Выдача справок о размере заработной платы
В материале рассматривается порядок выдачи справки о размере заработной платы по запросу работника (уволенного работника), также приводится алгоритм подготовки и выдачи такой справки.
В материале рассматривается порядок выдачи справки о размере заработной платы по запросу работника (уволенного работника), также приводится алгоритм подготовки и выдачи такой справки.
Перечислим основные нормативные и ненормативные документы:
* С последующими изменениями и дополнениями.
Некоторая сложность заключается в том, что до сих пор нет единого (однозначного) мнения о том, является ли выдача справки о размере заработной платы (только) административной процедурой, к которой применяются нормы Закона, или это сфера применения норм трудового законодательства.
Дело в том, что согласно абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона его действие распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур, за исключением, в частности, отношений в сфере трудовых и связанных с ними отношений, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Статьей 51 ТК регламентирована обязанность нанимателя не позднее чем в пятидневный срок по просьбе работника, в т. ч. уволенного, выдать справку с указанием квалификации, должности служащего (профессии рабочего), времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством.
Применение законодательства об административных процедурах будет иметь место в случаях, предусмотренных в т. ч. Указом № 200.
Кроме того, Указ № 200 имеет большую юридическую силу, чем Трудовой кодекс и Закон (п. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).
Таким образом, к выдаче справки о размере заработной платы применяется законодательство об административных процедурах. При этом заметим, что не все случаи выдачи документов, связанных с работой, регламентируются законодательством об административных процедурах. В частности, есть случаи выдачи документов, не указанных в Перечне административных процедур, например, копий должностной инструкции и т. п. Выдача таких документов осуществляется согласно ст. 51 ТК.
* Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций (далее — Центр)
На вопрос «Кто имеет право подписи при выдаче справки о доходах работников бюджетных организаций, обслуживаемых — управляющий Центром или руководитель бюджетной организации?» в Рекомендациях № 6-2-11/50 был дан следующий ответ:
«Выдача справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц — административная процедура.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» данная справка выдается работнику по месту работы (месту получения доходов).
В связи с этим, подготовка справки может осуществляться Центром (как организацией, ведущей расчеты с работниками обслуживаемых бюджетных организаций), выдача — руководителем бюджетной организации-нанимателя».
Таким образом, несмотря на то, что ведение бухгалтерского (и налогового) учета передано Центру, это не освобождает учреждение от выдачи подобной справки, и, соответственно, от соблюдения всех требований, связанных с ее выдачей.
Ниже приведены особенности выдачи справки о доходах бюджетными организациями, которые передали ведение бухгалтерского учета Центрам.
Фактически каждая организация осуществляет, в частности, следующие административные процедуры: выдачу справок о месте работы, службы и занимаемой должности, о периоде работы, службы, о размере заработной платы и т. п.
В такой ситуации принято на основании Перечня административных процедур выбирать из указанного Перечня те процедуры, на совершение которых организация уполномочена, и сформировать свой перечень.
В этом же перечне также следует определить лица, на которые возлагаются обязанности по осуществлению соответствующих административных процедур (предварительно закрепив это в должностных инструкциях соответствующих работников).
Как правило, такие обязанности возлагаются на тех работников, трудовые функции которых наиболее близки к соответствующей процедуре.
Заметим, что работник в рамках выполнения возложенных на него функций может быть привлечен не только к дисциплинарной, но и к административной ответственности за нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26 КоАП).
В случае же с бюджетными организациями, которые передали ведение бухгалтерского и налогового учета Центру, то по общему правилу (если исходить из разъяснений Министерства финансов Республики Беларусь) обязанность по выдаче справки лежит на руководителе бюджетной организации.
Однако это не означает, что руководитель не может уполномочить (возложить на) иное должностное лицо бюджетной организации (т. к. правила выдачи таких документов, в т. ч. определение ответственного работника, в данном случае ничем не отличаются от общих правил).
Например, в бюджетных организациях обязанности по выдаче справки о размере заработной платы можно возложить на инспектора по кадрам или секретаря (учитывая, что саму справку (ее содержание) подготовит Центр, а работник просто ее выдаст с учетом правил административного делопроизводства).
