В процессе изучения различных источников по использованию метода сенсорной интеграции в работе с детьми было установлено, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание в практической деятельности со стороны педагогов, а также самих родителей. Метод недостаточно широко применяется в коррекционно-развивающей работе с детьми в учреждениях дошкольного образования, отсутствуют соответствующие методические рекомендации. Именно по этим причинам было принято решение начать работу над составлением методических рекомендаций по комплексному подходу к сенсомоторному развитию ребенка с использованием метода сенсорной интеграции.
Кроме консультаций со специалистами проводилась работа по оснащению зала адаптивной физкультуры специальным оборудованием и инвентарем и наполнению кабинета учителя-дефектолога наглядными пособиями, которые явились практической основой для составления игровых комплексов и упражнений.
После изучения научной и методической литературы, осмысления подходов и диагностики детей, выявления их возможностей и потребностей в сенсомоторном развитии началась работа по составлению игровых комплексов: подобраны игры, игровые упражнения. В комплексы вошли игры, направленные:
- на развитие координации движений;
- на развитие мелкой моторики;
- на тактильную стимуляцию;
- на вестибулярную стимуляцию.
Планирование и проведение занятий
Специалисты планировали работу с воспитанниками с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка. Перед началом занятий проводились наблюдения и диагностика детей, в ходе которых определялись направления работы по сенсомоторному развитию.
Занятия проводились индивидуально или подгруппами по два человека. Количество присутствующих определялось целями работы, возрастом и возможностями воспитанников, чаще всего занятия проводились индивидуально. При проведении подгруппового занятия специалистов было несколько, чтобы у педагогов была возможность уделить внимание каждому ребенку. Продолжительность варьировалась от 15 до 30 мин. Занятия проводились минимум два раза в неделю. Отталкиваясь от первых реакций ребенка, специалист организовывал дальнейшую работу.
Педагоги заранее придумывали, как обыграть используемое оборудование и в каком порядке работать. Первое время некоторых детей сопровождал член семьи. Связано это с тем, что присутствие родного человека снимает тревожность у ребенка, и он более спокойно реагирует на новое пространство. На первых занятиях по сенсомоторному развитию воспитанникам давали время освоиться, ознакомиться с пособиями и рассмотреть оборудование, погулять по помещению.
Важно заинтересовать ребенка. Именно разнообразие и фантазия специалиста делают занятие успешным, поэтому проходят они в игровой форме. Если ребенок отказывается взаимодействовать с каким-либо предметом, то малышу следует дать понаблюдать, как с этим оборудованием работает педагог и другой воспитанник. Так вырабатывается интерес и желание тоже попробовать.
В помещении для занятий обязательно соблюдаются все меры безопасности. В зале адаптивной физкультуры имеется необходимое количество матов, помещение обязательно хорошо проветривается. Кроме того, каждый ребенок постоянно находится под присмотром взрослого.
Основные противопоказания для занятий — инфекционные заболевания и эпилепсия. Ребенку с судорожным синдромом разрешается заниматься в зале адаптивной физкультуры только по рекомендации врача и под присмотром специалиста.
Документальное обеспечение процесса
Итогом работы явились составленные технологические карты и конспекты занятий по сенсомоторному развитию детей. Определение уровня сенсомоторного развития детей с нарушениями функций ОДА проводится у 9 воспитанников старшего дошкольного возраста.
В ходе работы ведется дневник наблюдения, составленный на каждого воспитанника, в который внесены показатели по следующим направлениям:
- развитие вестибулярного аппарата;
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
- развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия;
- развитие кинестетического восприятия.
Таким образом, дневник позволяет:
- видеть результаты коррекционной работы с ребенком по сенсомоторному развитию;
- определить наиболее эффективные упражнения, задания, игры;
- выявить затруднения, определить методы и действия по коррекции соответствующих аспектов занятий.
Важно отметить, что в результате использования данного комплекса мероприятий имеется положительная динамика сенсомоторного развития у детей с нарушениями функций ОДА.
Итоги внедрения метода
Если в сентябре 2019 г. двигательные упражнения с осуществлением зрительного контроля и без зрительного контроля могли выполнить с помощью взрослого и самостоятельно только 4 ребенка, то в сентябре 2020 г. с заданиями справлялись 6 воспитанников.
В сентябре 2019 г. лишь два ребенка могли выполнить предметно-орудийные действия с помощью взрослого. В сентябре 2020 г. с такой задачей смогли справиться не только с помощью взрослого, но и самостоятельно уже 5 детей.
Соотносить различные качества предметов, используя различные сериационные ряды, в сентябре 2019 г. могли с помощью взрослого только два воспитанника, самостоятельно — никто из детей. В сентябре 2020 г. с заданиями на тактильно-двигательное восприятие самостоятельно и с помощью взрослого справлялись уже 5 воспитанников из 9.
Выполнять действия с предметами, прикладывая соразмерные усилия, в сентябре 2019 г. могли лишь два воспитанника, а в сентябре 2020 г. — уже 6 детей (трое с помощью взрослого и трое самостоятельно).
Можно предположить, что причиной таких результатов является не только проведенная коррекционно-развивающая работа с детьми, но и реабилитационные мероприятия в учреждениях здравоохранения.
У детей, имеющих нарушения функций ОДА, после проведенной совместной работы специалистов учреждения дошкольного образования и родителей наблюдаются:
- улучшение зрительно-моторной координации (улучшается качество выполнения заданий и упражнений);
- улучшение качества обработки слуховой информации (понимание и выполнение словесной инструкции);
- развитие тактильного восприятия (ребенок чаще использует в играх пластилин, песок, клей, краски);
- ребенок не отвергает данный материал, не избегает прикосновений, чаще проявляет инициативу в действиях;
- ребенок протягивает руку поздороваться, тянет руку за предметом.
В ходе работы меняются виды и количество заданий и игровых упражнений, учитывая индивидуальные потребности детей с нарушениями функций ОДА. Необходимо отметить, что ребята со слабой моторной координацией не всегда демонстрируют худшие игровые навыки, и наоборот.
Методическая помощь воспитателям
Воспитатели получают методическую помощь через консультации. Был проведен круглый стол «Через познание — вместе открываем возможности», семинар-практикум, открытые просмотры коррекционно-развивающих занятий.
В ходе работы был организован также и круглый стол для родителей и педагогических работников «Через сотрудничество — к успеху!». На нем законным представителям продемонстрировали фото- и видеоматериалы, позволяющие составить целостное представление о проведении коррекционных занятий с использованием метода сенсорной интеграции. Педагогические работники поделились опытом работы с воспитателями и родителями по использованию специальных игр и игровых упражнений. На основе этого опыта были составлены методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, которые имеют нарушения функций ОДА, по использованию метода сенсорной интеграции.
Работа с родителями
С родителями прошли консультации, для них был организован круглый стол «Вместе открываем возможности». Кроме того, законные представители воспитанников были приглашены на индивидуальные занятия. Также они получили советы по сенсомоторному развитию детей в условиях семьи.
Для обратной связи используются современные средства передачи информации: электронная почта, мессенджер Viber. Педагоги и родители могут обмениваться фотографиями и видеозаписью занятий. Так появилась возможность создать необходимые условия для сенсомоторного развития ребенка не только в стенах учреждения дошкольного образования, но и дома.
Планы на будущее
В дальнейшем планируется:
продолжить работу над составлением и подбором новых заданий и игровых упражнений для сенсомоторного развития ребенка, над созданием картотеки игр и заданий в рамках метода сенсорной интеграции, над пополнением образовательной среды;
проводить комплексные совместные занятия (учитель-дефектолог с воспитателем дошкольного образования, руководитель физвоспитания с воспитателем дошкольного образования);
систематизировать и распространять накопленный опыт, участвовать в вебинарах для специалистов специальных учреждений дошкольного образования; подготовить материалы для публикации в периодической печати (в журналах «Пралеска», «Спецыяльная адукацыя», «Руководитель учреждения дошкольного образования» и др.);
взаимодействовать с государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования», с Институтом инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», участвовать в районных и городских мероприятиях;
размещать информацию на сайте учреждения дошкольного образования об использовании метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями функций ОДА.
Схема
Работа по сенсомоторному развитию детей в рамках метода сенсорной интеграции