«Наши мамы не развлекали нас часами». Как научить детей играть самостоятельно

«Наши мамы не развлекали нас часами». Как научить детей играть самостоятельно

Многие родители жалуются на то, что дети не умеют сами себя развлекать. Они постоянно дергают взрослых, просят с ними поиграть и мешают заниматься домашними делами. Особенно остро эта проблема проявилась во время вынужденной изоляции из-за вируса, когда многие дети перестали ходить в детский сад и школу. Мы узнали у психолога Ирины Щербо, как исправить ситуацию.

1112 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Мы пытаемся компенсировать то, что не получили в детстве

Психолог считает, что современные мамы стараются дать детям буквально все и сразу, порой даже сверх меры. И причина тому — детство в 90-х, когда родителям приходилось искать любые возможности заработать, времени на детей просто физически не хватало.

— Мы как будто хотим компенсировать своим детям то, что сами недополучили в детстве. Стремимся окружить их лаской и заботой, спасти от любых жизненных невзгод, помочь в случае любой, даже самой крохотной проблемы. И если мы в детстве ходили в ясли без памперсов, сами ели, одевались и развлекали себя, то современные дети гораздо менее самостоятельные. Причина кроется в материнской любви и гиперопеке.

Задариваем детей игрушками

Еще одна причина, которая следует из первой. Родители сейчас буквально «заваливают» детей игрушками, утверждает психолог. И это не дает детям развить навыки самостоятельной игры:

— В детстве мы сами придумывали себе игры, представляли, что палка — это конь, а мяч — это горячая картошка. Игрушек было не так много, дарили их нам дарили только на праздники. Современным детям не нужно обыгрывать в разных ситуациях одну и ту же игрушку, как это было в нашем детстве. Сегодня дети играют с новой вещью день-два. А потом забрасывают ее на дальнюю полку в ожидании новой покупки.

Кроме того, по мнению психолога, современные игрушки зачастую не самые многофункциональные, с ними сложно придумывать новые игры. Это плохо влияет на развитие воображения и навыков самостоятельной игры у детей.

Постоянно участвуем в играх ребенка

Современные мамы постоянно контролируют, в какую игру играет ребенок и «правильно» ли он это делает. Стараются всему детей научить и не дают возможность самим проявить фантазию. И ребенок быстро привыкает к тому, что мама всегда участвует в игре. Он не понимает, как можно играть отдельно от мамы, по своим правилам. Всегда ждет ее участия, толчка, совета», рассказывает психолог.

Кроме того, ошибка многих родителей в том, что они создают идеальные условия для игр.

— Мама всегда играет с удовольствием и подыгрывает. С ней не надо договариваться и идти на уступки, как в случае со сверстниками. Для ребенка это удобно. Он привыкает к такому сценарию. Но это может привести к тому, что ребенок так и не научится играть со сверстниками на равных. И он будет снова и снова приходить к маме, ведь с ней ему играть интереснее всего.

Как развить самостоятельность у ребенка?

Если вы заметили, что ребенок не может без вас играть, учиться, обслуживать себя в быту, психолог советует задуматься.

— Возможно, вас слишком много в жизни ребенка. Если вас это устраивает, то будьте готовы и дальше решать все его проблемы до самой старости. Но если вы посмотрели на эту ситуацию другими глазами и увидели явную проблему, то приступайте к ее решению.

Вот несколько простых рекомендаций для родителей, которые хотят научить детей большей самостоятельности.

Если ребенку от 2 до 5 лет: 

— уберите из детской комнаты лишние игрушки, а также слишком яркие детали интерьера;

— оставьте ребенку 7 актуальных игрушек, которые будут лежать на видном месте в свободном доступе;

— если ребенок играет только с вами, старайтесь создавать такие условия, чтобы постепенно расстояние между вами увеличивалось. Ребенок играет за столом, а вы можете сидеть на диване. Не вкладываете ему в руку детали от пазла, а просто наблюдайте за процессом. Это не значит, что теперь вы вообще не должны играть с ребенком и уделять ему внимание. Просто делайте это дозированно;

— покупайте ребенку игрушки, с которыми можно придумать разные игры. Например, не машину на пульте управления, а машинку, с которой можно играть по-разному: катать руками, загружать в кузов груз, сажать в кабину водителей;

— почаще оставляйте ребенка одного в комнате с игрушками и не спешите предлагать ему поиграть вместе. Даже если вы видите, что он сам не может придумать себе занятие;

— не вмешивайтесь в самостоятельную игру, даже если это, на ваш взгляд, игра не по правилам. Наоборот, хвалите за самостоятельность и проявление фантазии;

— если играете с ребенком, выигрывайте и спорьте, имитируя реальные условия жизни. Как правило, в семье с несколькими детьми этот вопрос решается автоматически. Главное, не говорите: «Уступи маленькому!»;

— не перебарщивайте с «развивающими игрушками». Обычная сюжетная игра в дошкольном возрасте позволяет ребенку познать мир, развивать фантазию и нестандартность мышления, учит проявлять самостоятельность. А развивашка — это просто «натаскивание» по какому-то из направлений. Ребенок играет с развивающими игрушками по строгим правилам, действуя чаще всего шаблонно;

— постарайтесь, чтобы у ребенка были домашние обязанности. Это научит его планировать и поэтапно выполнять определенные действия, что поможет ребенку в будущем учиться самостоятельно.

Если ребенку 5 лет и старше: 

— создавайте ситуации, в которых ребенку надо что-то придумать, посмотреть на ситуацию под другим углом, порассуждать;

— отложите в сторону гаджеты, которые плохо сказываются на познавательной активности ребенка;

— создавайте условия для взаимодействия со сверстниками (родители в таком возрасте уже должны уйти на второй план в игре);

— придумайте для ребенка ежедневные обязанности, например, застилание кровати и поливание цветов. Следите за выполнением домашних дел, а за нарушения — «штрафуйте»;

— научите ребенка учиться без вас. Если он умеет играть самостоятельно, то скорее всего поймет, какую книжку открыть, где и что прочитать. Если ему это дается с трудом, то можно составить с ребенком алгоритм выполнения домашних заданий. Для наглядности можно использовать мнемотаблицы или визуальное расписание. По сути это план в картинках, с помощью которого детям проще понять, какие действия и в какой последовательности надо выполнять;

— давайте ребенку возможность проявить свою фантазию и творчество. Это могут быть занятия рисованием, кружок актерского мастерства или просто возможность разрисовать стены в детской комнате; — учите детей принимать решения и рассуждать о последствиях выбора. Пусть ребенок сам решает, нужно ему сейчас заниматься тем или иным делом или нет. И важно, чтобы он учился оценивать последствия своего решения;

— создавайте условия для разнообразных занятий и игр с учетом предпочтений ребенка. Пусть он сам выбирает для себя игрушки, спортивное снаряжение. Если будет стоять выбор между скейтом, который хочет ребенок, и книгой, которая приглянулась маме, то стоит задуматься. Когда скейт подходит ребенку по возрасту, маме лучше уступить. С теми вещами, которые дети выбрали себе сами, они играют с гораздо большим удовольствием.

Источник: Ребёнок BY


1112 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Республиканский педагогический совет – самый масштабный и значимый форум для всей системы образования

В эпоху новейших технологий кардинально изменилась роль педагога. Доминирующую роль играет образование. Именно педагоги на первом, наиболее ответственном этапе, формируют...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 66

Санитарно-эпидемиологические требования для детских садов: последние изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 внесены изменения в специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуат...
№ 8 (152) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 609
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок