Проект: изменения в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Проект: изменения в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»

На Национальном правовом Интернет-портале опубликован законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», внесенный Советом Министров в Палату представителей.

508 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Посмотрим, что новенького нам предлагают.

1. Электронное обращение

Текущее регулированиеПроект
электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в <...> сети Интернет (ст. 1 Закона).электронное обращение – обращение заявителя, поданное посредством государственной единой республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.

Как видим, электронным обращением будет признаваться только обращение, поданное посредством специальной информационной системы. Что же касается обращений посредством электронной почты организации либо ведомственной, то, как видно из определения, такой возможности больше не будет. При этом в Проекте нет определения “единая республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц”, из чего следует, что нам предстоит с ней познакомиться. Это будет некая платформа, на  которой будет вестись переписка между заявителями и их адресатами.

В дальнейшем по тексту Проекта (ст. 24 Закона, в которую тоже вносятся изменения) есть упоминание, что “перед подачей электронного обращения заявитель должен быть идентифицирован в системе учета и обработки обращений”. Порядок идентификации (авторизации) заявителей, оператор системы учета и обработки обращений, а также иные вопросы, связанные с функционированием системы, определяются Советом Министров. Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством такой же системы.

2. Основания для отказа в личном приеме

Текущее регулированиеПроект
Должностные лица организаций <...> не вправе отказать в личном приеме, за исключением случаев:                
• обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;
• обращения в неустановленные дни и часы;
• когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
• когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам (п. 2 ст. 6 Закона).
Пункт 2 ст. 6 дополняется новыми основаниями:                
• когда заявитель обращается в вышестоящую организацию по вопросам, решение которых относится к компетенции государственных органов и иных организаций, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях, без первоначального обращения в такие государственные органы и иные организации;
• непредъявление документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

 *Очень важное и, как нам представляется, полезное новшество: теперь «через голову» нижестоящего начальства сложнее будет обращаться к вышестоящему, поскольку оно получает законное основание развернуть заявителя с его обращением «на землю». 

3. Новая обязанность организаций и ИП

Организации, индивидуальные предприниматели дополнительно обязаны представлять в 15-дневный срок документы (сведения), необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях, организациям, индивидуальным предпринимателям, запросившим такие документы. Требования не распространяются на случаи представления документов или сведений на возмездной основе, а также на иные случаи (ст. 9 Закона). Тоже неплохое новшество, поскольку заставит получателей обращений немного зашевелиться. 

4. Когда можно не давать ответ на обращение

Текущее регулированиеПроект
При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются (п. 3 ст. 14 Закона).                    


Обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются в случаях:                    
• отсутствия в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций;
• наличия в обращениях только благодарности;
• наличия в обращениях просьбы заявителя не направлять ответ на обращение.

Как видим, новое основание, когда можно не направлять ответ, – просьба заявителя не направлять ответ на обращение. Довольно разумная норма, учитывая, что зачастую заявителю, особенно физлицу, ответ не нужен, а достаточно просто факта обращения. Кроме того, будет какая-никакая, а экономия на почтовых марках. 

5. Книга замечаний и предложений

Текущее регулированиеПроект
В книгу замечаний и предложений вносятся замечания и (или) предложения о деятельности организации, ИП, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (ст. 24 Закона).Книга замечаний и предложений ведется в организации и у ИП, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг населению в сферах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Что ж, теперь вся надежда на прозорливость Правительства, которому предстоит определить те наиболее чувствительные сферы оказания услуг населению, в которых ему обычно действительно есть на кого и на что пожаловаться. Так что теперь на требование «дайте жалобную книгу» гражданин может получить ответ: «А у нас ее нет, поскольку не должно быть». 

6. Массовые обращения

Закон предлагается дополнить статьей 25¹ “Рассмотрение обращений, носящих массовый характер”. Суть в том, что если поступающие обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10), то ответы на них могут размещаться на сайте организации в Интернете без направления ответов заявителям.

508 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок