Если ребенок не нарисовал себя, родителям стоит задуматься. Как провести и расшифровать арт-тест
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Если ребенок не нарисовал себя, родителям стоит задуматься. Как провести и расшифровать арт-тест

О чем может рассказать детский рисунок семьи, в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Узнать о взгляде ребенка на положение дел в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя специальный арт-тест. Для этого нужно попросить его изобразить семью, в которой он живет, но при этом не уточняя, кого и как лучше рисовать, не перечисляя ее членов. Пусть он сделает все сам — тогда картина его внутреннего состояния будет наиболее полной и объективной.

5862 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Эта методика подходит для детей от трех лет и старше, — говорит психолог частной практики Лилия Сыпало. — Нельзя, чтобы ребенок рисовал под чьим-то присмотром — займитесь каким-нибудь делом поблизости он него, показывая, что вы отвлечены, и просто подглядывайте на последовательность изображения. Важно не только видеть рисунок, но и проследить, как ведет себя его автор во время прорисовки членов семьи.

По словам психолога, первым ребенок нарисует самого значимого для себя человека, затем менее значимого и так далее. Важно увидеть, где он расположит себя самого: кто к нему ближе, с тем у него лучший контакт.

— Иногда ребенок может «забыть» нарисовать кого-то из членов семьи, — продолжает Л. Сыпало. – Так, недавно на рисунке одной девочки не было папы – малышка сказала, что он много работает, часто пропадает в командировках. Как оказалось, родитель действительно мало внимания уделял дочери, во главу угла ставя благосостояние семьи. При этому мужчина был уверен, что в их отношениях все в порядке. 

Чаще всего маленькие художники умышленно не изображают младших сестер и братьев, аргументируя тем, что те спят или играют в соседней комнате. Объяснить это просто: после их рождения старшие дети стали получать меньше внимания и заботы. 

А иногда ребенок может не нарисовать себя. И тогда родителям уже стоит призадуматься: не исключено, что чадо неуютно чувствует себя рядом с ними, считая себя лишним в семье.

Что касается нажима на карандаш, то слабый говорит о робости и пассивности, сильный – об эмоциональной напряженности. Если ребенок много пользуется ластиком, то это можно расценить как неуверенность и тревожность.

Стоит также обратить внимание на цветовую гамму, преобладающую на рисунке:

Нет ярких цветов. Если преобладает один или два цвета, или вовсе используется простой карандаш, нужно обратить внимание на эмоциональное состояние автора рисунка.

Красный. Он может говорить, как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

Оранжевый. Радость, позитивные эмоции и стремление к веселью. Но его чрезмерное обилие может говорить о возбуждении и желании самоутвердиться.

Желтый. Радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые ребята. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством.

Голубой. Его предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

Синий. Дети, которые чаще им рисуют, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой.

Фиолетовый. Его любят дети-фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие этого цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

Коричневый. Стойкость и трудолюбие. Но часто такие дети более медлительны. Иногда использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

Черный. Этот цвет для малышей привлекателен прежде всего яркостью, так что не нужно преждевременно тревожиться. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом — например, черные листья на дереве или зубы.

— Если у нарисованных человечков отсутствуют уши, рты, носы — это говорит об отчужденности, закрытости, — продолжает собеседница. – Однажды один мальчик нарисовал родителей с яркими и большими ртами. После мама призналась, что в их семье не все так ладно, как хотелось бы, – часто бывают ссоры и скандалы.  

Весьма информативными будут руки и ноги у изображенных людей. Очень короткие конечности говорят о том, что ребенок испытывает дискомфорт в социуме при общении. Отсутствие рук свидетельствует о бесправии члена семьи. Самая тщательная их прорисовка будет у самого близкого и любимого родственника.

— Если ребенок нарисовал всех членов семьи держащимися за руки – это показатель гармонии и дружной атмосферы. Когда автор рисунка изображен в центре, он ощущает себя любимым и значимым для родителей, — отмечает Лилия Сыпало. – Если кто-то из семьи изображен спиной или в профиль, это может означать, что он вызывает у ребенка тревогу. А, возможно, между ним и малышом недавно произошла ссора. Тогда рисование его в подобных ракурсах вполне допустимо. 

После того как ребенок закончит рисовать своих домочадцев, предложите ему изобразить такую семью, какую он хотел бы иметь. Уверена, разницу вы увидите.

Источник: Агентство «Минск-Новости».

5862 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Планирование работы УДО по воспитанию патриотизма у детей

Одним из перспективных направлений профессионального развития педагогических работников УДО является повышение профессиональной компетентности по воспитанию патриотизма у...
№ 7 (151) 2024 Клезович Ольга
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 459
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок