнедеятельности воспитанника во время его пребывания в учреждении образования (временные периоды, отводимые на определенные виды деятельности) оформляется в виде примерной циклограммы совместной деятельности воспитателя дошкольного образования и воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания.

Образец примерной циклограммы совместной деятельности воспитателя дошкольного образования и воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания

Режим дня воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания может быть гибким и варьироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе (в связи с неожиданными изменениями окружающей обстановки и (или) специальными потребностями воспитанника), однако следует стремиться к его максимальной приближенности к общему режиму группы.

Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, предусмотренные учебным планом, отражаются в расписании специально организованной деятельности с воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания.

Образец распорядка дня воспитанника группы

Образец расписания специально организованной деятельности с воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания

Содержание работы по реализации образовательных областей основывается на указаниях и рекомендациях педагогов, непосредственно реализующих программу специального образования в отношении воспитанника, и отражается в плане работы воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение. Перспектива планирования зависит от функциональных возможностей воспитанника и может варьироваться от недели до месяца.

Образец плана работы воспитателя

Учет индивидуальных занятий воспитанника с учителем-­дефектологом, педагогом-­психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, а также данных об их продуктивности ведется в тетради учета проведения индивидуальных коррекционно-­развивающих занятий.

Преемственность в работе участников педагогического процесса отражается в тетради взаимодействия конкретного педагога (учителя-­дефектолога, педагога-­психолога, руководителя физической культуры, музыкального руководителя, воспитателя дошкольного образования группы), с воспитателем, осуществляющим персональное сопровождение воспитанника.

Образец тетради учета проведения индивидуальных занятий

Образец тетради взаимодействия с воспитателем

Для отслеживания динамики учебной и социальной жизни воспитанника воспитатель дошкольного образования, осуществляющий сопровождение, ведет дневник наблюдения за воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания. Этот дневник, кроме прочего, является способом информирования родителей об особенностях образовательного процесса, успехах и трудностях в адаптации воспитанника.

Образец дневника наблюдения за воспитанником

С целью выявления причин и способов коррекции поведенческих нарушений, динамики развития ребенка в данном направлении воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение, фиксирует значимые проявления поведения воспитанника в протоколе наблюдения за поведением воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания в течение дня.

Образец протокола наблюдения за воспитанником

Заключение

Современный этап процесса внедрения инклюзии в образовательную среду требует внимательного рассмотрения и комплексного подхода. Очевидно, что персональное сопровождение ребенка с ОПФР — важнейшее звено в успешности инклюзии.

Надеемся, что опыт работы, изложенный в статье, будет полезен для воспитателей дошкольного образования, сопровождающих детей с аутистическими нарушениями, учителей-­дефектологов, педагогов-­психологов и законных представителей воспитанников.  

2183 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 70
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок