Организация обучения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания привела к следующим структурным изменениям в системе основного образования:
- к открытию и функционированию во многих учреждениях дошкольного и общего среднего образования специальных групп (классов) и групп (классов) интегрированного обучения и воспитания;
- к изменению деятельности педагогов учреждений специального, дошкольного и общего среднего образования;
- к уточнению квалификационных требований и характеристик должностей педагогических работников;
- к введению дополнительной штатной численности воспитателей и воспитателей дошкольного образования, позволяющей обеспечить персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями. Целью деятельности таких педагогов является не только персональное сопровождение, но и создание условий для успешного включения ребенка с аутистическими нарушениями в образовательный процесс учреждения образования.
Организационная структура
С 01.09.2016 в ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска» начала функционировать группа интегрированного обучения и воспитания. В связи с наличием воспитанников с аутистическими нарушениями в штатное расписание учреждения были дополнительно введены две ставки должности «воспитатель дошкольного образования».
За последние три года увеличилось количество воспитанников, нуждающихся в персональном сопровождении.
Так, в 2016/2017 учебном году с персональное сопровождение требовалось 1 воспитаннику, в 2017/2018 учебном году — 2 воспитанникам, в 2018/2019 учебном году — 3, в 2019/2020 учебном году — 4. На данный момент в группе числятся 4 воспитанника с аутистическими нарушениями. Двум из них рекомендовано персональное сопровождение в группе, остальным двум — в индивидуальном порядке.
Особенности работы с воспитанниками
Практический опыт работы группы интегрированного обучения и воспитания за последние три года выявил ряд трудностей по всем направлениям работы с детьми с аутистическими нарушениями:
- сложности в организации адаптивной образовательной предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования;
- отсутствие специфического программного обеспечения для детей дошкольного возраста с аутизмом, а также научно-методического обеспечения сопровождения;
- недостаточный уровень подготовки специалистов и отсутствие у педагогов практического опыта работы с данным контингентом воспитанников;
- отсутствие форм учетно-отчетной документации специалистов.
Вышеперечисленные трудности свидетельствуют об актуальности проблемы подготовки и организации деятельности воспитателей дошкольного образования, осуществляющих персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями, стоящей перед системой образования на современном этапе.
Элементы модели персонального сопровождения воспитанников
Модель персонального сопровождения воспитанников с аутистическими нарушениями в учреждении дошкольного образования можно представить как трехкомпонентную структуру взаимосвязанных между собой элементов:
- В первую очередь педагог помогает ребенку выстроить новые схемы поведения, уместные в различных ситуациях; формирует способность дошкольника делать осознанный выбор через участие в самостоятельной деятельности; помогает ребенку в переживании как положительных, так и отрицательных эмоций, поддерживает инициативу и созидательную активность; сопровождает социализацию дошкольника в детском коллективе, формируя и развивая его коммуникативные навыки;
- В рамках второго блока педагог сопровождает воспитанника в конкретной образовательной области путем организации среды с учетом возможностей и особых образовательных потребностей воспитанника, подбора и адаптации педагогических средств индивидуализации для реализации программы специального образования, разработки методического обеспечения программы сопровождения;
- Третий блок предусматривает формирование толерантного отношения к детям с аутистическими нарушениями со стороны сверстников и взрослых, обучение правилам и способам общения с данной категорией детей а также формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество путем организации различных соответствующих мероприятий.
Включение детей с аутистическими нарушениями в среду нормотипичных сверстников в большинстве случаев сопровождается рядом проблем. Полностью оправданной, на наш взгляд, является организация поэтапного включения детей с аутистическими нарушениями в группу интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного образования.
Постепенное знакомство ребенка с повседневной жизнью дошкольного учреждения, мягкое налаживание контакта с педагогом и дозированное увеличение социальных контактов значительно уменьшают риск возникновения проблем во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также трудностей при адаптации.
Кроме того, возможность наблюдения за ребенком в течение какого-то времени до его включения в группу исключает ошибки при составлении программ индивидуальных коррекционных занятий и планов включения. Переход ребенка от одного этапа включения к другому осуществляется исходя из его готовности и при определенных условиях.
Этапы работы с воспитанниками
Воспитатель дошкольного образования, приступая к персональному сопровождению ребенка с аутистическими нарушениями (далее — воспитанник), исходя из особых образовательных потребностей воспитанника составляет перспективный план работы, состоящий из четырех основных этапов:
- Подготовка к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
- Частичное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
- Полное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
- Самостоятельное (либо с минимальным участием сопровождающего) участие воспитанника в образовательном процессе группы интегрированного обучения и воспитания.
Каждый этап характеризуется постановкой отдельных задач, решением которых в определенной последовательности занимается воспитатель дошкольного образования лично либо в сотрудничестве с иными участниками педагогического процесса.
Образец перспективного плана работы с воспитанниками
Подготовка к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания
Первый этап начинается с момента зачисления ребенка в учреждение образования. Его цель — познакомить воспитанника с сопровождающим его воспитателем, территорией и помещениями учреждения дошкольного образования.