Пример приказа об установлении перечня административных процедур
Исходя из п. 2 ст. 6 Закона руководитель организации на основе требований Закона, законодательства о труде, иных актов законодательства с учетом количества и специфики заявлений заинтересованных лиц, осуществляемых административных процедур, иных обстоятельств, определяет график приема таких лиц, а также обеспечивает проведение приема в удобное для них время.
Согласно ч. 2–3 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Общие положения ЕКСД) должностная инструкция является локальным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно, и в которой определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.
В рассматриваемом случае в должностную инструкцию включают обязанности по осуществлению соответствующих административных процедур.
Напомним, что согласно ст. 20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Ниже приведены выдержки, которые можно включить в должностную инструкцию работника, на которого планируется возложить обязанности по выдаче справки о размере заработной платы.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона в уполномоченном органе в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на официальных сайтах уполномоченных органов либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов (вышестоящих организаций) в глобальной компьютерной сети Интернет размещается информация, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами:
Также на информационных табличках, размещаемых при входе в помещение, в котором проводится прием заинтересованных лиц, либо на рабочем месте или на одежде работника, осуществляющего прием заинтересованных лиц, должна быть размещена информация о занимаемой должности, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) указанного работника (п. 2 ст. 7 Закона).
При журнальной регистрации поступающих заявлений заинтересованных лиц в организации оформляется журнал регистрации документов, связанных с осуществлением административных процедур. Такой журнал предусмотрен п. 83 Перечня документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и государственной молодежной политики, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения (уст. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 с последующими изменениями и дополнениями).
С учетом п. 2.4 гл. 2 Перечня административных процедур, ст. 51 ТК справка о размере заработной платы выдается на основании соответствующего обращения (просьбы) работника.
В законодательстве напрямую не предусмотрено требование о подаче заявителем именно письменного заявления. В такой ситуации следует обратиться непосредственно к Закону.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона заявление заинтересованного лица — обращение заинтересованного лица в письменной, устной либо электронной форме в уполномоченный орган за осуществлением административной процедуры.
В ч. 1 п. 2 ст. 14 Закона указано, что заявление заинтересованного лица подается в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь допускается подача заявления в устной форме.
В п. 2.4 гл. 2 Перечня административных процедур, ст. 51 ТК прямо не упомянуто, на основании письменного или устного обращения выдается справка о размере заработной платы. По мнению автора, это значит, что заинтересованное лицо должно подать письменное заявление.
Общие требования к такому заявлению закреплены в ст. 14 Закона.
Поскольку формально выдача справки о размере заработной платы является административной процедурой, то для ее осуществления помимо самого заявления должен быть представлен паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Заявление о выдаче справки о размере заработной платы подлежит регистрации в день его подачи (не позднее чем в первый следующий за ним рабочий день, если оно поступило в уполномоченный орган в нерабочий день (нерабочее время)) в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция № 39) (ст. 16 Закона, п. 7 Инструкции № 39).
Регистрация документов по осуществлению административных процедур в отношении заинтересованных лиц осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной (ч. 1 п. 6 Инструкции № 39).
Состав реквизитов регистрационно-контрольной формы регистрации заявлений заинтересованных лиц установлен в приложении к Инструкции № 39.
Состав реквизитов регистрационно-контрольной формы регистрации заявлений заинтересованных лиц
Форма справки о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания) установлена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 № 140 с последующими изменениями и дополнениями (приложение 13-2).
Согласно п. 2.4 гл. 2 Перечня административных процедур выдача справки о размере заработной платы осуществляется в пятидневный срок со дня обращения.
Форма справки о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания)
Пунктом 14 Инструкции № 39 установлено, что ход рассмотрения заявления заинтересованного лица, направленные запросы, полученные документы и (или) сведения, результат принятого административного решения по осуществлению административной процедуры, уведомление заинтересованного лица о принятом административном решении должны быть точно и своевременно отражены в соответствующей графе регистрационно-контрольной формы.