Урегулирование конфликта интересов в учреждении дошкольного образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Урегулирование конфликта интересов в учреждении дошкольного образования

В антикоррупционной политике учреждения важное место отводится деятельности по урегулированию конфликта интересов. Опасность ситуаций, связанных с конфликтом интересов в различных сферах государственного управления, признается во многих государствах, и не случайно такой конфликт рассматривается как «мягкое» проявление коррупции. Непринятие мер по управлению конфликтами интересов может порождать коррупцию, хотя далеко не каждый такой конфликт приводит к нарушению законодательства.

Образовательный процесс в силу его специфики связан с существенными коррупционными рисками, поэтому разработка мер, направленных на предупреждение и преодоление конфликта интересов, должна способствовать их минимизации.

1296 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией)).

Таким образом, ситуацию конфликта интересов образует влияние на интересы службы личных интересов лиц, прямо указанных в абз. 12 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией. Это само государственное должностное лицо, его супруг (супруга), близкие родственники или свой­ственники. Причем следует учитывать, что к близким родственникам относятся родители, дети, в т. ч. усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. Свой­ственниками являются близкие родственники супруга (супруги) (абз. 10–11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Заведующему на заметку
Конфликт интересов возникает именно в деятельности должностного лица, а не его близких родственников, свой­ственников или иных лиц. Конечно, интересы этих лиц могут повлиять на добросовестность исполнения государственным должностным лицом своих служебных обязанностей. Но это влияние оказывается только опосредованно, т. е. через формирование у государственного должностного лица личного интереса, вступающего в противоречие с интересами службы.

Отечественный законодатель не пошел по пути, предполагающему специальное регулирование конфликта интересов в сфере образования. Не содержится норм о конфликте интересов педагогических работников и в Кодексе об образовании.

Справочно: в Российской Федерации ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено самостоятельное понятие «конфликт интересов педагогического работника», под которым понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В Республике Беларусь следует руководствоваться общими требованиями антикоррупционного законодательства в части урегулирования конфликта интересов в сфере образования.

В чем может выражаться конфликт интересов?

Для того чтобы установить, возник ли конфликт интересов, в первую очередь следует выяснить, в чем заключаются служебные (трудовые) обязанности должностного лица. Содержание этих обязанностей становится определяющим, когда принимается конкретное решение или совершаются действия по службе. Вне конкретного деяния по службе или работе конфликт интересов не существует.

Исходя из определения конфликта интересов, личный интерес либо влияет, либо может повлиять на надлежащее исполнение служебных обязанностей. Когда речь идет о том, что личный интерес влияет на исполнение служебных обязанностей, это значит, конкретное действие уже совершается либо принимается конкретное решение.

Возможность влияния личного интереса на исполнение служебных обязанностей означает, что должностное лицо еще не совершило конкретного действия либо не приняло конкретное решение. Однако этому лицу уже известно о необходимости в будущем принять соответствующее решение или совершить определенные действия по службе. Притом у должностного лица имеется личный интерес, который может повлиять на объективность и беспристрастность поведения.

Поэтому самое главное — своевременно определить, когда личные интересы вступают или могут вступить в конфликт с публичными интересами и какова степень этого конфликта, а затем при необходимости принять исчерпывающие меры по его предотвращению и урегулированию.

Как управлять конфликтами интересов?

Управление конфликтами интересов должно быть организовано таким образом, чтобы соблюсти баланс между личными правами должностного лица и интересами других граждан, организаций, общества и государства.

Процесс управления конфликтами интересов условно можно разбить на несколько основных этапов:

  • определение примерного перечня ситуаций потенциального конфликта интересов;
  • принятие мер общей профилактики конфликтов интересов;
  • установление четкого и общепонятного механизма поведения должностного лица в случае возникновения конфликта интересов или появления подозрения в том, что конфликт может возникнуть;
  • принятие мер по предотвращению и урегулированию конкретных конфликтов интересов;
  • анализ накопленного опыта предотвращения и урегулирования конфликтов интересов и совершенствование порядка управлениями ими.

Каков перечень ситуаций потенциального конфликта интересов?

Привести исчерпывающий перечень ситуаций, которые можно квалифицировать как потенциальный конфликт интересов, невозможно. В силу специфики образовательной деятельности причины и формы проявления коррупции, равно как и ситуации, связанные с конфликтом интересов, для различных видов образования (дошкольное, общее среднее, среднее специальное и профессионально-­техническое, высшее) имеют свои особенности, что обусловливает применение дифференцированного подхода к их предупреждению.