Данный этап имеет по большей части диагностическую направленность с целью комплексной оценки ресурсов и дефицитов воспитанника для реализации образовательной программы специального образования и ставит перед воспитателем дошкольного образования следующие задачи:
- разработка и реализация плана подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
- установление эмоционального контакта, первичная социализация и формирование элементарных коммуникативных навыков воспитанника;
- подготовка участников педагогического процесса к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания (разноплановая работа с родителями и нормотипичными детьми группы путем проведения соответствующих мероприятий, заблаговременно планируемых и отражаемых в перспективных планах работы с данными категориями участников);
- комплексное психолого-педагогическое обследование воспитанника (проводится совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом на основе методик, используемых в работе данными специалистами), оформление дневника динамического наблюдения;
- разработка программы сопровождения (составляется совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом на основе проведенной диагностики);
- разработка плана включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания.
Образцы плана подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения
Образец перспективного плана взаимодействия с родителями
Образец дневника динамического наблюдения
Образец программы сопровождения
План включения воспитанника в группу
Частичное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания
Второй этап предполагает краткосрочное систематическое посещение воспитанником группы при наличии в ней детей. В результате воспитанник достигает устойчивого уровня адаптации в группе (ребенок чувствует себя комфортно, в большинстве случаев активно участвует в режимных моментах, налажено взаимодействие с детьми и сотрудниками учреждения, работающими с данной группой).
Данный этап определяет следующие задачи и направления работы воспитателя дошкольного образования:
- реализация плана частичного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, коррекция плана (при необходимости);
- реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-дефектологом и педагогом-психологом;
- мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника, коррекция программы сопровождения (при необходимости);
- дальнейшая социализация, развитие коммуникативных умений и навыков воспитанника;
- работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.
Полное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания
Третий этап предполагает регулярное посещение воспитанником группы в режиме полного дня. Его результатом должно стать достижение воспитанником полной адаптации в социальном и образовательном пространствах учреждения дошкольного образования. Этот этап ставит следующие задачи:
- реализация плана полного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, коррекция плана (при необходимости);
- реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями дошкольного образования и другими педагогическими работниками;
- организация свободной деятельности воспитанника;
- мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника;
- коррекция программы сопровождения (при необходимости);
- социально-бытовая ориентировка воспитанника;
- преодоление проблем речевого и познавательного развития;
- работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.
Самостоятельное участие воспитанника в образовательном процессе
Четвертый этап заключается в минимальном участии сопровождающего или его полном отсутствии в образовательном процессе группы интегрированного обучения. Он предполагает:
- полную реализацию программы сопровождения;
- мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника;
- формулировку предложений по определению дальнейшего образовательного маршрута воспитанника.
Каждый из этапов рекомендуется завершать заключением, составленным воспитателем, сопровождающим воспитанника (возможно также составление заключения совместно с сопровождающими учителем-дефектологом и педагогом-психологом), которое включает перечисление достижений воспитанника на определенном этапе и рекомендации по дальнейшей реализации программы сопровождения.
Образец заключения
Документальное оформление
Количественные и временные показатели пребывания воспитанника в учреждении образования следует отражать в табеле посещения воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания и в графике посещения учреждения образования воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания.
Образец табеля
Образец графика посещения
Общий план организации жизнедеятельности воспитанника во время его пребывания в учреждении образования (временные периоды, отводимые на определенные виды деятельности) оформляется в виде примерной циклограммы совместной деятельности воспитателя дошкольного образования и воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания.
Образец примерной циклограммы совместной деятельности воспитателя дошкольного образования и воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания
Режим дня воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания может быть гибким и варьироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе (в связи с неожиданными изменениями окружающей обстановки и (или) специальными потребностями воспитанника), однако следует стремиться к его максимальной приближенности к общему режиму группы.
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, предусмотренные учебным планом, отражаются в расписании специально организованной деятельности с воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания.
Образец распорядка дня воспитанника группы
Образец расписания специально организованной деятельности с воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания
Содержание работы по реализации образовательных областей основывается на указаниях и рекомендациях педагогов, непосредственно реализующих программу специального образования в отношении воспитанника, и отражается в плане работы воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение. Перспектива планирования зависит от функциональных возможностей воспитанника и может варьироваться от недели до месяца.
Образец плана работы воспитателя
Учет индивидуальных занятий воспитанника с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, а также данных об их продуктивности ведется в тетради учета проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Преемственность в работе участников педагогического процесса отражается в тетради взаимодействия конкретного педагога (учителя-дефектолога, педагога-психолога, руководителя физической культуры, музыкального руководителя, воспитателя дошкольного образования группы), с воспитателем, осуществляющим персональное сопровождение воспитанника.
Образец тетради учета проведения индивидуальных занятий
Образец тетради взаимодействия с воспитателем
Для отслеживания динамики учебной и социальной жизни воспитанника воспитатель дошкольного образования, осуществляющий сопровождение, ведет дневник наблюдения за воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания. Этот дневник, кроме прочего, является способом информирования родителей об особенностях образовательного процесса, успехах и трудностях в адаптации воспитанника.
Образец дневника наблюдения за воспитанником
С целью выявления причин и способов коррекции поведенческих нарушений, динамики развития ребенка в данном направлении воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение, фиксирует значимые проявления поведения воспитанника в протоколе наблюдения за поведением воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания в течение дня.
Образец протокола наблюдения за воспитанником
Заключение
Современный этап процесса внедрения инклюзии в образовательную среду требует внимательного рассмотрения и комплексного подхода. Очевидно, что персональное сопровождение ребенка с ОПФР — важнейшее звено в успешности инклюзии.
Надеемся, что опыт работы, изложенный в статье, будет полезен для воспитателей дошкольного образования, сопровождающих детей с аутистическими нарушениями, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и законных представителей воспитанников.