Персональное сопровождение воспитанников с аутистическими нарушениями: заведующему на заметку

Персональное сопровождение воспитанников с аутистическими нарушениями: заведующему на заметку

Специальное образование в Республике Беларусь направлено на обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР), их подготовку к трудовой деятельности, семейной жизни, социализацию и интеграцию в общество. Современная система специального образования характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование дети с ОПФР. В этой статье мы рассмотрим особенности организации обучения детей с ОПФР на примере ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска».

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

1896 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Организация обучения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания привела к следующим структурным изменениям в системе основного образования:

  • к открытию и функционированию во многих учреждениях дошкольного и общего среднего образования специальных групп (классов) и групп (классов) интегрированного обучения и воспитания;
  • к изменению деятельности педагогов учреждений специального, дошкольного и общего среднего образования;
  • к уточнению квалификационных требований и характеристик должностей педагогических работников;
  • к введению дополнительной штатной численности воспитателей и воспитателей дошкольного образования, позволяющей обеспечить персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями. Целью деятельности таких педагогов является не только персональное сопровождение, но и создание условий для успешного включения ребенка с аутистическими нарушениями в образовательный процесс учреждения образования.

Организационная структура

С 01.09.2016 в ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска» начала функционировать группа интегрированного обучения и воспитания. В связи с наличием воспитанников с аутистическими нарушениями в штатное расписание учреждения были дополнительно введены две ставки должности «воспитатель дошкольного образования».

За последние три года увеличилось количество воспитанников, нуждающихся в персональном сопровождении.

Так, в 2016/2017 учебном году с персональное сопровождение требовалось 1 воспитаннику, в 2017/2018 учебном году — 2 воспитанникам, в 2018/2019 учебном году — 3, в 2019/2020 учебном году — 4. На данный момент в группе числятся 4 воспитанника с аутистическими нарушениями. Двум из них рекомендовано персональное сопровождение в группе, остальным двум — в индивидуальном порядке.

Особенности работы с воспитанниками

Практический опыт работы группы интегрированного обучения и воспитания за последние три года выявил ряд трудностей по всем направлениям работы с детьми с аутистическими нарушениями:

  • сложности в организации адаптивной образовательной предметно-­пространственной среды в учреждении дошкольного образования;
  • отсутствие специфического программного обеспечения для детей дошкольного возраста с аутизмом, а также научно-­методического обеспечения сопровождения;
  • недостаточный уровень подготовки специа­листов и отсутствие у педагогов практического опыта работы с данным контингентом воспитанников;
  • отсутствие форм учетно-­отчетной документации специалистов.

Вышеперечисленные трудности свидетельствуют об актуальности проблемы подготовки и организации деятельности воспитателей дошкольного образования, осуществляющих персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями, стоящей перед системой образования на современном этапе.

Элементы модели персонального сопровождения воспитанников

Модель персонального сопровождения воспитанников с аутистическими нарушения­ми в учреждении дошкольного образования можно представить как трехкомпонентную структуру взаимосвязанных между собой элементов:

  1. В первую очередь педагог помогает ребенку выстроить новые схемы поведения, уместные в различных ситуациях; формирует способность дошкольника делать осознанный выбор через участие в самостоятельной деятельности; помогает ребенку в переживании как положительных, так и отрицательных эмоций, поддерживает инициативу и созидательную активность; сопровождает социализацию дошкольника в детском коллективе, формируя и развивая его коммуникативные навыки;
  2. В рамках второго блока педагог сопровождает воспитанника в конкретной образовательной области путем организации среды с учетом возможностей и особых образовательных потребностей воспитанника, подбора и адаптации педагогических средств индивидуа­лизации для реализации программы специального образования, разработки методического обеспечения программы сопровождения;
  3. Третий блок предусматривает формирование толерантного отношения к детям с аутистическими нарушениями со стороны сверстников и взрослых, обучение правилам и способам общения с данной категорией детей а также формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество путем организации различных соответствующих мероприятий.

Включение детей с аутистическими нарушениями в среду нормотипичных сверстников в большинстве случаев сопровождается рядом проблем. Полностью оправданной, на наш взгляд, является организация поэтапного включения детей с аутистическими нарушениями в группу интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного образования.

Постепенное знакомство ребенка с повседневной жизнью дошкольного учреждения, мягкое налаживание контакта с педагогом и дозированное увеличение социальных контактов значительно уменьшают риск возникновения проблем во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также трудностей при адаптации.

Кроме того, возможность наблюдения за ребенком в течение какого-то времени до его включения в группу исключает ошибки при составлении программ индивидуальных коррекционных занятий и планов включения. Переход ребенка от одного этапа включения к другому осуществляется исходя из его готовности и при определенных условиях.

Этапы работы с воспитанниками

Воспитатель дошкольного образования, приступая к персональному сопровождению ребенка с аутистическими нарушениями (далее — воспитанник), исходя из особых образовательных потребностей воспитанника составляет перспективный план работы, состоящий из четырех основных этапов:

  1. Подготовка к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  2. Частичное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  3. Полное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  4. Самостоятельное (либо с минимальным участием сопровождающего) участие воспитанника в образовательном процессе группы интегрированного обучения и воспитания.

Каждый этап характеризуется постановкой отдельных задач, решением которых в определенной последовательности занимается воспитатель дошкольного образования лично либо в сотрудничестве с иными участниками педагогического процесса.

Образец перспективного плана работы с воспитанниками

Подготовка к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания

Первый этап начинается с момента зачисления ребенка в учреждение образования. Его цель — познакомить воспитанника с сопровождающим его воспитателем, территорией и помещениями учреждения дошкольного образования.

Данный этап имеет по большей части диагностическую направленность с целью комплексной оценки ресурсов и дефицитов воспитанника для реализации образовательной программы специального образования и ставит перед воспитателем дошкольного образования следующие задачи:

  • разработка и реализация плана подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
  • установление эмоционального контакта, первичная социализация и формирование элементарных коммуникативных навыков воспитанника;
  • подготовка участников педагогического процесса к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания (разноплановая работа с родителями и нормотипичными детьми группы путем проведения соответствующих мероприятий, заблаговременно планируемых и отражаемых в перспективных планах работы с данными категориями участников);
  • комплексное психолого-­педагогическое обследование воспитанника (проводится совместно с учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом на основе методик, используемых в работе данными специалистами), оформление дневника динамического наблюдения;
  • разработка программы сопровождения (составляется совместно с учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом на основе проведенной диагностики);
  • разработка плана включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания.

Образцы плана подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения

Образец перспективного плана взаимодействия с родителями

Образец дневника динамического наблюдения

Образец программы сопровождения

План включения воспитанника в группу

Частичное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания

Второй этап предполагает краткосрочное систематическое посещение воспитанником группы при наличии в ней детей. В результате воспитанник достигает устойчивого уровня адаптации в группе (ребенок чувствует себя комфортно, в большинстве случаев активно участвует в режимных моментах, налажено взаимодействие с детьми и сотрудниками учреждения, работающими с данной группой).

Данный этап определяет следующие задачи и направления работы воспитателя дошкольного образования:

  • реализация плана частичного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, коррекция плана (при необходимости);
  • реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом;
  • мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника, коррекция программы сопровождения (при необходимости);
  • дальнейшая социализация, развитие коммуникативных умений и навыков воспитанника;
  • работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.

Полное включение воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания

Третий этап предполагает регулярное посещение воспитанником группы в режиме полного дня. Его результатом должно стать достижение воспитанником полной адаптации в социальном и образовательном пространствах учреждения дошкольного образования. Этот этап ставит следующие задачи:

  • реализация плана полного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, коррекция плана (при необходимости);
  • реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-­дефектологом, педагогом-­психологом, воспитателями дошкольного образования и другими педагогическими работниками;
  • организация свободной деятельности воспитанника;
  • мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника;
  • коррекция программы сопровождения (при необходимости);
  • социально-­бытовая ориентировка воспитанника;
  • преодоление проблем речевого и познавательного развития;
  • работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.

Самостоятельное участие воспитанника в образовательном процессе

Четвертый этап заключается в минимальном участии сопровождающего или его полном отсутствии в образовательном процессе группы интегрированного обучения. Он предполагает:

  • полную реализацию программы сопровождения;
  • мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника;
  • формулировку предложений по определению дальнейшего образовательного маршрута воспитанника.

Каждый из этапов рекомендуется завершать заключением, составленным воспитателем, сопровождающим воспитанника (возможно также составление заключения совместно с сопровождающими учителем-­дефектологом и педагогом-­психологом), которое включает перечисление достижений воспитанника на определенном этапе и рекомендации по дальнейшей реализации программы сопровождения.

Образец заключения

Документальное оформление

Количественные и временные показатели пребывания воспитанника в учреждении образования следует отражать в табеле посещения воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания и в графике посещения учреждения образования воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания.

Образец табеля

Образец графика посещения

Общий план организации жизнедеятельности воспитанника во время его пребывания в учреждении образования (временные периоды, отводимые на определенные виды деятельности) оформляется в виде примерной циклограммы совместной деятельности воспитателя дошкольного образования и воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания.

Образец примерной циклограммы совместной деятельности воспитателя дошкольного образования и воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания

Режим дня воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания может быть гибким и варьироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе (в связи с неожиданными изменениями окружающей обстановки и (или) специальными потребностями воспитанника), однако следует стремиться к его максимальной приближенности к общему режиму группы.

Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, предусмотренные учебным планом, отражаются в расписании специально организованной деятельности с воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания.

Образец распорядка дня воспитанника группы

Образец расписания специально организованной деятельности с воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания

Содержание работы по реализации образовательных областей основывается на указаниях и рекомендациях педагогов, непосредственно реализующих программу специального образования в отношении воспитанника, и отражается в плане работы воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение. Перспектива планирования зависит от функциональных возможностей воспитанника и может варьироваться от недели до месяца.

Образец плана работы воспитателя

Учет индивидуальных занятий воспитанника с учителем-­дефектологом, педагогом-­психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, а также данных об их продуктивности ведется в тетради учета проведения индивидуальных коррекционно-­развивающих занятий.

Преемственность в работе участников педагогического процесса отражается в тетради взаимодействия конкретного педагога (учителя-­дефектолога, педагога-­психолога, руководителя физической культуры, музыкального руководителя, воспитателя дошкольного образования группы), с воспитателем, осуществляющим персональное сопровождение воспитанника.

Образец тетради учета проведения индивидуальных занятий

Образец тетради взаимодействия с воспитателем

Для отслеживания динамики учебной и социальной жизни воспитанника воспитатель дошкольного образования, осуществляющий сопровождение, ведет дневник наблюдения за воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания. Этот дневник, кроме прочего, является способом информирования родителей об особенностях образовательного процесса, успехах и трудностях в адаптации воспитанника.

Образец дневника наблюдения за воспитанником

С целью выявления причин и способов коррекции поведенческих нарушений, динамики развития ребенка в данном направлении воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение, фиксирует значимые проявления поведения воспитанника в протоколе наблюдения за поведением воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания в течение дня.

Образец протокола наблюдения за воспитанником

Заключение

Современный этап процесса внедрения инклюзии в образовательную среду требует внимательного рассмотрения и комплексного подхода. Очевидно, что персональное сопровождение ребенка с ОПФР — важнейшее звено в успешности инклюзии.

Надеемся, что опыт работы, изложенный в статье, будет полезен для воспитателей дошкольного образования, сопровождающих детей с аутистическими нарушениями, учителей-­дефектологов, педагогов-­психологов и законных представителей воспитанников.  

1896 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок