С чего начинается внеплановая проверка?
Перед началом проведения проверки проверяющий органа госсаннадзора обязан предъявить служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), после чего ознакомить заведующего учреждением дошкольного образования с перечнем вопросов, подлежащих проверке.
Каковы общие требования, которые проверяющие должны соблюдать при проведении внеплановой проверки?
Прежде всего, необходимо обеспечить соблюдение принципа законности при проведении проверки, а также учитывать принцип ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).
В ходе внеплановой проверки проверяющие вправе требовать у проверяемых только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые проверяемый обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами.
Проверяющие обязаны проводить внеплановую проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством и только в рабочее время проверяемых, выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, соблюдая при этом законодательство, права и законные интересы проверяемых, служебную этику, охраняемую законодательными актами тайну.
Права, реализуемые проверяющими в процессе внеплановой проверки
Основным элементом компетенции проверяющих по проведению внеплановых проверок, обеспечивающим эффективное осуществление ими государственного контроля (надзора) в закрепленной за ними сфере, являются предоставленные им права.
Права проверяющих закреплены в п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510). Рассмотрим некоторые из них применительно к деятельности органов госсаннадзора.
Проверяющие органов госсаннадзора вправе:
1. Свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого для проведения проверки при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки.
Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения проверяемых помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.
2. В рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т. ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.
3. Получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.
4. Изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки.
Справочно: случаи изъятия оригиналов документов, иных носителей, порядок оформления такого изъятия закреплены в п. 40 и 42 Положения.
5. Требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.
6. Истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого, необходимую для проверки информацию и (или) документы.
7. Привлекать экспертов, специалистов.
8. Проводить в порядке, установленном законодательством, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения их соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.
Методы и способы проведения внеплановой проверки
Проведение проверок контролирующими (надзорными) органами осуществляется с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством.
При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.
Справочно: при проведении внеплановой проверки проверяющие органов госсаннадзора обязаны применять чек-листы.
В ходе проверки может использоваться метод документальной проверки и метод фактической проверки.
Первый основан на проверке по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др. Второй — на приемах, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках объекта, операций, деяний, процесса, явления, события и (или) их состоянии (пересчет, взвешивание, обмер, лабораторный анализ).
При проведении проверки возможно применение двух этих видов методов в совокупности.
Изучение сфер деятельности проверяемого, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, может проводиться сплошным или выборочным способом (методом).
Подробнее способы (методы), которые могут использоваться в ходе проведения внеплановой проверки, представлены в Инструкции о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 января 2010 г. № 83.
Сроки проведения внеплановой проверки
По общему правилу срок проведения внеплановой проверки не может превышать 30 рабочих дней, за исключением проверки в отношении проверяемых, указанных в абз. 2 п. 26 Положения.
Порядок и сроки приостановки, а также продления внеплановой проверки определены в п. 27–29 Положения.
Ответственность проверяющих органов госсаннадзора
С 7 августа вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г., которым ст. 23.79 КоАП «Нарушение требований законодательства о контрольной (надзорной) деятельности» была изложена в новой редакции. Теперь на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа может быть наложен штраф в размере от 2 до 30 базовых величин за совершение грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных в соответствии с законодательными актами (за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 2 этой статьи).