Для учреждений образования актуальны проблемы получения подарков или иных выгод от законных представителей, систематических сборов средств на нужды учреждения и др. К ситуациям потенциального конфликта интересов можно, например, отнести и непосредственную служебную подчиненность или подконтрольность должностного лица своему супругу, близкому родственнику или свой­ственнику, принятие должностным лицом решения (согласование решения) о приеме на работу лица, которое является его супругом (супругой), близким родственником или свой­ственником, участие должностного лица в аттестации работника, который является супругом (супругой), близким родственником или свой­ственником должностного лица.

Помимо указанных выше, к ситуациям конфликта интересов можно отнести отдельные виды договорных отношений между руководителем учреждения образования с субъектами, выполняющими работы, оказывающими услуги, когда учредителем или руководителем таких организаций или индивидуальным предпринимателем, которые выполняют либо намерены выполнять оплачиваемую работу, являются супруг (супруга), близкие родственники или свой­ственники (например, проведение ремонтных работ). Перечисленное касается и ситуаций, когда должностное лицо получает на безвозмездной основе имущество (подарки) или услуги от организации или индивидуального предпринимателя.

Определяем наличие конфликта интересов

Для того, чтобы должностное лицо или лицо, которое обязано разрешить конфликт интересов, смогло установить, возник ли он, необходимо понять:

  • какую конкретную деятельность должностное лицо должно было выполнить и в чем это задание заключалось;
  • входит ли данный вид деятельности в компетенцию должностного лица и было ли поручение выполнить такое задание;
  • какую связь имел личный интерес со служебным заданием;
  • в чем именно заключалась личная заинтересованность должностного лица относительно исхода конкретного дела (например, желание зачислить в учреждение дошкольного образования племянника без достаточных на то оснований вопреки установленному порядку приема);
  • мог ли личный интерес повлиять на объективное и беспристрастное выполнение служебного задания;
  • сообщило ли должностное лицо о ситуации конфликта интересов непосредственному руководителю, каким образом такая ситуация разрешилась (устранило ли разрешение заявления ситуацию конфликта интересов).

Это важно
О возникновении конфликта интересов или такой вероятности должностное лицо обязано письменно уведомить непосредственного руководителя.

Примерный перечень мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов, предусмотрен в ч. 3 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией. К ним относятся:

  • выдача письменных рекомендаций о принятии мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов;
  • отстранение государственного должностного лица от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать конфликт интересов;
  • перевод государственного должностного лица с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать конфликт интересов, на другую равнозначную должность;
  • поручение исполнения прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменение, в т. ч. временно, должностных обязанностей государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;
  • принятие иных мер, предусмотренных актами законодательства.

Выбор конкретной меры всегда зависит от специфики конфликта интересов и от наличия возможностей по его разрешению.

Так, например, что касается письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то такие рекомендации могут включать предварительное письменное согласование принимаемых решений, исключение личного приема государственным должностным лицом того гражданина, который вовлечен в ситуацию конфликта интересов, осуществление личного приема граждан только в условиях аудиозаписи разговоров и др. Одновременно можно применять несколько мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Заведующему на заметку
Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами (ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5-1 ст. 47 ТК).

Вместе с тем следует учитывать, что основной целью нормы о конфликте интересов является своевременное выявление и устранение конфликта интересов. Соответственно, государственные должностные лица должны поощряться к предупреждению и разрешению конфликта интересов в рамках законодательства, что будет способствовать устранению коррупционных рисков в их деятельности.

Необоснованные дискриминация государственных должностных лиц, привлечение их к ответственности, наоборот, приведут к утаиванию ситуаций конфликта интересов (возможностей их возникновения) и, соответственно, к возрастанию коррупционных рисков в деятельности государственных должностных лиц.

Таким образом, целесообразно в специа­льном локальном нормативном правовом акте обозначить перечень ситуаций потенциального конфликта интересов, определяемых спецификой деятельности учреждений образования. Помимо этого, необходимо установить порядок действий государственных должностных лиц учреждений образования при возникновении конфликта интересов, порядок его выявления, информирования о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. Целесообразно также регламентировать процедуру принятия решений о предотвращении конфликта интересов и способы его урегулирования, а также предусмотреть меры, направленные на профилактику такого конфликта.

Такая мера должна дисциплинировать должностных лиц, поскольку они будут обязаны сообщать обо всех ситуациях, указанных в перечнях ситуаций потенциального конфликта интересов, и за невыполнение этой обязанности должностные лица учреждения дошкольного образования могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. За сокрытие конфликта интересов установлена в т. ч. дисциплинарная ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности. 

1296 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – расскажем про историю праздника

По сложившейся традиции в первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – праздник, когда мы с особенной теплотой вспоминаем учителей, воспитателей, препо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 51

Планирование работы УДО по воспитанию патриотизма у детей

Одним из перспективных направлений профессионального развития педагогических работников УДО является повышение профессиональной компетентности по воспитанию патриотизма у...
№ 7 (151) 2024 Клезович Ольга
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 398
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок